Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма протокола






Цель: изучение агрессивных тенденций в поведении

Методика: тест руки Вагнера

Экспериментатор: Петров О.Д.

Испытуемый: Сергей А.

Пол: мужской

Возраст: 21 год

Образование: студент 3 курса, педагог

Дата обследования: 21 ноября 1994 года

Карта Время начала реакции   Ответы испытуемого     Результаты категоризации
       
    1. Объясняет что-то жестом, который стремится подчеркнуть что-то важное Кх4
    1. Человек в страхе поднявший руки в целях защиты от нападения 2. Приказывает – встаньте! 3. Если не сделаешь - ты мне не друг! 4. Большой палец руки С   У У ПБ
    З     1. Высмеивает кого-то, показывая пальцем 2. Указывает на что-то 3. Подчеркивает сказанное 4. Внушает свое желание кому-то 5. Указывает направление движения А   У К У У
    1. Просит милостыню 2. Готов к дружескому рукопожатию З К
    1. Выглядит уставшим, отдыхает 2. Может быть злым, ударить кого-либо ПБ Ах 3
    1. Подчеркивает какой-то момент Кх4  
    1. Пожимает руку. Но почему левую? Может бить, он левша? 2. Возможно ударит кого-либо в лицо или другое место, если это не ребенок 3. Просто вытянутая вперед рука - большой палец жесткий 4. Спонтанный удар ребенка в запястье Э   А     О А
    1. Милостыня, даваемая ребенку 2. Держит карандаш 3. Пишет ручкой 4. Спокойно отдыхает Э О АБ АБ
      1. Подчеркивает момент, который обсуждался 2. Стоп. Остановка машины 3. Попытка меня ударить 4. Угрожающая рука К   У С С
        1. Я прикасаюсь большим пальцем к носу Это шутка, не пишите! 2. Попытка остановить машину З   УхЗ

После категоризации подсчитывается число выска­зываний в каждой категории:

Коммуникация - 11

Указание - 9

Агрессия - 6

Страх - 3

Активная безличность - 2

Описание - 2

Эмоциональность - 2

Зависимость - 2

Пассивная безличность - 2

Итого: 39 баллов

Максимальное число баллов, которое может набрать испытуемый, учитывая, что он дает по четыре ответа на каждую карточку, - 40. Однако испытуемый может давать больше ответов по одним категориям и меньше по другим. В приведенном примере мы имеем больше четырех высказываний по категориям «Агрессия», «Указание», «Коммуникация» и не имеем высказываний по категориям «Демонстративность» и «Увечность».

Ответы, относящиеся к категориям «Агрессия» и «Указание», рассматриваются: как связанные с готовностью обследуемогок высшему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению.

Категории ответов: «Страх», «Эмоциональность», «Коммуникация» и «Зависимость» отражают тенденцию к действию, направленную на приспособление к социальной среде; при этом вероятность агрессивного поведения незначительна.

Ответы, относящиеся к категориям «Демонстративность» и «Увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т.к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнять мотивы агрессивного поведения.

Категории «Активная безличность» и «Пассивная безличность» в анализе также не участвуют, так как их влияние на агрессивность поведения не однозначно.

Суммарный баллагрессивности вычисляется, поформуле:

А = (Агрессия + Указание) - (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость),

т.е. количественный показатель открытогоагрессивного поведениярассчитывается путем вычитаниясуммы «адаптивных» ответов из суммы ответовпо первым двум категориям.

Первый член формулы характеризует агрессивные тенденции, второй - тенденции, сдерживающие агрессивное поведение.

Сокращенная интерпретация результатов теста основывается на сравнении суммарного балла с тестовыми нормами и принятии решения об уровне агрессивности и актуальном состоянии испытуемого. Однако более содержательную информацию можно получить при анализе удельного веса и места агрессивных тенденций в общей системе диспозиций. Информационной в плане прогноза агрессивного поведения является доля ответов в категории «Агрессия» по отношению к суммарному количеству ответов в категориях, учитываемых при подсчете суммарного балла.

Таким образом, 2-3 агрессивных ответа при полном отсутствии ответов типа социальной кооперации говорят о большой степени враждебности, чем множество таких ответов на фоне еще большего количества установок на доброжелательное межличностное взаимодействие. В рассматриваемом примере А=(6+9)-(3+2+11+2)=-3, т.е. установки на социальное сотрудничество и зависимость преобладают над агрессивными, доминантными тенденциями.

Важно, что значение имеет не только соотношение установок на социальную кооперацию и агрессию, но и то, какие именно тенденции противопоставляются конфронтации, что побуждает человека к сотрудничеству: страх перед ответной агрессией, чувство собственной неполноценности, зависимости или потребность в теплых, дружеских контактах с окружающими. Внешне сходное поведение в этих случаях имеет принципиально различные внутренние детерминанты. Данные об их природе можно получить при анализе удельного веса установок, которые противостоят агрессии (категории «Страх», «Коммуникация», «Эмоциональность», «Зависимость»).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.