Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ушинский об использовании природы в первоначальном обучении






Ушинский.

Принцип системности – на основе ясной систематики: понимание классификацию систематики и чтобы никакие знания не были бесполезны.

Умозаключения начинаются на 3 году жизни. Все умозаключение становятся вернее, если они опираются на живые образы природы. Живые образы дают основания логики ребенка. Прежде всего необходимо, используя эти живые образы, формировать у ребенка умозаключения. Требование систематичности – основное в первоначальном обучении детей. Систематическое изложение природных явлений.

«Родное слово», «Детский мир» - Ушинский пытается систематизировать природный. Систематика по генетическим признакам и по способам приспособления к среде обитания. Он считает, что необходимо включать в эту систематику и человека. Описание человеческого тела должно предшествовать описанию животного. На предмете близком познакомить с теми терминами, которые затем он будет использовать при описании животных. Потом постепенно ребенок будет в введен в систематику, естественную, которая будет служить позже основанием для систем научных. Также присутствует принцип аналогии – животного с человеком.

«Родное слово» первая часть представлена группировкой материала по месту, а вторая – по времени (представлен год и изменения происходящие в природе и в быте).

Формальное образование – развитие умственных способностей, Материальное – получение знания. Ушинский говорил о соединении этих двух сторон образования: рассудок развивается только в реальных знаниях. Ум – не что иное как хорошо организованное знание.

Обучение – специфическая форма процесса познания. И структурировал эту форму:

1. Ступень познания на стадии чувственного восприятия. Ощущения и представления. Взрослый должен учить ребенка наблюдать, ребенок, таким образом, накапливает чувственный опыт.

2. Познание на стадии рассудочного процесса. Понятие и суждения. Понятие формируется из прошлого опыта и на основе обобщающих признаков. А высшая ступень – суждения.

3. Ступень идейного сознания. Ступень, на которой формируется самосознание ребенка и мировоззрение. Взрослый приводит знания ребенка в систему. По мнению Ушинского полученные знания должны быть использованы в жизни. Переработка в сознании образов, полученных из внешнего мира и употребление на практике.

 

Наблюдать по месту и по времени. Чтобы учение не было сухим и отвлеченным, нужно показывать ребенку природу как гармоническое целое, и каждое событие происходящее в природе связано с жизнью самой природой и с опытом ребенка. Начало и основу мыслительной деятельности Ушинский видит в активном чувственном восприятии. Но не всякое наблюдение гарантирует формирование правильных отчетливые представлений. Ребенок посталвенный лицом к лицу с предметом или явлением без педагогического руководства, не может самостоятельно выделить то существенное, что важно в познавательных целях.

В своих статьях Ушинский дает методику рассматривания и наблюдения предметов: сочетание эмоционального восприятия предметов и явлений природы с.. Для развития наблюдения ребенку надо показывать живой объект, чтобы у него сложилось целостное представление о данном объекте. Надо научить ребенка видеть предмет со всех сторон и среди тех отношений, в которых предмет находиться. Ушинский требовал правильного показа детям, а также правильной точной формулировки вопросов к детям, которая направляла бы ребенка по определенному пути. В вопросах должна быть внутренняя логика, они должны усложняться, должно нарастать в них содержание.

Основные вопросы: выделение основных признаков (кто это, что это, какое это), а после на усвоение закономерностей. Вопросы должны задаваться живо и последовательно, на основе этого ребенок должен сделать подробное описание.

После общего наблюдения, предмет наблюдается по частям. Взрослый может прочитать доступную ребенку статью или другой материал, а потом взрослый просит, чтобы дети стройно и в порядке рассказали о том объекте, который наблюдали, используя при этом в первую очередь собственный наблюдения и то что рассказал взрослый.

Особое внимание надо уделять описанию признаков. Постепенно учить ребенка переходить от описания очевидных признаков к выделению существенных признаков (существа предмета).

Невозможно развивать наблюдательность в детях без развития внимания. Это единственная дверь нашего сознания, через которую поступают впечатления из внешнего мира. Взрослые предупреждаются о том, что дверь «Внимание» всегда должна быть открыта для новых впечатлений.

Особое внимание Ушинский уделял повторному наблюдению. Каждое повторное наблюдение помогает ребенку открыть что-то новое, заметить подробности и детали, о которых взрослый возможно намерено не выделял, чтобы не отвлекать ребенка от основного и существенного. Главное -> детали.

Верность наших наблюдений, верность наших представлений, правильность нашего мышления зависят от точности отражения окружающего нас мира природы, а для этого надо научить ребенка верно наблюдать.

Особую значимость в процессе наблюдения Ушинский придает СРАВНЕНИЮ – второе метод после наблюдения. Сравнение развивает и укрепляет рассудок, метод познания предметов и явлений окружающего мира, основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы познаем не иначе как через сравнение. И если бы мы не могли приложить один предмет к другому, мы не могли бы узнать новый объект. Сравнение так же дидактический прием – способствует выделению существенных признаков в предметах и явлениях природы, что ведет к их пониманию, а другого пути нет. Исключительная роль сравнения – ребенок может воспринимать бесконечное разнообразие предметов и явлений природы – этот прием является основным в дидактике. Использование сравнения способствует развитию логического мышления. Необходимо обучать сравнению объектов и явлений. Сравнивать дети должны предметы в целом знакомые им. На основе сравнения должно следовать описание. Чем больше было сделано сравнений тем описание будет полнее. Воспитатель должен тщательно подготовиться к наблюдению со сравнением – подготовить вопросы.

Также надо использовать БЕСЕДЫ. Новая беседа всегда должна пополнять те знания, полученные в прошлой беседе.

Важное основание педагогики – формирующая роль ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ. Стремление к разнообразной деятельности заложено в самой природе человека – основной закон детской психики. Деятельность – основа воспитания и обучения, без творческой деятельности вообще невозможны эти процессы.

Одной из возможных деятельности Ушинский считает ТРУД – в своем воспитательном значении – основа материальной жизни, а с другой стороны – источник развития человека, условие гармоничного развития личности. В процессе труда формируется и характер ребенка и его способности. Труд не только расширяет круг обязанностей, но и по и является той животворной силой, которая развивает внутреннюю хз что человека. Дитя требует деятельности и утомляется только ее однообразностью. Труд в природе, полевые работы. Труд приносит ребенку телесное здоровье. В труде столько много душевного мира, и этот душевный мир захватывает ребенка. Ребенок укрепляет мускулы и нервы. Полевые, садовые и огородные работы являются сильнейшим средством физического и нравственного воспитания детей. Развивают любовь и привычку к труду, на основе которых развиваются добрые чувства.

С помощью труда можно исправить дурные наклонности. В процессе труда, в частности в процессе с/х работ он учится, но не учение главное в труде, а самое важное, чтобы ребенок получал радость от того, что он занимается этим трудом. По возможности это должен быть разнообразный труд. Ребенок трудится посреди природы. Он начинает понимать, что сельская жизнь полна забот, а чтобы ребенок в дальнейших принимал в них участие, в каждом доу и школе должны быть организованы сад, огород и поле, где дети могли бы выращивать растения и ухаживать за ними.

Ушинский отчетливо понимал, что педагогика должна базироваться на прочном философском фундаменте, а также учитывать и специфику НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ, народной педагогики. Обучение и воспитание первоначально должны строиться на основе народности, должно учитывать культуру того народа, в котором мы воспитываем детей, национальные особенности. В статье о народности в общественном воспитании Ушинский подчеркивает, что воспитание в духе народности – построено на народных началах. Для того чтобы принцип народности был использован в обучении нужно использовать традиции, обычаи русского народа, знакомить детей с географией и природой родной страны, необходимо так же изучать произведения писателей и поэтов, которые отображают русскую природу, и русский народный фольклор. Ушинский ввел в практику работы школ такой предмет как Родиноведение, Отечествоведение. Впечатления, которые ребенок получил ранее, должны легко воспроизводится при чтение произведений, должны вставать перед глазами, ассоциироваться. Экскурсии. Голос родной природы способен воспитать душу ребенка в любви к отчизне. Чувство патриотизма, гражданственность, гуманность, трудолюбие…

Не умственно воспитание должно стоять на первом месте, а воспитание нравственности. Природа – средство эстетического воспитания.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.