Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема ознакомления детей с природой в работах Водовозовой.






ЕЛИЗАВЕТА НИКОЛАЕВНА ВОДОВОЗОВА (1844-1923).

Последовательница Ушинского. 1871 – «Из русской жизни и природы», «Умственное и нравственно воспитание детей от первого сознания до школы». Придерживалась концепции и формального, и … ума.

Природа – средство всестороннего развития ребенка, а прежде всего умственного. Одна из основных глав книги – воспитание ума. Образование должно начинаться с изучения естественных наук.

Природа – дает разнообразные знания ребенку, расширяет КРУГОЗОР. Ребенок может использовать эти знания для игр, самостоятельных занятий, труда, разнообразных наблюдений. Также она считала, что природа способствует усовершенствованию органов внешних чувств и развитию интереса к предметам и явлениям природы. Также считалось, что именно в процессе ознакомления с природой развиваются все психические процессы.

В ребенке нужно развивать так нужную ему наблюдательность и любознательность. Под умом она понимала сенсорное развитие детей. И все занятия должны совершенствовать органы чувств. Это она называла заботой о развитии УМА,

Совершенствование ОРГАНОВ ЧУВСТВ прежде всего способствует развитию процесса ПРЕДСТАВЛЕНИЙ – это исходная позиция Водовозовой. На основе представления развивается мысль ребенка. Именно Возовозова положила начало разработке проблемы сенсорного воспитания детей. И необходимость сенсорного воспитания мотивировала следующим образом: чем совершеннее развиты органы чувств ребенка, тем больше представлений воспринимает его ум, а это дает возможность приобрести наибольшее количество понятиям и быть способным приходить к самостоятельным выводам и заключениям. Неразвитость органов чувств – прежде всего приводит к тому, что ребенок неспособен выделить внешние признаки предметов и явлений и ребенок не будет наблюдательным и будет равнодушен к тому миру, которые окружает детей. Природа будет чужда восприятию ребенка.

Методика. Для ознакомления детей с цветом надо использовать цветы, отличающиеся по оттенкам и радует глаз ребенка. Игра – волшебный мешочек. Звуки природы.

Рассматривала процесс сенсорного воспитания в связи с развитием высших психических функций (ВПФ). Формирование восприятия в единстве с развитием памяти, мышления. Органы чувств могут совершенствоваться только в ходе осмысленной деятельности. Необходимо учить ребенка осмысленно воспринимать окружающий мир в процессе его осмысленной деятельности (???)

Развитие НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ – одного из средств умственного воспитания ребенка. Успешность обучения в школе во многом зависит от того насколько пробужден интерес к окружающей природе и развита наблюдательность. Если воспитатель не смог это сделать в ту пору, когда только начинает пробуждаться наблюдательность, то умственные способности ребенка будут притупляться, и сделавшись школьником ребенок будет равнодушно смотреть на мир. Живая и неживая природа должна служить развитию наблюдательности и умственному воспитанию детей. Подмечать и определять характерные признаки предметов и явлений, что будет отражаться и на развитии мышления детей. Ребенок по признакам и качаствам предметов классифицирует их, сравнивает… Если не будет наблюдательности, это приведет к лености мысли.

Методика развития наблюдательности. Развивая детскую наблюдательность взрослые должны придерживаться дидактических признаков – от близкого – к далекому, от простого – к сложному, от осязаемого – к отвлеченным понятиям, абстрактному.

Природа способствует искорененинию СУЕВЕРИЙ и ПРЕДРАССУДКОВ. Любознательность заменятся страхом перед неизведанным.

Разностороннее развитие – благодаря наблюдениям ребенок знакомиться с все большим количеством явлений родной природы.

Возовозова разработала МЕТОДИКУ НАБЛЮДЕНИЯ (???)

С раннего возраста необходио обращать внимание детей на характерные признак и, иначе у них пропадает свежесть впечатления. Ребенок пытается выделить выдающиеся признаки. Воспитатель должен указать ребенку на другие качества, менее заметные, учить всматриваться в объект, и ребенок далее самостоятельно будет открывать в объекте признак за признаком.

Способность наблюдения: запоминание наблюдаемого, умение сравнивать предметы и явления природы. Умение отличать существенное от менее существенного, и делать правильные выводы о наблюдаемых явлениях. Воспитатели делают огромную ошибку, указывая младшему дошкольнику на детали предмета, а также рассказывая о том, что ребенок видеть не может, для того, чтобы ребенок полноценно воспринимал предметы и явления природы нужно руководить наблюдением ребенка.

Водовозова рекомендует организовать в каждом доу «естественно-исторические кабинетики» - ЖИВЫЕ УГОЛКИ. Для того чтобы можно было проводить опыты с физическими явлениями, растениями и животными. Наблюдения и опыты делают деятельной мысль ребенка, активизируют и способствуют к самостоятельности мышления, приучают детей к анализу.

Растения, ветки с почками, с зацветающими сначала цветами, а после листьями (Верба, ольха), растения из цветника. Домашние животные: кошка, собака, морская свинка, белка, черепаха, рыбы, лягушки, улитки... Приучать ребенка к уходу и научить приручать животных, таким образом избегая жестокости. Научить охранять природу. Сезонные и постоянные обитатели.

Материал в порядке постепенного усложнения. – принцип концентричности. Детей раннего и младшего возраста нужно знакомить с домашними животными и птицами. В это время ребенка занимает все живое и движущееся. Ознакомление должно проходить наглядным путем, но может оживляться разговором, рассказом о том, что ребенок видит в данную минуту.

Последовательность, которой надо придерживаться при отборе материала для наблюдения: материал должен быть понятен и доступен ребенку этого возраста, возрастной принцип, сезонный принцип.

КРУГ ЗНАНИЙ и наблюдений за детьми.

Знакомство с известными породами деревьев, ознакомление с цветами (дикорастущие, культурные), с животным миром (насекомые…), птицами. Круг представлений о животных должен определяться местными условиями. Лес, поле, луг, сад, водоем…

Мир надо показать в естественной, живой форме – чтобы ребенок приобрел основательные знания.

Ребенок должен приучаться получать ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о изучаемых предметах: знать названия, главные характерные признаки, уметь передавать наблюдения в слове. При передаче наблюдений совершенствуется дар слова, и ребенок приучаться к более точному определению. Показать объекты в изменение (в течении года или недели), учить сравнивать, видеть изменения.

Необходимо проводить широко наблюдения и в УГОЛКЕ ПРИРОДЫ. Длительные наблюдения – за ростом и развитием. Использование разных условий для выращивания растений. Выращивание в воде, при разных световых режимах. Показывать предметы не только в статике, но и в динамике, развитии. Знакомить с развитием насекомых (полное, неполное превращение. Земноводные: головастики – лягушки.

ЭКСКУРСИИ на с\х объекты: знакомство с трудом взрослых в различные периоды, знакомство с орудиями с\х труда, с назначением. Экскурсии и прогулки – наиболее лучшие средства для тренировки наблюдений. Но не следует без разбора сообщать все то, что попадается ему на пути. Прогулки должны способствовать формированию познавательного интереса, наблюдательности, воспитанию чувства сострадания и желания помочь, умение видеть красоту природы и восхищаться ею. Разные породы деревьев, наиболее известными животными, гнездами птиц, норки животных.

Водовозова детально разработала экскурсии. Чтобы проводить их воспитатель не должен терять ни одного благоприятного дня, так как они пробуждают внимание и интерес к природе. Чтобы прочно в памяти сохранились впечатления от экскурсии для этого необходима ПОВТОРНОСТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЯ. Наблюдения должны проводиться повторно, но в разное время и в разных условиях. Обращаем внимание детей на сезонные изменения. «Примеры практических задач для наблюдений на все времена года» Наблюдения должны сопровождаться сопровождающей беседой. Кром того воспитатель должен хорошо продумать вопросы к детям, которые не только бы давали возможно сть ребенку определить кто это и что это, а подталкивали детей на сравнение и поиск взаимозависимостей. Мы доводим наблюдаемы объект до сознания ребенка.

Рука об руку с эстетическим воспитанием: рекомендовала проводить наблюдения за красивыми объектами.

Предпосылки ЭСТЕТИЧЕСКОГО развития детей – использование фольклора, сравнения. Так же говорила об использовании авторского слова. Научить ребенка выражать восторг по поводу наблюдаемого – красоты природы. Особая чувствительность ребенка к природе. Разнообразие форм, красок, звуков, гармония.

Очень скоро ребенок будет наблюдать без посторонней помощи, и обращать внимание взрослого.

Использовать природу в НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Ознакомление с природой всегда облагораживает душу ребенка.

Средства УГОЛОК ПРИРОДЫ И УЧАСТОК ШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Предпочтение отдавала наглядно-действенным методам. Выбор обосновывается характерными особенностями ребенка. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЯ – главная задача воспитания. Ребенок должен наслаждаться отдыхом после работы. Воспитание трудолюбия – выращивание овощей и цветов, уход за животными, самообслуживание. Работы должны быть посильными для детей.

Труд – средство ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Воспитывается привычка к труду, ребенок начинает понимать необходимость той деятельности, которой он занимается. Труд в природе во многом определяет моральный облик ребенка.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ребенка – приучают ребенка к анализу. Не только в уголке природы должны быть животные и растения, но и дома. Научиться видеть их состояние и приходить к ним на помощь.

В процессе труда и тд. ребенок усваивает ОБОБЩЕННЫЕ ПРАВИЛА. Развивается самостоятельность и активность ребенка в труде. Природа максимально и разнообразно будет влиять на ребенка, когда он научиться влиять на природу. То есть ребенок должен участвовать во всем. У него развивается сострадание. В процессе труда развивается ум, находчивость, сочувствие к окружающему его миру. А в первую очередь развиваются ДОБРЫЕ ЧУВСТВА, подавляющие дурные наклонности, присущие этому возрасту.

Ребенок должен быть поставлен в АКТИВНУЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ. Для этого следует использовать опыты – длительные наблюдения.

Широко использовать литературу – образную, художественную. Сказки не уводят от действительности, а наоборот показывает природу. Фольклор. Приметы – в них отражен опыт народа, дает возможность ребенку проверить свою наблюдательность.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.