Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерный перечень экзаменационных вопросов






1. Общее представление о педагогике как гуманитарной науке.

2. Объективные социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории.

3. Зарождение воспитания в первобытнообщинном обществе и его становление как социального института. Идеи народной педагогики.

4. Основные этапы развития педагогической мысли в истории человечества.

5. Педагогическая мысль античности. Сократ, Платон, Аристотель. Квинтилиан.

6. Период Средневековья. Монополия церкви на образование. Развитие церковной культуры и появление церковных школ (VII в.).

7. Педагогические идеи в трудах гуманистов и ранних социалистов-утопистов (Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Т. Мор, Т. Кампанелла, М. Монтень).

8. Эпоха Нового времени. Изменения в организации образования в ХVII-ХVIII вв.

9. Деятельность и педагогические взгляды Яна Амоса Коменского. Принципы и методы обучения. Классно-урочная система организации учебного процесса.

10. Школьное образование в ХVII-ХVIII вв. в Англии. Педагогическая концепция Дж. Локка.

11. Движение Просвещения во Франции (середина ХVIII в.) как продолжение гуманистических традиций эпохи Возрождения. Жизнь и педагогическая деятельность Ж.-Ж. Руссо.

12. Просветительские реформы начала ХVIII века. Организация государственных светских учебных заведений (школа математических и навигацких наук, цифирные школы, горнозаводские школы и др.).

13. Школьная реформа 1782-1786 гг. Педагогические взгляды и деятельность Н.И. Пирогова.

14. Педагогическая система К.Д. Ушинского. Дидактические взгляды Ушинского.

15. Экспериментальная педагогика (Э. Мейман, В.А. Лай). Содержание экспериментальной педагогики.

16. Прагматическая педагогика (Дж. Дьюи), трактовка истинности как прагматической значимости: «истинно то, что полезно».

17. Практическая и теоретическая деятельность А.С. Макаренко в области коммунистического воспитания молодежи.

18. Сущность образования как педагогической категории. Педагогический процесс.

19. Образование как процесс и результат педагогической деятельности. Российские и международные документы по образованию.

20. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.

21. Основные подходы в педагогике соотносительно с педагогическим парадигмами.

22. Логика педагогического исследования.

23. Методы и методики изучения педагогической действительности.

24. Сущность процесса обучения.

25. Движущие силы процесса обучения – противоречия.

26. Характеристика процесса обучения как целостной системы. Структурные компоненты процесса: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, деятельностно-процессуальный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.

27. Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитывающая.

28. Общие и частные педагогические закономерности.

29. Принципы обучения как отражение цели, закономерностей обучения и как совокупность требований к организации учебно-воспитательного процесса.

30. Понятие и сущность содержания образования.

31. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

32. Основные документы, определяющие содержание школьного образования: учебные планы, учебные программы, учебные пособия, учебники.

33. Образовательные стандарты и перспективы развития образования в общеобразовательной школе.

34. Понятие и сущность метода, приема и правила обучения. Эволюция методов обучения.

35. Классификация методов обучения: по уровню активности учащихся, по источнику получения знаний, по дидактической цели, по характеру познавательной деятельности учащихся.

36. Средства обучения: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные; простые, сложные.

37. Понятие форм обучения и форм организации обучения.

38. Формы организации учебного процесса.

39. Урок, его структурные компоненты.

40. Диагностика качества обучения. Основные компоненты диагностики.

41. Виды контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый, отсроченный.

42. Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный.

43. Методы контроля: устный, письменный, машинный, практический, самоконтроль.

44. Оценка и учет результатов учебной деятельности: оценка, отметка. Ошибки оценивания.

45. Классификации технологий обучения.

46. Воспитание как педагогическое явление, его специфика, структура, этапы.

47. Сущность процесса воспитания.

48. Закономерности процесса воспитания.

49. Принципы воспитания. Соотношение закономерностей и принципов воспитания. Специфика принципов воспитания.

50. Проблемы содержания воспитания.

51. Классификации методов воспитания. Характеристика методов воспитания: методы формирования сознания, методы стимулирования поведения и деятельности, методы контроля, самоконтроля и самооценки.

52. Средства воспитания, виды деятельности.

53. Формы воспитательной работы: индивидуальные групповые, массовые.

54. Классификация форм воспитательной работы.

55. Коллектив как средство воспитания.

56. Сущность, характеристика коллектива: функции, виды, структура. Структура воспитательного коллектива в школе.

57. Динамика и этапы (стадии) становления воспитательного коллектива.

58. Пути формирования коллектива.

59. Технологический подход к воспитанию, его критерии: конкретность, диагностичность целей; алгоритмичность, кооперационность воспитательных действий, направленных на достижение целей; наличие обратной связи, средств, методов измерения результатов воспитания.

60. Технология работы классного руководителя.

61. Педагогический менеджмент. Специфика, предмет, продукт, орудие, результат труда менеджера образования.

62. Принципы управления педагогическими системами: демократизация и гуманизация управления; системность и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации; взаимосвязь единоначалия и коллегиальности; научность; объективность, полнота и регулярность предоставления информации.

63. Основы внутришкольного управления. Функции внутришкольного управления: мотивация, педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация и контроль.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.