Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации для преподавателя






Обучая студентов предвидению, распознаванию, анализу и разрешению культурологических конфликтов преподаватель, прежде всего, должен сам обладать компетентностью медиатора культур.

Он должен:

в аспекте знаний:

1. владеть понятийным аппаратом, отражающим специфику культурологического аспекта взаимодействия личностей как особого вида психической, мыслительной и речевой деятельности в теоретическом аспекте;

2. освоить относительность (категорий) любой культуры, включая собственную;

3. освоить механизм распознавания и идентификации ценностных ориентаций различных культур и механизмов их (ценностных ориентаций) отражения во всех сферах деятельности;

4. понять закономерность возникновения конфликтов как объективных явлений в условиях взаимодействия носителей различных культур;

в аспекте умений:

1. уметь донести до партнеров по образовательной деятельности, включая студентов, объективный характер конфликтов на культурологической почве;

2. уметь лично обеспечить позитивное разрешение конфликтов, в основе которых лежат системы культурных ценностей носителей различных культур за счет применения особых гуманитарных технологий:

· технологии формирования общего с партнерами значения лингвистических единиц (слов, грамматических конструкций, речевых актов, текстов документов и т.д.),

· технологии формирования общего с партнерами значения не речевых практик, применяемых носителями разных культур в совместной деятельности (жестов, иерархии взаимодействий, способов принятия решений и прочих),

· технологии преобразования несогласующихся, несопоставимых, конфликтующих между собой практик общения из препятствий в движущие силы и стимулы коммуникации и продуктивного взаимодействия,

· технологии прогнозирования, предотвращения и разрешения неизбежных конфликтов межкультурного общения.

3. уметь использовать различные модели разрешения конфликтов на культурологической почве, в зависимости от целей, состава участников и других вариативных факторов совместной деятельности.

 

в аспекте личностно-профессиональной компетенции:

социальной:

· ориентироваться в современной ситуации взаимодействия носителей различных культур,

· нести ответственность за осуществляемую деятельность по разрешению конфликтов на культурологической основе, ее результаты и последствия,

· организовывать группы (команды) по разрешению конфликтов на культурологической основе,

· учитывать необходимость компромиссов для обеспечения интересов всех участников конфликта;

коммуникативной:

· владеть профессиональной коммуникативной компетенцией в сфере разрешения конфликтов на культурологической основе;

информационной:

· владеть современными техническими средствами поиска, обработки, презентации и создания информации, включая мультимедийные,

· постоянно искать и апробировать новые технологии, появляющиеся на рынке услуг, охватывающих сферу разрешения конфликтов, в том числе и на культурологической основе.

 

Преподаватель должен обладать способностью к перечисленным выше видам деятельности; на собственном примере, во-первых, демонстрировать названные «операции», а во-вторых, перформативно обращаться с ними, т.е. после совершения действия (или, лучше, во время него) описывать, что именно и каким образом он (преподаватель) сейчас делает.

Поскольку целью дисциплины является формирование компетенции студента как способности

· предвидеть возможность конфликта,

· проанализировать его причины,

· использовать его как движущую силу сотрудничества,

· разрешить конфликт с учетом интересов все участвующих сторон,

то преподаватель должен строить свою аудиторную и внеаудиторную работу на основе деятельностного подхода, всемерно привлекая студентов к разрешению моделируемых или реальных конфликтов.

 

Представляется целесообразным использовать следующие подходы, олицетворяющие нарастание трудностей.

I. Подготовьте серию заданий на наблюдение конфликтов. Наибольшее поле деятельности представляют средства массовой информации, особенно телевизионные ток-шоу. Попросите студентов

· Посмотреть одно и тоже ток-шоу несколько дней (например, «Пусть говорят» с А. Малаховым или «Слабое звено» с Н. Фоменко) и выделить и описать

а) типичные ситуации конфликта

б) разграничить культурологическое и сугубо личностное в конфликтах,

в) смоделировать пути выхода из конфликта

· Посмотреть несколько дней различные публицистические передачи (например, «К барьеру» с В. Соловьевым, «Времена» с В. Познером и другие) и выделить и описать

а) типы конфликтов (расхождение в понимании ценностей – культурологический конфликт; расхождение в отношении к конфликту как явлению – психологический конфликт и т.д.),

б) культурологические конфликты,

в) смоделировать пути выхода из конфликта.

· Прочитать газеты различной политической направленности и

а) смоделировать конфликтные ситуации, возникающие при очном общении сторонников излагаемых в них взглядов,

б) выделить конфликты, возникающие на основе различных представлений о национальных культурных ценностях,

в) смоделировать пути выхода из конфликта, если таковые имеются.

 

II. Подготовьте серию заданий на саморефлексию конфликтов.

Попросите студентов

· привести примеры культурологических (за счет расхождения представлений о культурных ценностях) конфликтов из собственного опыта,

· описать, как они вели себя в конфликте,

· проанализировать его,

· описать, как они будут вести себя в аналогичном конфликте сейчас (во время или после освоения дисциплины и/модуля)

 

III. Подготовьте серию заданий на предвидение конфликтов.

Попросите студентов

· найти любые материалы (из художественной литературы, из кинофильмов, как отечественных, так и зарубежных, из рекламных роликов, из материалов Интернет (чаты, форумы), могущие привести к культурологическим (за счет расхождения представлений о культурных ценностях) конфликтам,

· проанализировать их (причины конфликтов, как объективные, так и субъективные),

· описать, как будут вести себя в аналогичном конфликте конфликтующие стороны при очном общении.

 

IV. Подготовьте серию заданий на разрешение конфликтов.

Попросите студентов привести примеры вербальных и невербальных средств разрешения конфликтов.

В целом, преподавателю необходимо быть максимально гибким и постоянно реагировать на непредвиденные ситуации, сначала создавая конфликт (реагируя на предложение студента или группы студентов образом, который не согласуется с их ожиданиями), а затем разрешая его. Только гибкость и постоянная способность творчески использовать каждую предложенную студентами ситуацию может, сначала, продемонстрировать студентам компетентность в разрешении культурологических конфликтов, а затем, сформировать у них аналогичную компетенцию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.