Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации






 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучите понятие и признаки республики как формы правления; понятие и признаки федерации как формы государственного устройства; понятие и признаки демократического режима; понятие и признаки правового государства. Отразите эти вопросы в конспекте.

2. Запомните виды субъектов Российской Федерации (ст.5 ч.1 Конституции России), принципы федеративного устройства России(ст. 5 ч.1, ст.3, 4 Конституции России);

3. Установите понятие, виды, порядок назначения референдума; вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум; порядок определения результатов референдума (Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года»). Составьте конспект по данному вопросу.

4. Рассмотрите виды государственной территории; особенности внутренних вод, территориального моря (см. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1993 года); виды территории, на которую у Российской Федерации есть суверенные права (исключительная экономическая зона, континентальный шельф (см. Федеральные законы «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года, «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 года); понятие и правовой режим государственной границы (см. Закон РФ «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года). Составьте конспект, отражающий все перечисленные аспекты данного вопроса.

5. Запомните виды органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ст.11 ч. 1 Конституции России).

6. Определите понятие местного самоуправления (ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года).

7. Определите понятие международного договора (ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года).

 

II. План семинарского занятия

1.Понятие конституционного строя, его значение.

2.Конституционные характеристики российского государства

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Основы конституционного строя - это совокупность важнейших политических, экономических, и иных общественных отношений, закрепленных Конституцией. Основы конституционного строя России перечислены в главе 1 Конституции, имеющей одноименное название. Выделяются следующие основы конституционного строя Российской Федерации:

– Россия - демократическое государство (ст.1 Конституции);

– Россия - федеративное государство (ст.1, 5 Конституции);

– Россия - правовое государство (ст.1 Конституции);

– Россия имеет республиканскую форму правления(ст.1 Конституции);

– Россия – социальное государство (ст.7 Конституции);

– Россия – светское государство (ст.14 Конституции);

– Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2 Конституции);

– Народовластие (ст.3 Конституции);

– Распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию (ст.4 Конституции);

– Основы конституционного строя, касающиеся вопросов гражданства (ст.6 Конституции);

– «Экономические» основы конституционного строя (единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, признание всех форм собственности, возможность нахождения земли и других природных ресурсов в частной собственности и др.) (ст. 8, ст.9 Конституции);

– Разделение властей (ст.10, ст. 11 Конституции);

– Признание и гарантирование местного самоуправления (ст.12 Конституции);

– Политическое и идеологическое многообразие (ст.13 Конституции);

– Основы конституционного строя, закрепляющие свойства Конституции, устанавливающие главную юридическую обязанность граждан, закрепляющие порядок опубликования нормативно-правовых актов и их соотношение с нормами международного права(ст.15 Конституции).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем отличается политическое многообразие от идеологического многообразия?

2. В чем проявляется светский характер российского государства?

3. Что такое референдум?

4. Сколько видов субъектов федерации существует в России?

5. Какие формы народовластия Вам известны?

6. Может ли применяться неопубликованный закон?

7. Что такое «ратификация» международного договора?

8. Что такое «государственный суверенитет» и «суверенитет народа»?

9. На основании каких документов производится разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации?

10. Что означает «единство экономического пространства»?

 

Тестовые задания:

1. Восполните недостающий фрагмент нормы:

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения,..................., автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

 

2. Гражданин Российской Федерации:

а) может быть лишен гражданства по решению суда за совершение особо тяжкого преступления;

б) не может быть лишен гражданства ни при каких обстоятельствах;

в) может быть лишен гражданства министерством внутренних дел за проявление «нелояльности».

 

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются:

а) нормы закона;

б) по усмотрению правоприменителя;

в) нормы международного договора.

 

4. Государство, в котором церковь отделена от государства, образование отделено от церкви, называется................................

 

5. По форме правления Российская Федерация является:

а) федерацией;

б) республикой;

в) демократическим государством.

 

6. Восполните недостающий фрагмент нормы:

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,................................ и судебную.

 

7. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...- это признаки того, что Россия-

а) правовое государство;

б) светское государство;

в) социальное государство;

г) демократическое государство.

 

IV. Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.// Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990г.// Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 2, ст. 22.

3. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004г.// Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №27, ст.2710.

4. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.// Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 24, ст. 2253(в ред. Федерального закона от 21 июля 2005г.).

5. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г.// Российская газета.2002. 24 июля (в ред. Федерального закона от 7 марта 2005г.).

6. Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г.// Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 29, ст. 2950 (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005г.).

7. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.// Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465 (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004г.).

8. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г.// Собрание законодательства Российской Федерации, № 31, 3833 (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004г.).

9. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г.//Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, ст. 4694 (в ред. Федерального закона от 9 мая 2005 г.).

10. Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г.// Собрание законодательства Российской Федерации, № 51, ст. 6273 (в ред. Федерального закона от 11 ноября 2003г.).

 

Основная литература:

1. Смоленский М.Б., Мархгейм М.В.. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. – Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 2007.

2. Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. - Ростов-н/Д: Изд-во РИО Ростовского филиала РТА, 2007.

 

Дополнительная литература:

1. Гаврилов В.В. Теории согласования международных и внутригосударственных правовых норм// Государство и право.-2005.-№ 12.

2. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма: Проблемы теории и практики.- М., 2001.

3. Малько А.В. Правовое государство// Известия вузов: Правоведение.- 1997. -№ 3.

4. Полянский И.А., Комарова В.В. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации// Юрист. -2000. -№ 12.

5. Постников В.Г. Становление социального государства, его конституционно-правовой и политический характер//Журнал российского права.-2005.-№1.

6. Теоретические проблемы современного российского конституционализма (Научно- практический семинар)// Государство и право.- 1999. -№ 4.

7. Усанов В.Е. Разделение властей как основа конституционного строя и его роль в формировании парламентаризма в современной России// Государство и право.-2005.-№ 12.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.