Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы работы с лицами пожилого возраста






встречи, беседы, «чаепития», посвященные воспоминаниям о молодости, значимых событиях в личной жизни и жизни семьи; торжественные мероприятия, посвященные ветеранам войны и труда; посещение людей пожилого и старческого возраста с целью оказания психологической и эмоциональной поддержки; социальная помощь; проведение консультаций по различным вопросам: социальным, юридическим, психологическим и др. по телефону.

В основу технологий социальной работы с пожилыми должны быть положены следующие требования: 1. Предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых, 2. предупреждение устранения их от активной жизни, 3. Соблюдение равенства и учет возможностей пожилых при получении социальных пособий и услуг, 4. выявление индивидуальных потребностей, адресность помощи, 5. Ориентации яна развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых.

Социальная защита как система в Республике Беларусь имеет три относительно самостоятельные подсистемы: социальное страхование, общественное вспомоществование, социальное обслуживание.

Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов.

Действующая в Республике Беларусь пенсионная система создавалась и формировалась в иных по сравнению с нынешними социально-экономических и демографических условиях. Сегодня она, как и подобные ей пенсионные системы большинства государств постсоветского пространства, нуждается в адаптации к изменяющимся условиям функционирования. Переход на накопительные методы формирования пенсионных ресурсов требует тщательной разработки правовой базы, создания организационной структуры, обеспечивающей эффективное управление пенсионными активами.

Общественное вспомоществование - финансирование из бюджетных средств жизненно важных потребностей отдельных лиц или групп населения, при котором в качестве ориентира выступает их индивидуальная нуждаемость. Данная подсистема социальной защиты населения реализуется, прежде всего, посредством инновационной государственной адресной социальной помощи, а также предоставлением обновленных социальных льгот и обязательных социальных выплат.

Социальное обслуживание - оказание людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, проведение мероприятий по социальной профилактике, социальной адаптации, социальной реабилитации и др.

В РБ традиционно развивается обслуживание на дому – 83 тыс, в 52 ТЦСОН созданы отделения круглосуточного пребывания людей пожилого возраста. У нас ь действуют многочисленные республиканские, областные и районные общественные организации, которые оказывают помощь людям пожилого и старческого возраста. В их числе Белорусский Красный Крест, общественная организация «Белорусская ассоциация социальных работников», группы самопомощи, различные общественные организации ветеранов и пожилых людей.

 

 

30. Особенности решения миграционной проблемы в РБ. Технологии социальной работы с мигрантами и этническими общностями.

Миграция — переселение людей на новое место жительства внутри страны или за ее границу.

С одной стороны миграция необходимый и неизбежный процесс, связанный с перераспределением трудовых ресурсов, в их обучением и отдыхом. С другой – миграция носязая вынужденный характер приводит к росту социального напряжения, порождая различные проблемы.

Миграция подразделяется на: безвозвратную (с окончательной сменой ПМЖ); временную (переселение на длительный, но ограниченный срок); сезонную (перемещения в определенные периоды года); маятниковую (регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта).

Различают внешнюю (перемещения за переделы страны) и внутреннюю (перемещения внутри страны) миграцию.

По степени управляемости различают организованную миграцию, осуществляемую при участии государственных или общественных органов, и неорганизованную (стихийную), которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов.

По отношению к перемещению различают: добровольную, вынужденную и принудительную миграцию.

Направления и технологии работы с мигрантами:

1.социальное (диагностика), 2.социально-информационное (выявление проблем и предоставление всей необходимой информации), 3.социально-психологическое (консультирование), 4.социально-педагогическое, 5.социально-правовое, 6.медико-социальное, 7.социально-экономическое (трудоустройство и переобучение), 8.финансово-материальное, 9.социально-трудовое (например открытие фирм и проч.)

Приоритетными направлениями миграционной политики Республики Беларусь являются:

— защита прав и интересов граждан РБ на ее территории и за ее пределами;

— управление миграционными процессами Республики Беларусь, регулирование въезда и выезда мигрантов, осуществление миграционного контроля, стабилизация и минимизация миграционных потоков;

— содействие социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов в РБ путем создания законных и гуманных условий их приема и размещения; осуществление сотрудничества с международными организациями в области миграции населения.

Органами государственного управления, обеспечивающими реализацию политики в отношении беженцев, являются: республиканский орган государственного управления по миграции, территориальные органы по миграции.

Право на эмиграцию закреплено в международных правовых актах (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года и др.). В Республике Беларусь Конституцией декларировано право гражданина покидать страну и беспрепятственно возвращаться назад. Сам механизм эмиграции регулируется Законом «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».

 

 

31. Методы и технологии социальной работы по профилактике девиантного и аддитивного поведения различных категорий населения.

Под девиантным поведениемпонимается такой тип социально-ролевого поведения индивида или группы, который не соответствует принятым в социальной общности нормам.

Технологии социальной работы с девиантами:

1. социальная диагностика – постановка социального диагноза

2.сСоциальная профилактика (превенция) - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение девиантного поведения.

ВОЗ выделяет первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика – направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов (успешна при работе с подростками).

Вторичная профилактика – направлена нараннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работой с группой «риска» (например, подростки со склонностью к формированию девиантного поведения, но не имеющего такового в данное время).

Третичная профилактика – направлена на устранение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушением поведения, а также на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформировавшимся девиантным поведением.

Формы профилактической социальной работы: информирование, активное социальное обучение социально-важным навыкам, организация здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий девиантного поведения.

Этапы профилактики девиантного поведения:

• выявление причин отклоняющегося поведения подростков;

• диагностика структуры их личности;

• разрешение проблемы их конфронтации с социумом;

• дальнейшее наблюдение за подростками и коррекция их поведения

3. социальный контроль (надзор)

4.социальная реабилитация и адаптация

5. Социально-педагогическая и социально-психологическая работа

· организационно-методическая работа;

· индивидуальная работа с учащимися, родителями;

· правовое, педагогическое просвещение родителей;

· совместная деятельность: учитель — социальный педагог;

· совместная деятельность: психолог — социальный педагог; '

· комплексная работа по внедрению здорового образа жизни и формированию нравственно-культурных норм поведения;

· диагностическая работа;

· взаимодействие с общественными организациями;

· социально-педагогический мониторинг.

Формы аддиктивного поведения: химическая, нехимическая (аддикция отношений, игровая, сексуальная, работоголизм, и т.п.)

Признаки аддиктивного поведения: постоянная увлеченность, изменение круга интересов, потеря контроля, состояние психологического дискомфорта, периодически возникающие состояние напряжения, быстрое нарастание снижения способности сопротивляться аддикции

Первичная профилактика зависимых форм поведения имеет цель: предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида.

Главная цель вторичной профилактики— изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения. Третичная профилактика направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания.


32. Социально-психологическое консультирование как основная форма работы с клиентом. Особенности консультативной работы соционома, её основные виды и этапы проведения.

Социальное консультирование — это вид социальной работы, в ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения.

Этапы социального консультирования:

выявление причин, побудивших клиента к обращению за консультацией;

анализ, оценка и диагностика проблемы;

формулировка проблемы и определение целей консультации;

установление стратегии и плана действий;

осуществление соответствующих действий;

оценка результатов консультации и выводы.

Социально-психологическое консультирование представляет собой особую область практической социальной психологии, связанную с оказанием со стороны практикующего специалиста непосредственной социально-психологической помощи людям, которые в ней нуждаются.

Социально-психологическое консультирование как понятие тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с понятиями психологической коррекции и психотерапии.

Социально-психологическое консультирование направлено на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, так как клиенты психолога-консультанта имеют межличностные проблемы.

Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.

Основные принципы социально-психологического консультирования:

гуманность – доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту

ориентация на нормы и ценности клиента

запрет давать советы клиенту;

анонимность консультирования;

включенность клиента в процесс консультирования;

принятие клиентом ответственности за происходящее с ним;

принятие клиентом ответственности за происходящее с ним

Социально-психологическое консультирование предполагает использование своеобразных приемов и методов работы с клиентами. К их числу обычно относят:

наблюдение, тестирование, убеждение, информирование, аналогии, мини-тренинг, консультационный инструктаж.

Виды социально-психологического консультирования: 1.по форме – групповое и индивидуальное, 2.по содержанию – конкретное, программное, 3.по способу взаимодействия - контактное («очное»), когда консультант встречается с клиентом; дистантное («заочное»), когда общение происходит по телефону или по переписке.

 

 

33. Посредническая деятельность в социальной работе, её специфика. Эффективность и достижение успеха при использовании технологий посредничества.

Социальное посредничество — одна из важных функций социальной работы. Посредническая деятельность осуществляется только тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить

Посреднические услуги – содействие установлению и расширению связей между гражданами, семьями и социальными институтами, активизации контактов между ними (ст.1 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»).

Посреднические услуги могут быть сгруппированы по направлениям:

посредничество между государством, организацией, учреждением и клиентом;

между организациями и учреждениями;

посредничество между специалистами разной ведомственной подчиненности;

посредничество между клиентами социальных групп и институтов;

межличностное посредничество.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.