Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По подготовке и проведению практического занятия






Методическая разработка для проведения урока

по учебной дисциплине «Пожарная автоматика»

Тема №5.3: «Установки водяного и пенного пожаротушения

«Устройство и работа контрольно-пусковых узлов
установок водяного и пенного пожаротушения, способы дозирования»

 

 

Время: 2 часа (90 минут).

Место проведения:

 

 

Санкт-Петербург

 

I. Учебные цели

1. Довести до понимания обучаемых роль автоматических установок водяного и пенного пожаротушения в системе АПЗ.

2. Довести до понимания обучаемых принципы построения работы и конструктивные особенности основных узлов автоматических дренчерных установок водяного и пенного пожаротушения.

3. Проверка качества усвоения обучаемыми учебного материала.

II. Воспитательные цели

Воспитание у обучаемых стремления к углубленному освоению материала по теме занятия, обучение методам самостоятельной работы с первоисточниками и учебными материалами.

 

III. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
Вводная часть Основная часть Учебные вопросы: 1. Контрольно-пусковые узлы спринклерных АУПТ, их устройство и работа; 2. Контрольно-пусковые узлы дренчерных АУПТ, их устройство и работа; 3. Дозаторы и способы дозирования 4. Приборы управления водяными установками ПА; Заключительная часть        

 

IV. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника, интерактивная доска.

2. Демонстрационные плакаты, слайды.

V. Методические рекомендации преподавателю

по подготовке и проведению практического занятия

При подготовке к занятию преподаватель обязан изучить учебные вопросы, структуру и содержание занятия, ознакомиться с литературой и методическими рекомендациями, уточнить количество и готовность рабочих мест к проведению занятия с обучаемыми. По завершении личной теоретической подготовки необходимо составить план проведения занятия с указанием времени, отводимого на отработку учебных вопросов.

Накануне практического занятия необходимо провести консультацию с обучаемыми на рабочих местах, выдать задание на подготовку и выполнение занятия, дать указания на получение необходимой литературы, учебно-методических материалов и рекомендовать материал для повторения.

Во вводной части занятия (5 мин) преподаватель проверяет наличие учащихся, объявляет тему, учебные цели и вопросы занятия, последовательность и ориентировочное время их отработки, доводит до сведения форму контроля усвоения материала, используемую на данном практическом занятии.

В ходе занятия преподаватель руководит и контролирует работу учащихся, консультирует их по возникающим частным вопросам непосредственно на рабочих местах, оказывает помощь в работе с литературой, при необходимости разъясняет всей группе отдельные положения, вызывающие затруднения у большинства обучаемых.

Контроль качества выполнения обучаемыми задания рекомендуется осуществлять в процессе индивидуальных консультаций и оказания помощи, а также в конце занятия по мере выполнения заданий самостоятельной работы. Непроверенные работы сдаются преподавателю и после проверки на одной из самоподготовок проводится разбор занятия, где доводятся оценки и указываются наиболее характерные недостатки.

1. Контрольно-пусковые узлы спринклерных АУПТ,
их устройство и работа

При отработке первого учебного вопроса (20 минут) Перед началом объяснения нового учебного материала преподаватель контролирует усвоение материала предыдущих занятий. Контроль осуществляется в форме письменного опроса.

Далее преподаватель переходит к объяснению нового учебного материала, учащиеся ведут конспект. В ходе рассмотрения материала преподаватель в индивидуальном порядке контролирует работу учащихся, задавая контрольные вопросы, касающиеся нового материала, и отвечает на возникающие вопросы в ходе работы обучаемых, задает наводящие вопросы, заставляющие обратить внимание на ту или иную проблему.

КПУ (контрольно-пусковые узлы) предназначены для пуска АУПТ, сигнализации о пуске, остановки АУПТ, контроля за работоспособностью, заправки АУПТ огнетушащим веществом, проведения ТО и ремонтных работ.

Область применения водяные и пенные АУПТ:

1. Спринклерные

Водяные – КПУ с клапаном типа ВС (водосигнальный).

Воздушные – КПУ с клапанами ВС-ГД-КВП (группового действия – клапан воздушный пусковой)

2. Дренчерные

с электропуском – ГД, БКМ (быстродействующий клапан мембранный), КЗС (клапан запорный секционный) с электромагнитым клапаном;

с гидравлическим пуском – ГД, БКМ, КЗС со спринклерной побудительной сетью, заполненной водой под давлением;

с пневматическим пуском - ГД, БКМ, КЗС со спринклерной побудительной сетью, заполненной воздухом под давлением;

с тросовым пуском - ГД, БКМ, КЗС с КПТВ (клапан побудительный тросовый).

Устройство и принцип работы на примере клапана ГД с электромагнитным клапаном (может использоваться в водяных и пенных дренчерных установках с электропуском). (Рис. 2.)

Порядок работы. При пожаре и срабатывании пожарных извещателей прибор управления пожарный подает электрический сигнал на открытие электромагнитного клапана. Давление в побудительной камере клапана ГД падает, клапан открывается, и вода идет из подводящего трубопровода в питающий и далее в оросительную сеть на тушение пожара. Через открытый пробковый кран вода поступает к двум сигнализаторам давления, которые, срабатывая, сигнализируют о срабатывании установки и начале тушения. Манометры служат для контроля давления в дежурном режиме в подводящем трубопроводе и побудительной камере, которое для того, чтобы клапан был закрыт, должно быть одинаковым. Кран ручного пуска обеспечивает возможность запуска установки вручную. Задвижки служат для прекращения работы установки. Вентиль 11 служит для заправки побудительной камеры водой. Кран с малым отверстием 10 служит для компенсации малых утечек воды из побудительной камеры и предотвращения ложных срабатываний КПУ. Обратный клапан 13 необходим для того, чтобы давление в побудительной камере не падало при падении давления в подводящем трубопроводе 15. Крестовина 12 служит для проверки плотности посадки клапана на седло. Вентилями на трубопроводе с СДУ можно проверить работоспособность установки без пуска при закрытой задвижке 6.

 

 
 

Рис.1. КПУ с клапаном ВС-ГД-КВП. Схема обвязки.

1-манометр; 2-питающий трубопровод; 3-кран монометровый; 4-кран; 5-задвижка; 6-клапан воздушный пусковой; 7-клапан группового действия; 8- сигнализатор давления; 9-кран ручного пуска; 10-кран с малым отверстием; 11-пробковый кран; 12-клапан водосигнальный; 13-кран комбинированный; 14-обратный клапан; 15-вентиль; 16-крестовина; 17-сливной трубопровод; 18-подводящий трубопровод.

2. Контрольно-пусковые узлы дренчерных АУПТ,
их устройство и работа

При отработке второго учебного вопроса (20 мин). Преподаватель излагает новый учебный материал, учащиеся ведут конспект. В ходе рассмотрения материала преподаватель в индивидуальном порядке контролирует работу учащихся, задавая контрольные вопросы, касающиеся методов расчета надежности и риска сложных технических систем, и отвечает на возникающие вопросы в ходе работы обучаемых, задает наводящие вопросы, заставляющие обратить внимание на ту или иную проблему.


Рис.2. КПУ с клапаном ГД. Схема обвязки.

1-манометр; 2-питающий трубопровод; 3-сигнализатор давления; 4-электроклапан; 5-кран манометровый; 6-задвижка; 7-кран ручного пуска; 8-пробковый кран; 9-клапан группового действия; 10-кран с малым отверстием; 11-вентиль; 12-крестовина; 13-обратный клапан; 14-сливной трубопровод; 15-подводящий трубопровод.

3. Дозаторы и способы дозирования

При отработке третьего учебного вопроса (15 мин). Преподаватель излагает новый учебный материал, учащиеся ведут конспект. В ходе рассмотрения материала преподаватель в индивидуальном порядке контролирует работу учащихся, задавая контрольные вопросы, касающиеся методов расчета надежности и риска сложных технических систем, и отвечает на возникающие вопросы в ходе работы обучаемых, задает наводящие вопросы, заставляющие обратить внимание на ту или иную проблему.

Дозирование – введение пенообразователя в воду для получения водного раствора пенообразователя определенной концентрации.

В настоящее время применяют пять способов дозирования:

1. Объемное дозирование

При этом способе пенообразователь заранее готовится в баке. Недостатки: срок хранения уменьшается, необходимо строить большой резервуар для активного раствора, сложности при утилизации ПО).

2. Дозирование с применением бака-дозатора.

3. Дозирование с помощью автоматического дозатора с трубой Вентури.

4. Дозирование при помощи насосов дозаторов.

5. Дозирование путем эжектирования пенообразователя.

 
 

Пример дозатора, принцип действия которого основан на эжектировании пенообразователя приведен на рис. 3.

 

Рис. 3. Дозатор

1-входной патрубок; 2-всасывающая камера; 3-сопло; 4-выходной патрубок.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.