Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические взгляды С. Ф. Шарапова






Чтобы построить сильную, независимую экономику, нравственность должна стать основой экономической политики государства, в том числе финансовой политики и организации финансовой системы. Об этом пишет подробно уже другой представитель восточнославянской экономической мысли видный мыслитель, экономист, общественный деятель, эффективный хозяйственник С.Ф. Шарапов. Он поддерживал идеи славянофилов и внес значительный вклад в развитие традиций самодостаточного ведения национального хозяйства на основе духовно-нравственных принципов. Его книга «Бумажный рубль, его теория и практика» — яркое проявление самобытной русской экономической мысли и самое глубокое сочинение по теории финансов в ми­ровой экономической литературе того времени. Свои идеи С.Ф.Шарапов основывал на следующих положениях: признание важности нравственного характера в русском хозяйственном устройстве, которое связано с православными основами жизни российского общества; обоснование курса на автаркическое развитие народного хозяйства России; защита самодержавного государственного устройства, которое выступает главной организующей силой в российской экономике.

Раскрывая цель своей работы, С.Ф. Шарапов отмечал: «Настоящее исследование представляет первую попытку связать славянофильское учение с данными экономической науки, осветить, с одной стороны, экономические явления с точки зрения свободы человеческого духа, с другой – найти реальную опору нравственным славянофильским и политическим воззрениям». Он подчеркивал, что все рассматриваемые им законы «раскрыты только посредством исследования той денежной формы, которая по существу своему нравственная и, как таковая, не поддается западной игре эгоизмов и западной наукою отвергается». С.Ф.Шарапов обосновывал активную роль государства в регулировании экономики. Это казалось, прежде всего, ограничения господства биржи, а значит, и финансового (спекулятивного) капитала с его самодовлеющей жаждой наживы. Это требовалось для создания наилучших предпосылок производительного использования капитала и усиления нравственного (христианского) начала в хозяйствовании.

С.Ф. Шарапов подверг критике западную политическую экономию и финансовую науку за их бездуховность, за пренебрежение нравственной стороной человеческой природы и хозяйственной деятельности. С.Ф. Шарапов был первым мыслителем, который осознанно выступил против засилья «экономизма», этого главного идейного врага и важнейшей причины разрушительного характера современной экономики.

Кстати очень интересны его замечания по поводу результатов финансовой реформы в России 1856-1864 годов, которые по своему духу имеют много общего с реформами в нашей экономике 90-х годов ХХ столетия. Тогда группа «молодых финансистов», пользуясь рецептами западной науки, осуществила в финансовой системе либеральные реформы, по сути, лишая государство полного контроля в сфере денежного обращения и запустив в экономике механизмы биржевой спекуляции, зависимости развития экономики от займов. В результате них Россия приобрела огромные долги, сама при этом финансируя развитие промышленности Германии, огромный ввоз иностранных товаров в страну, разорение «поместного и земледельческого классов», биржевую игру «русскими фондами», «ограбление и истощение земли и сведение лесов по нужде, ради самосохранения», «уничтожение труда, торжество всякой наживы, спекуляции и хищничества», «понижение нравственного уровня. Отчаяние безвыходности, бесплодие честности и высоких нравственных доблестей..».

Таким образом, уже тогда С.Ф.Шарапов проследил зависимость между честностью и профессионализмом (в том числе знании собственной хозяйственной жизни, а не отвлеченных чужих теорий) в осуществляемой экономической политике государства и, прежде всего финансовой политике, и результатами преобразований, отражающимися и на экономике в целом, и на социальном положении, и на изменении общественного сознания, общественной нравственности.

Он показал, что ни одно крупное народнохозяйственное решение не является чисто экономическим, оно всегда должно учитывать политические, военные и нравственные факторы. По денежным затратам можно сравнивать лишь варианты решения одной и той же задачи, удовлетворяющие всему комплексу этих факторов. Но ре­шать только по деньгам жизненно важные для страны вопро­сы, например, начинать ли индустриализацию страны с развития легкой промышленности или прямо с тяжелой индустрии, немыслимо.

В своей работе С.Ф.Шарапов, по сути, показал основу будущего мирового финансового кризиса 30-х годов ХХ столетия и нынешнего кризиса ХХI столетия. Это: спекулятивный механизм финансово-кредитной системы; господство бирж; стремление определенного круга лиц обеспечить контроль над мировой финансовой системой путем введения единой мировой валюты, выпуск которой при этом находится под контролем этого же круга лиц. Разница состоит лишь в том, что в то время финансовая система ведущих стран Западной Европы была основана на золоте (в эту же систему, в результате денежной реформы в начале ХХ столетия вошла и Россия). А сейчас мировой валютой является доллар – национальная денежная единица США.

Тогда механизм финансового закабаления стран, который впервые показал Шарапов, был таким: вследствие того, что финансовая система ведущих стран Западной Европы основана на золоте, они попали в кабалу к международной бирже, к тем, кто от века служит «золотому тельцу» и держит в своих руках управление мировыми денежными потоками. Формально власть там нахо­дится в руках президента или короля, правительства и парла­мента. Но подлинная власть — у биржи (точнее, у ее хозяев), а государство выполняет лишь роль городового (или «ночного сторожа»), следящего за порядком. В итоге там наступила эпоха величайшего политического разврата и нравственного разложения, причем выхода из этого тупика нет. Переход на золотую валюту ознаменовал важный этап развития мирового капитализма — установление главенства ростовщического, банковского, финансового капитала над капиталом промышленным, производственным. Шарапов расценил этот процесс с рели­гиозной точки зрения — как победу нового культа Мамоны над старым христианским строем человечества.

Шарапов вскрыл механизм ограбления России, и на ее примере всех развивающихся стран, международным капиталом. Он показал, что дело вовсе не в устойчивости курса российского рубля, а в его качестве. Самая замеча­тельная золотая мировая валюта, писал он, может обогащать одну страну и разорять, уничтожать другую. Страна с сильной экономикой заинтересована в экспансии своей валюты, в проникновении в страну со слабой экономикой. Это поз­воляет более развитой державе подчинить себе слаборазвитую страну и поставить себе на службу ее ресурсы. Именно этого настойчиво добивался западный финансовый капитал, втягивая дореволюционную Россию в зону золотой валюты.

Последствия этой реформы для России были катастрофичными, и первым это по­казал Шарапов. «Финансовые гении» обещали, что в страну потекут иностранные капиталы, Россия получит валюту всего цивилизованного мира. Да, — возражал им Шарапов, иностранные капиталы полились к нам, да еще с такой стремительностью, что в самое короткое время Россия распродала иностранцам свои руды и каменноугольные копи, золотые прииски и нефтяные источники. В руках иностранного ка­питала оказалась значительная часть российской банковской системы. В России возникла острая нехватка наличных денег у хозяйствующих субъектов. Для удержания в стране золота пришлось дополнительно привлекать иностранный капитал. Россия уподобилась протекающей бочке: сколько бы золота она ни покупала, деньги в ней не задерживались, а транзитом уходили на Запад.

Но Шарапов не только подверг критике существующую мировую финансовую систему, но и предложил конкретный проект создания независимой национальной финансовой системы в России, системы, которая должна базироваться на абсолютных деньгах и нравственной государственной власти, которая бы управляла этой финансовой системой. Для этого, утверждал автор, нужно было отказаться от навязанной России золотой валюты и перейти на бумажные деньги, но при соблюдении известных нравственных условий.

В частности, царская власть должна быть основанной на твердых нравственных началах, абсолютно бескорыстной, выражать интерес не господствующего класса, а всего народа, и проводить честную финансовую политику. Тогда Россия получила бы абсолютные деньги, покупательная способность которых не зависит от изменений конъюнктуры мирового рынка и которым население так же, безусловно, доверяло бы, как доверяет оно Царю. Самодержавная власть получила бы возможность, удерживая в гармонии капитал, знания и труд, сама иметь такое богатство, что это позволило бы не только избавиться от внешних займов, но и отказаться от взимания налогов с населения. Общественно-политическую сущность предлагаемой им системы Шарапов выразил крылатой фразой: «Капитализму, то есть господству капитала, здесь нет места, а потому нет места и его антитезе — социализму». Россия положила бы предел экспансии паразитического спекулятивного и ростовщического капитала, стремящегося к мировому господству. При условии проведения предлагаемой Шараповым реформы менялся бы «сам характер русского государственного строя, усиливая нравственную сторону бытия и доставляя возможность проведения свободной христианской политики». Денежная система, вся совокупность финансовых отношений в стране по системе, предложенной Шараповым, была бы несравненно эффективнее той колониальной системы внешнего управления финансами, какую избрали современные ему либеральные правители России.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.