Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние внешней среды на стратегию и тактику организации






Система управления организацией предусматривает стратегический, тактический и оперативный подходы.

В общем виде под стратегией понимается интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей организации. Под целями следует понимать желаемые результаты деятельности, которые могут быть достигнуты в случае успешного осуществления стратегии. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности. Разработка стратегии предполагает оптимальное использование потенциала организации с учетом ее взаимосвязей с внешним окружением.

Тактика определяет формы и способы конкретных действий по реализации стратегии. В процессе тактического управления организация устанавливает на основе стратегии конкретные задачи развития, определяет процедуру их реализации и осуществляет контроль за достижением результатов.

Оперативный уровень предназначен для обеспечения выполнения производственных процессов с учетом эффективности использования имеющихся ресурсов.

Развитие внешней среды оказывает существенное влияние на стратегию и тактику развития организации, которое зависит от: 1) общеэкономического положения страны и региона; 2) природно-ресурсного потенциала; 3) социальных аспектов общества (демографическая и культурная составляющие); 4) политической составляющей; 5) нормативно-правового регулирования; 6) научно-технического и технологического развития; 7) инфраструктур; 8) конъюнктуры рынков труда, финансовых и товарных; 9) экологической ситуации.

В этой связи организации должны проводить анализ внешней и внутренней среды.

Важным моментом при определении стратегии и тактики развития организации является определение емкости рынка. Под емкостью рынка принято понимать максимальный объем продаж, которого могут достичь все организации в течение определенного периода времени при сложившихся условиях хозяйствования. Различают потенциальную и реальную емкость рынка.

Потенциальная емкость рынка представляет собой максимально возможный объем продаж, исходя из максимально возможного уровня потребления товара (услуги).

Реальная емкость – это фактически достигнутый уровень объема продажтовара (услуг) при определенных условиях.

Возможность организации оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на рынок другим субъектам хозяйствования принято называть рыночным потенциалом.

Существует множество разных рынков. И, соответственно, методов определения их емкости. Прежде всего, рынки можно разделить по размеру (рис.1).

Рис. 1. Виды рынков

Всего выделяют пять видов рынка, а самым большим является " весь рынок ". Это может быть как 1) весь рынок в целом (т.е. общая масса денег, которая может быть потрачена на все виды товаров и услуг), так и 2) рынок одного определенного товара (например, хлеба или кирпичей). Во втором случае подразумеваются все деньги, которые могут быть потрачены на данный товар.

Вторым называют " потенциальный рынок ". Он всегда меньше всего рынка, поскольку далеко не все возможные покупатели станут потенциальными покупателями. В данном случае под потенциальными покупателями имеются ввиду те, которые в силу тех или иных обстоятельств могут приобрести товар. Для рынка хлеба мы исключим из " всего рынка" тех людей, которые по каким-то причинам не станут покупать тот или иной товар.

Доступным является рынок, до которого данный продавец может добраться. Самый простой пример — территориальный.Однако может быть и другая доступность: сегментационная, т.е. в зависимости от признаков сегментирования (" для детей", " для рыболовов» и т.д.).

Целевым рынком является тот, на который мы ориентируем наш товар/услугу. Целевой рынок всегда меньше, чем доступный, поскольку мы не можем добраться до всех доступных потребителей: одни ушли к нашим конкурентам, другие невыгодны нам и мы сами пытаемся от них избавиться.

Те же потребители, до которых мы уже добрались или можем гарантированно добраться и сделать своими покупателями, относятся к основному рынку.

Таким образом, мы можем добраться не до всего рынка, а лишь до его части. Поэтому когда говорят о емкости рынка (потенциальной и реальной), уровней рынка остается только 4 (рис.2).

 

При разработке стратегии и тактики развития организации важно владеть информацией о насыщенности рынка, его сегментации, глубине проникновения, географических границах товарного рынка, охвате рынка и т.д.

Под насыщенностью рынка понимают степень обеспеченности потребителей товарами, которая определяется экспертным путем или проведением выборочных обследований.

Сегмент рынка –это группа потребителей, сформированная по определенному признаку.

Глубина проникновения на рынок – это отношение реального объема продаж за определенное время к максимально возможному объему.

Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении товара на определенной территории.

Охват рынка – это отношение реального количества договоров, заключенных организацией за определенный период времени, к максимально возможному.

Доля рынка – удельный вес продаж, который приходится на долю конкретной организации.

 

Математически емкость рынка можно выразить следующим образом:

Е = М х С; где:

Е — емкость рынка в натуральном или денежном выражении (ед./год, руб./год.);

М — количество реализуемого товара в год (ед.);

С — стоимость товара (руб.)

 

На практике для расчета емкости рынка можно использовать следующие формулы:

1) емкость рынка с учетом внешнеторговых операций, а также запасов продукции:

Ерв= П-Э+И+(Ок- Он)+(Зкн)

П – объем производства отдельного вида товаров за определенное время;

Э – объем экспорта;

И – объем импорта;

Он, Ок – остатки продукции на начало и конец периода

Зн, Зк – государственный запас на начало и конец периода (по отдельным видам товаров).

 

2) емкость с учетом норм расходов потребителей

 

Ерп = Сч * Ч *Т

 

Сч – среднедушевой объем потребления товара в единицу времени;

Ч – численность потребителей товара;

Т ­– время.

 

3) емкость рынка с учетом норм расходования для механизмов

 

Ерм= См * К * Т

 

 

См – объем потребления на один механизм в единицу времени;

К – количество механизмов;

Т – время.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.