Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 12. Действие права 1 страница






12.1 Понятие правового воздействия и его основные направления

 

Действие права составляет часть того глобального влияния, которое оказывает правовой способ бытия на другие сферы общественной жизни. Для его обозначения используется категория «правовое воздействие». Термин «воздействие» – это влияние на что-либо при помощи системы действий. Таковое оказывается всеми правовыми явлениями и правовыми процессами, имеющими место в правовой действительности (например, правосознанием, правовыми принципами, правовыми отношениями, правовыми актами и т.п.). Образуя целостную систему, действуя в комплексе, все эти правовые явления влияют на сознание и поведение людей. Юридическая наука совместно с другими общественными науками еще только начинает искать подходы к разработке понятия «правовое воздействие» на уровне современных требований[338]. В данной главе рассмотрению подвергается действие только самого права, а среди средств его влияния на общественные отношения и на сознание их участников специального внимания удостоены лишь те из них, которые образуют специфические юридические механизмы – правовое регулирование и правореализация.

Право – не статическое, а предельно динамичное общественное явление, призванное быть созидателем позитивного в социальной жизни. Право потеряло бы всякий смысл, если бы не проявляло себя как активное творческое начало, если бы не формировало и не изменяло общественную среду, не определяло направление и формы поведения участников общественных отношений. Все его содержание, когда оно воплощается в объективную действительность, находит свое выражение в повседневной жизнедеятельности людей. Чем последовательнее оно реализуется, тем полнее и богаче раскрываются сущность и истинное предназначение права, ощутимее проявляют себя заложенные в нем творческие возможности.

Право существует постольку, поскольку оно действует, оказывает влияние на участников правового общения, проявляет активность в общественной среде. Подобно государству, право не может проявлять себя, не излучая энергии в отношении тех субъектов, которые находятся в зоне его досягаемости.

В общей теории права уже давно разрабатывается категория «действие права», хотя до сих пор существуют различные подходы к ее содержанию (Казимирчук В.П., Фаткуллин Ф.Н., Гойман В.И. и др.). Думается, что правы те авторы, которые считают, что действие права охватывает и процессы функционирования его норм во времени, в пространстве и по кругу лиц, уже рассмотренные ранее, и все формы воздействия этих норм на общественные отношения, на психологию и сознание их участников, и результаты такого воздействия, и связанные с ним социальные, психологические и другие факторы.

В юридической литературе обоснованно утверждается (Гойман В.И.), что назначение категории «действие права» состоит в том, чтобы отразить движение правового на всех участках социально-правовой действительности: как в сфере правообразования, так и в сфере осуществления права. Это предельно широкая абстракция, которая так или иначе затрагивает все сферы бытия права. Ее рассматривают обычно в двух значениях: в широком – как все то, что связано с действием права (генезис правового, его переход в юридически должное, во внутренний мир человека и от него – в практику); в узком (собственном) – как один из аспектов действия права, характеризующий переход юридически должного (реализацию) в социальную практику. Действие права в указанном смысле есть его свойство (способность) в определенной среде оказывать идейно-мотивационное воздействие на личность, общности людей и вследствие этого обеспечивать соответственно своим целям, принципам и предписаниям правомерный характер человеческой деятельности и поступков.

Действие права имеет свою внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона связана с восприятием права его адресатами. Внешняя – с теми специфическими формами и методами, которыми заявляет о себе право, а также формами и методами правомерного поведения управомоченных и обязанных субъектов.

На уровне восприятия права как внутренней стороны его действия выделяют (Демин А.В.) следующие виды воздействия права:

Информационное. Право предоставляет индивиду сведения о правомерном (должном, дозволенном, запрещенном) поведении. Чтобы жить в обществе, человек должен правильно ориентироваться в окружающем мире, понимать его, объяснять логически. Человек комфортно чувствует себя лишь в понятном ему мире. Информация о праве (наряду с другими информационными каналами) позволяет человеку разобраться в окружающем мире, выяснить требования к нему общества, свои правовые возможности. Все это, в конце концов, позволяет индивиду принимать правильные решения.

Ценностно-воспитательное (ориентационное). Разрешая, запрещая и обязывая определенные виды поведения, право способствует формированию у людей позитивной идеологии – взглядов, ценностей, убеждений, идеалов, соответствующих одобряемой обществом и государством системе ценностей. Право вырабатывает у нормального человека осознанное стремление к правомерному поведению, которое поощряется государством. Речь идет о влиянии права на внутренний мир, духовную жизнь человека. «Идеальное понимание значения и задачи права – идея воспитания и приближения человечества к идеалу» (Л. Петражицкий). Право способствует формированию у людей позитивных убеждений, преодолению предрассудков, нацеленности на поведение, соответствующее прогрессивному развитию общественной жизни. Таким образом, право, если можно так сказать, «улучшает природу человека».

Превентивно-психологическое. Ограничивая индивидуальную свободу личности, устанавливая жесткие санкции для правонарушителей, право подавляет агрессивные, антиобщественные устремления в человеке. Это, с одной стороны, убеждает человека в необходимости воздерживаться от неправомерных деяний под угрозой наказания. С другой стороны, наличие правоохранительного механизма, системы правового принуждения придает человеку уверенность в своей защищенности, в стабильности общественных отношений.

Культурологическое. Право – часть общей культуры общества. Право взаимодействует со всеми проявлениями общественной жизни и общественного сознания – наукой, искусством, образованием, религией, моралью, политикой, влияет на них, проявляется в них. Не случайно исторические памятники права позволяют оценить и уровень общей культуры людей, живших в ту или иную эпоху. Особенно широко влияние права на кино, телевидение, литературу.

Итак, право оказывает воздействие не только на внешнее поведение людей, но и на их внутренний мир – интеллект, подсознание, эмоционально-чувственную сферу. «Право, - отмечает Л. Петражицкий, - есть психологический фактор общественной жизни, и оно действует психически. Его действие состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)»[339].

На уровне внешнего проявления действия права - речь может идти о собственно правовом регулировании и правореализации. В системе категорий теории государства и права уже давно разрабатывается такая категория, как “механизм правового регулирования”. Ее смысл усматривается преимущественно в том, чтобы собрать вместе все явления правовой действительности и представить их в “работающем”, “взаимодействующем, системно-динамичном виде, высвечивая те специфические функции, которые выполняются каждым из них в общей системе” (С.С. Алексеев). В юридической литературе под механизмом правового регулирования понимали все средств юридического воздействия, включая сюда “право в единстве с его реализацией” (В.В. Лазарев), установление юридических прав и обязанностей, использованием их участниками регулируемых общественных отношений (Л.С. Явич), как способ функционирования и система средств воздействия, как юридическая надстройка в системном, “работающем” виде, как деятельная сторона процесса перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений. В таком подходе содержится, несомненно, рациональное зерно, однако представляется более оптимальным несколько другое видение проблемы.

В юридической литературе было доказано (В.М. Горшенёвым), что “способы воздействия, закрепляемые в нормах права, представляют собой активную сторону правового регулирования, а способы реализации – результативную сторону”.

Затем было обосновано (Ф.Н. Фаткуллин), что сама предлагаемая конструкция “механизм правового регулирования” связана не только с неоправданно широким пониманием самого правового регулирования, но и с недостаточным вниманием к непосредственным процессам правореализации. Будучи разновидностью юридической деятельности, правовое регулирование в действительности не охватывает значительной части тех юридически значимых средств, которые так или иначе фигурируют в указанных выше суждениях о его механизме. Оно способно аккумулировать только властные, управленческие акты регулирующей подсистемы. Что же касается “результативных пластов” социальной реальности, связанных с саморегуляцией со стороны другой, регулируемой подсистемы, то им властно-управленческая природа не присуща. Хотя правовое регулирование и саморегуляция стыкуются между собой, тем не менее, это – разные явления, они имеют существенно отличающиеся друг от друга механизмы, объединение которых логически возможно лишь на уровне более крупной системы, включающих правовое регулирование и саморегуляцию в качестве двух взаимозависимых подсистем. Такой категорией и призвана явится категория «действие права».

Помимо того, рассматриваемая юридическая деятельность состоит из двух эшелонов. Один из них, именуемый общим правовым регулированием, олицетворяет правотворчество, другой – индивидуальное правовое регулирование. Если правотворчеству свойственен собственный, автономный и вполне целостный механизм, то механизм индивидуально-правового регулирования подчинен интересам правореализации, составляет один из крупных блоков ее механизма в целом. При таких обстоятельствах, более оправданно, надо полагать, конструирование понятий “механизм общего правового регулирования” и “механизм правореализации”, включающий и индивидуальное правовое регулирование. Это не только обеспечивает более четко сориентированное видение структурных особенностей правотворческой и правореализационной деятельностей, но и повышает системность, глубину и логичность проводимого исследования.

В заключение можно сформулировать определение понятия «действие права». Имеет смысл использовать ее как самостоятельную категорию общетеоретической юридической науки только в том случае, если включать в ее содержание совокупность всех направлений влияния права как социально-юридического феномена на общественную жизнь. Этимологически действие права – это любое проявление его вовне, выполнение своих предназначения и функций, реальное обнаружение своих ценностных свойств, достижение намечаемых результатов. При этом не следует забывать, что эйдетический смысл права предполагает не только наличие самого правила поведения, но, конечно же, и субъекта, которому это правило адресуется и которым оно интерпретируется как правовое. Право, в отличие от чисто объективных феноменов, например, законов природы, не может существовать бессубъектно. Действие права возможно только через воспринимающих право субъектов, которые одновременно являются главными действующими лицами в рамках правовой жизни. В связи с этим действие права как его системное функционирование по своей субстанции представляет собой не что иное как совокупную правовую деятельность, осуществляемую субъектами в рамках правовой системы общества.

В юридической науке уже сложилось представление о правовой деятельности (Фаткуллин Ф.Н.), которая слагается из всех действий субъектов права в различных сферах жизни, предпринимаемых на основе правовых норм, в соответствии с ними или не в противоречии с ними. По объективным признакам в ней выделяются такие магистральные направления:

- общее (нормативное) и индивидуальное правовое регулирование общественных отношений, нуждающихся в юридическом упорядочении со стороны государства;

- «обслуживание» такого регулирования путем толкования правовых актов и норм, координации деятельности правотворческих и правоприменительных органов, организации исполнения принятых решений общего и индивидуального порядка, надзора и контроля за правомерностью всех юридически значимых действий, бездействия и решений, предупреждения, пресечения и профилактики правонарушений, изучения, обобщения, объективизации и внедрения в повседневную практику положительного опыта правотворчества и правореализации;

- правовые мероприятия сугубо культурно-воспитательного характера, исчерпываемые идеологическим воздействием на людей;

- «результативное» правомерное поведение самих непосредственных участников регулируемых правом общественных отношений, означающее по существу саморегуляцию, т.е. согласование ими собственного поведения с существующими нормами права и индивидуальными правовыми решениями компетентных органов и должностных лиц, если требовалось вынесение этих решений.

Юридическая наука ставит своей целью разработать в первую очередь представление относительно юридического механизма действия права, который представляет собой систему юридически значимых средств, способов и приемов, при помощи которых осуществляется это влияние. С этой точки зрения особого внимания заслуживают соответственно правовое регулирование и правореализация.

 

12.2 Правовое регулирование: понятие и его виды

 

Правовое регулирование как одно из магистральных направлений действия права преследует общую социальную цель: создание необходимых условий для поступательного развития общества. Общей юридической целью правового регулирования является создание в обществе стабильного правопорядка, а также системы органов, способных этот правопорядок поддерживать и защищать.

В настоящее время сложилось вполне устойчивое мнение, что правовое регулирование как разновидность специально-юридического действия права охватывает лишь властное юридическое воздействие (а не информативное и ценностно-мотивационное и т.п.), касается непосредственно внешнего поведения (действия или бездействия) участников упорядочиваемых общественных отношений. В нем участвуют сами правовые нормы и/или индивидуальные правовые акты компетентных органов и должностных лиц, необходимые при упорядочении определенной группы общественных отношений для надлежащей реализации некоторых правовых норм (или их структурных элементов). Попытки по-прежнему включать в содержание правового регулирования деятельность непосредственных участников общественных отношений, направленную на поиск и привлечение средств юридического регулирования, для согласования своего поведения с правом, т.е. саморегуляцию (Гойман В.И.) при всей привлекательности в свете общедозволительного принципа организации правовой жизни цивилизованного строя не могут не привести к смешению понятий «правореализация» (оно становится излишним) и «правовое регулирование» или понятий «правовое регулирование» и «собственно юридическое действие права» (они становятся неразличимыми). Причем в большей степени негативные последствия такого широкого подхода скажутся на понимании самой категории «правовое регулирование»:

1. нивелируется управленческая природа правового регулирования (при саморегуляции объект и субъект регулирования совпадают);

2. осложняется проблема предмета и метода правового регулирования, ибо она почти беспредельно расширяется за счет предмета и форм любого индивидуально-правового решения и правомерного поведения;

3. становится практически невозможным определить пределы правового регулирования, отграничить «урегулированное» от «неурегулированного», так как постоянному воздействию всей системы юридических средств подвергается не только те общественные отношения, которые прямо регламентированы нормами позитивного права, но и многие другие.

Категория «правовое регулирование» обретает свое специфическое, самостоятельное значение и в то же время «встраивается» в смысловое поле действия права лишь при условии более строгого ее понимания как разновидности социального регулирования. Термин «регулирование» (лат. regylo – правило) обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Поэтому можно охарактеризовать правовое регулирование как специальную юридическую деятельность наделенных государственно-властными полномочиями субъектов по целенаправленному государственно-властному упорядочению (организации) общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально-регламентирующих решений в соответствии с этими нормами по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках таких отношений.

Причем следовало бы считать правовым регулированием не любую властную деятельность уполномоченных на то органов и должностных лиц, а лишь ту, которая имеет непосредственной целью направить в четко определенное русло поведение участников упорядочиваемых общественных отношений при помощи нормативно-правовых или индивидуально-правовых велений. Систематизация нормативных правовых актов, толкование содержащихся в них норм, координация деятельности правотворческих правоприменительных и иных органов, организация исполнения принятых решений индивидуального характера, контрольная деятельность, профилактическая работа правоохранительных органов, изучение, обобщение, объективизация и внедрение в практику положительного опыта и др. – составляют скорее иные разновидности юридической деятельности, призванные «обслуживать» правовое регулирование.

Из изложенного выше следует, что под понятие правового регулирования не подпадают ни само правомерное поведение участников упорядочиваемых общественных отношений (саморегуляция), ни идеологическое воздействие юридическими средствами на сознание членов общества, ни некоторые разновидности властной юридической деятельности компетентных органов и должностных лиц.

Назначение правового регулирования, прежде всего, функциональное, управленческое. В российском обществе, где в современных условиях государственная власть осуществляется, в первую очередь, правовым образом, где законность является принципом деятельности в сфере подвергаемых государственному воздействию общественных отношений, управление выражается в целенаправленном властном воздействии на поведение людей (их общностей и образований) при помощи общих и индивидуальных правовых актов ради необходимого упорядочивания социальных процессов с учетом объективных и субъективных факторов. Происходит непрерывное двустороннее взаимодействие двух – управляющей (регулирующей) и управляемой (регулируемой) – подсистем, одна из которых выполняет роль субъекта властного воздействия, другая выступает как социальный объект такого воздействия.

Правовое регулирование общественных отношений происходит во всех случаях, когда принимается властное нормативное или индивидуальное решение юридического характера, регламентирующее цели, задачи, принципы, варианты поведения возможных или конкретно поименованных участников этих отношений.

Правовое регулирование в обществе принизывает две области правовой действительности – полностью правотворчество и частично правореализацию. Соответственно оно имеет две разновидности – общее правовое регулирование и индивидуальное правовое регулирование.

Общее правовое регулирование заключается в упорядочении общественных отношений путем создания, изменения, дополнения или отмены правовых норм, а равно определения сферы их действия в пространстве, во времени и по кругу лиц. Оно нередко называется нормативным, его осуществляют правотворческие органы, каждый из которых принимает нормативно-правовое решение в пределах своей компетенции и вводит его в действие. Общее правовое регулирование, по существу, означает правотворческую деятельность. В целом правовое регулирование далеко не всегда исчерпывается правотворческой деятельностью. Кроме этого, оно может протекать двояким образом в зависимости от того, нуждаются или не нуждаются в индивидуальной регламентации упорядочиваемые при помощи права общественные отношения.

Когда речь идет об общественных отношениях, которые по своим свойствам не требуют индивидуальной регламентации, регулятивные цели вполне достижимы установлением, изменением, дополнением или отменой правовых норм и введением их в действие. Это объясняется тем, что все возможные и фактические участники таких отношений находятся в одинаковом юридическом положении независимо от их персональных качеств и от тех или иных жизненных ситуаций, и соответственно для них устанавливаются единые общие масштабы поведения, не подлежащих индивидуализации.

В других случаях общее правовое регулирование органически продолжается в казуальной форме в целях организации реализации правовой нормы в данном конкретном случае с учетом тех или иных обстоятельств, обозначенных в ней. Поэтому этот вид правового регулирования иногда именуется «индивидуальным поднормативным регулированием» (С.С. Алексеев).

Индивидуально-правовое регулирование представляет собой властную деятельность компетентного субъекта, заключающуюся в дополнительном упорядочении общественных отношений на основе действующих правовых норм путем конкретизации правила поведения их персональных участников с учетом установленных в ходе этой деятельности фактических данных. При этом решается, таким образом, юридическое дело (вопрос) применительно всем конкретным его обстоятельствам и принимается индивидуально-правовое решение, имеющее обязательное значение.

Индивидуально-правовое регулирование не исчерпывается правоприменением, оно шире и богаче его, хотя в юридической литературе иногда между ними ставится знак равенства. Всякое правоприменение есть индивидуально-правовое регулирование, однако не всегда бывает наоборот. Если правоприменение целиком относится к сфере реализации права, то индивидуально-правовое регулирование возможно также в области правотворчества. Это наблюдается в случаях, когда один компетентный орган возлагает на другой обязанность разработать и принять определенный нормативный правовой акт. Это – индивидуальное предписание, возлагающее определенную обязанность на вполне конкретный орган по осуществлению соответствующей работы.

Как общее, так и индивидуально-правовое регулирование нормативны в том смысле, что опираются на нормы права, функционируют при помощи и на основе этих норм, связаны с определением общим или индивидуальных масштабов поведения.

В этой «нормативности» есть свои акценты. В ходе общего правового регулирования создаются и вводятся в действие в основном нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, без такой правотворческой деятельности правовое регулирование немыслимо вообще. Что касается индивидуального правового регулирования, то оно предпринимается только в определенных случаях, когда в рамках упорядочиваемого отношения требуется персонифицированное решение компетентного органа или лица на основе существующей нормы и в полном соответствии с ней. В подобных случаях второй вид правового регулирования становится логическим продолжением первого, он необходим для конкретизации тех или иных требований правовой нормы применительно к данному лицу (вопросу, делу) путем подготовки и принятия правового акта индивидуального значения. Поэтому этот вид правового регулирования иногда именуется «индивидуальным поднормативным регулированием» (С.С. Алексеев).

Возможны и другие классификации правового регулирования в современном обществе. В литературе нередко различаются, например, регулирование законодательное (в том числе – конституционное) и регулирование при помощи подзаконных актов, регулирование первичное и вторичное, коллегиальное и единоличное и т.д. Подобные группировки тоже не лишены определенной познавательной и практической ценности, так как они содействуют и детальному анализу тех или иных особенностей той многогранной юридической деятельности, каковой является правовое регулирование.

Все виды правового регулирования, независимо от оснований их выделения, органически сочетают властное начало с воспитанием участников упорядочиваемых общественных отношений, с повышением их активности и т.д., то есть с другими направлениями действия права. В целом правовое регулирование во всех своих многообразных проявлениях сориентировано не столько на негативные требования об ограничении чего-либо из того, что хотят участники этих отношений, сколько на решение позитивной задачи формирования их правомерных установок, интересов и потребностей, выработки способности самостоятельно принимать правильные решения, повышения ответственности за принимаемые юридические решения.

 

12.3 Реализация норм права, ее сущность, содержание, формы и пути

 

В отечественной юридической литературе еще не утвердилось единообразное и развернутое понимание правореализации. Однако не вызывает сомнения, что реализация права есть часть, более высокая ступень его действия. В механизме действия права так или иначе присутствует широкий спектр нормативных и ненормативных явлений, начиная с самой управляющей подсистемы и кончая результативными действиями правомерного и активного характера. Некоторые из таких явлений находятся за пределами непосредственного содержания правореализации. Вполне возможны случаи, когда правовая норма действует, оказывает какое-то влияние на сознание граждан, однако по каким-либо причинам фактически не реализуется.

Многими авторами реализация права трактуется как воплощение его предписаний непосредственно в правомерном поведении[340]. При этом порою подчеркивается, что речь идет именно о конкретных правомерных действиях, а не об общественных отношениях, поскольку моменты окончания правореализации и правового регулирования не совпадают и правомерные действия сами выступают “как средство, точнее одно из средств регулирования общественных отношений”[341].

Конечно, роль правомерного поведения в правореализации велика. Но нельзя не учитывать, что категория “общественные отношения” значительно богаче, нежели категория “правомерного поведения”. Общественные отношения, являясь объектом правового регулирования, выступают затем в ходе реализации права в качестве формы и содержания осуществляемой деятельности, причем как в идеальном, образном, так и в реальном, фактическом виде. Они возникают и существуют “идеально”, пока складываются и функционируют в образе той модели, которая намечена в соответствующей правовой норме, и наполняются живым содержанием, когда данная модель находит конкретное жизненное воплощение в реальном поведении участников этих отношений. Объяснение же правореализации только через непосредственно правомерное поведение ведет по существу к тому, что за ее пределами остаются и идеальные формы бытия регулируемых правом общественных отношений, и все те виды фактического волеизъявления их участников, которые не подпадают под понятие правомерного поведения.

Вряд ли надо доказывать, что правореализация органически включает в себя субъективные права, юридические свободы, юридические обязанности или полномочия, которыми наделяются участники регулируемых общественных отношений. Давно замечено, что способом бытия государственной воли в праве являются не только формы ее выражения – нормативные акты, но и права, обязанности участников регулируемых отношений[342]. При “соприкосновении” реализуемой правовой нормы с определенными жизненными ситуациями необходимо образуются указанные правовые явления, составляющие юридическую форму (точнее – идеальную, образную фазу) возникающего при этом общественного отношения, и как раз здесь берет свое начало реализация нормы права. Правомерное же поведение имеет место позднее, в рамках возникшего общественного отношения, в результате сообразования его участниками собственного волеизъявления с уже имеющимися у них правами, свободами, обязанностями и полномочиями. Поэтому следует признать более конструктивной позицию, сторонники которой существо правореализации усматривают в воплощении в общественных отношениях того, что провозглашается государственной властью в качестве правовых норм.

В волевом плане при реализации права в регулируемых общественных отношениях воплощаются:

1) государственная воля, выраженная в соответствующих правовых нормах и 2) соотнесенная с ней индивидуальная воля непосредственных участников этих отношений.

Государственная воля находит свое воплощение в тех юридических формах, в которых складываются регулируемые отношения, индивидуальная – в конкретных действиях субъектов правореализации. Согласованность индивидуальной воли с государственной, их общая направленность способствует единству юридического и фактического содержаний этих общественных отношений, обеспечению претворения намеченного законодателем в повседневную жизнь на всех ступенях происходящих при этом процессов.

Итак, реализация права по своей сущности есть воплощение в регулируемых им общественных отношениях возведенной в закон государственной воли, а также чаще всего и соотнесенной с ней индивидуальной воли непосредственных участников этих отношений.

Характеристика реализации права будет недостаточной, если ограничиться выявлением ее сущности. Установление сущности правореализации вскрывает то главное, чем этот процесс фактически является; исследование ее содержания предполагает рассмотрение системы важнейших ее составных элементов, теснейшим образом взаимосвязанных друг с другом. В содержательном плане под реализацией правовых норм надо понимать воплощение в регулируемых ими общественных отношениях всего того, что в этих нормах заложено. Под этим углом зрения реализация права предстает перед исследователем как определенная система взаимосвязанных, идущих друг за другом в строго определенной последовательности разнообразных целостных участков воплощения в общественных отношениях возведенной в закон воли правящих кругов, заключенной в каждом структурном элементе реализуемой правовой нормы. Речь идет о воплощении в общественных отношениях как самих общих масштабов поведения, предусмотренных в диспозициях норм права, так и их велений относительно цели, субъективного состава, требуемых жизненных ситуаций и средств государственного обеспечения, если в этом есть необходимость. Общие правила, трансформируясь в субъективное право, юридическую свободу, юридическую обязанность или в полномочия, вместе с велениями по поводу цели, субъектного состава и требуемых жизненных ситуаций воплощаются в общественных отношениях, регулируемых диспозициями правовых норм, а веления относительно средств государственного обеспечения, превращаясь в меры юридических ответственности, восстановления, ничтожности, превенции или поощрения – в общественных отношениях, упорядочиваемых их санкциями. И те, и другие отношения наполняются живым содержанием, когда их участники, сообразуя свое фактическое волеизъявление с имеющимися правами, свободами, обязанностями и т. д., совершают правомерное или даже специально поощряемое поведение[343].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.