Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Санкция - часть правовой нормы, которая указывает на совокупность мер государственного принуждения к нарушителю этой нормы.






Можно рассмотреть структуру правовой нормы, содержащейся в статье 61 Трудового кодекса РФ под названием «Вступление трудового договора в силу». Для этого следует привести следующие ее положения:

«Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем…

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.

Если работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин в течение недели, то трудовой договор аннулируется.»

Как видим, гипотеза данной правовой нормы указывает на следующие обстоятельства:

1. Заключение трудового договора.

2. Вступление его в силу.

1. Наступление дня начала исполнения трудовых обязанностей работником, который был определен во вступившем в силу трудовом договоре.

Диспозиция данной правовой нормы предполагает правомерное поведение - исполнение работником трудовых обязанностей.

В противном случае будет применяться санкция данной правовой нормы – аннулирование трудового договора.

Следует отметить, что норма права и статья нормативно-правового акта не всегда совпадают. Иногда статья содержит несколько норм, чаще – наоборот: норма излагается в нескольких статьях, иногда в различных законах. Бывает и так, что в отдельные статьи выделяются санкции тех или иных норм. Поэтому, приводя в качестве примера правовую норму в единстве всех ее трех элементов, приходится анализировать несколько статей нормативно-правового акта.

В системной организации права правовые нормы группируются в более крупный массив – институт права, который представляет объединение правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений одного рода. Например, в сфере общественных отношений, связанных с трудом, выделяются институты трудового договора (заключение и расторжение трудового договора и т.д.), трудовой дисциплины (например, привлечение нарушителей трудовой дисциплины к ответственности и пр.).

Институту права как основному элементу системы права свойственны:

а) однородность фактического содержания – каждый институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений;

б) юридическое единство. Нормы, входящие в институт права, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, специфических правовых понятиях, что создает особый, присущий для данного рода отношений правовой режим регулирования;

в) полнота регулируемых отношений. Институт права включает такой набор норм (дефинитивных, управомочивающих, запрещающих и др.), который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений.

В силу этих свойств всякий институт права выполняет присущую только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с иными структурными элементами системы права.

По своему содержанию институты права бывают простые и сложные. Простой институт включает в себя юридические нормы одной отрасли права. Например, институт прекращения брака в семейном праве (ст.16-17 Семейного кодеса РФ), институт залога в гражданском праве (ст.334-358 ГК РФ), проведения игр и пари (ст.1062 ГК РФ).

Сложный, или комплексный, институт права представляет собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. Типичным примером является институт собственности, который включает в себя нормы конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права. Комплексный институт, хотя и включает нормы различных отраслей права, тем не менее характеризуется единым предметом регулирования. Так, отношения по возмещению вреда регулируются нормами гражданского и трудового права. Это свидетельствует о том, что комплексный институт – не произвольное объединение норм. Его существование обусловлено специфическими потребностями правового регулирования некоторых видов общественных отношений.

В рамках сложного института выделяются так называемые субинституты. Например, институт ренты – в гражданском праве включает субинституты – постоянная рента (ст.589-595 ГК РФ), пожизненная рента (ст.596-600 ГК РФ), пожизненное содержание с иждивением (ст. 601-605 ГК РФ).

Правовые институты тесно связаны между собой и образуют качественно иной компонент системы права – отрасль права. Как целостное образование отрасль права есть некое единство правовых норм, правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную область, сферу общественных отношений.

Деление системы права на отрасли обусловлено наличием у каждой из них специфических объекта (и предмета) и метода правового регулирования.

Объектом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права «контролирует» свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений.

Метод отраслевого правового регулирования совокупность различных способов и приемов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, составляющих объект (и предмет) отрасли. Метод единого правового регулирования включает в себя несколько компонентов:

- порядок возникновения прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т.д.);

- степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или же отношения власти-подчинения);

- способы регулирования активности субъектов права (запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения);

- способы обеспечения прав и обязанностей (судебный и пр. порядок).

Различные сочетания этих компонентов и образуют метод конкретной отрасли права. В теории права различают два противоположных метода правового регулирования: императивный (авторитарный) метод и диспозитивный метод (автономии).

Императивный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только действия, которые им разрешены.

Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия прямо не запрещенные законом.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение отрасли права:

отрасль права это объективно обособившаяся внутри системы права совокупность взаимосвязанных между собой норм, объединенных общностью объекта (предмета) и метода отраслевого правового регулирования.

Важно иметь в виду, что отрасль права может сложиться только как составная часть системы права. Вместе с тем она обладает и относительной самостоятельностью, что выражается в целостности ее функций и автономности функционирования.

В юридической науке все отрасли права принято подразделять на:

профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы: конституционное право, затем три материальные отрасли – гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им процессуальные отрасли – гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. Именно здесь, в этой группе, сконцентрированы главные первичные с правовой стороны юридические средства регулирования;

специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, семейное право, уголовно-исполнительное право;

комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей предпринимательское право, экологическое право, коммерческое право, право прокурорского надзора, морское право.

Некоторые крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще один компонент - подотрасли. Подотрасль права представляет собой объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное, избирательное, парламентское право. В гражданском праве в качестве подотрасли выступают авторское, обязательственное, наследственное и др. В финансовом праве выделяются такие подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Внешним выражением подотрасли служит наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким (но не всем) правовым институтам данной отрасли. Отдельные отрасли права, в частности, процессуальное, земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от института права подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли не является.

 

10.6 Принципы права

Особое место в системе права занимают принципы права – его базовые, руководящие начала. Уже давно исследователи системы права обратили внимание на глубинные (интегративные) элементы в праве – принципы права, а также – дозволения и запреты. Выражая глубинную нормативность права, они непосредственно воспринимают импульсы, идущие от экономики, политики, всей социальной жизни[332]. Правда, в юридической литературе дозволения и запреты, а вместе с ними позитивные обязывания рассматриваются сейчас обычно в качестве способов правового регулирования. А вот принципы права все чаще упоминаются при характеристике именно системы права. В частности, утверждается, что по внутренней форме содержание права высвечивается, прежде всего, в виде общеправовых принципов и основанной на них системы отдельных отраслей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из общеотраслевых принципов и системы определенных институтов, образующихся опять же из системы норм со всеми их структурными элементами[333].

Интересно, что зарубежные правоведы при раскрытии вопроса о принципах права также, в первую очередь, останавливаются на их интегрирующем значении: «Для того чтобы нормы, управляющие жизнью общества, образовывали стройную систему, они должны быть организованы согласно определенному порядку, который предписывает каждой норме свое место среди других…. Существует единый корпус неписаных принципов, которые управляют одновременно всеми сферами права»[334].

В связи с этим хотелось бы отдельно рассмотреть вопрос о понятии принципов права. В юридической науке и практике часто говорится о «правовых принципах» и «принципах права». Это хотя и тесно связанные, но, тем не менее, не тождественные понятия, относящиеся друг к другу скорее как общее к особенному.

Под правовыми принципами подразумеваются все те исходные руководящие начала (положения, идеи), которые пронизывают всю правовую материю, все правовые явления в обществе. Они вбирают и впитывают в себя все то прогрессивное, что накоплено в передовом правовом мышлении на протяжении многих веков.

Правовые принципы охватывают всю правовую материю и идеи, и нормы, и отношения – и придают ей логичность, последовательность, сбалансированность. В них как бы синтезируется мировой опыт развития права, опыт цивилизации. Принципы – как бы «сухой осадок» богатейшей правовой материи, ее суть, освобожденная от конкретики и частностей.

Первая группа принципов характеризует общее отношение к праву и закону. Сюда можно отнести следующие положения:

· каждый гражданин в отдельности и общество в целом, подчиняясь законам, должны иметь возможность принудить к исполнению закона и самого властвующего;

· закон это то, что народ призывает и устанавливает;

· законы должны соблюдаться;

· свобода заключается в соблюдении законов, а не в их игнорировании;

· кто пользуется правом, тот не нарушает ничьих интересов;

· недопустимо злоупотребление правом;

· закон не имеет обратной силы.

Вторая группа принципов характеризует отношение к человеку как высшей ценности права. Сюда можно отнести следующие положения:

· человек не должен быть средством достижения цели, напротив, именно он есть цель;

· человек имеет право на личную неприкосновенность;

· никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом; до вынесения приговора обвиняемый считается невиновным (презумпция невиновности);

· ответственность наступает только за вину.

Третья группа принципов связана с установлением истины при разрешении споров, с исследованием доказательств. Сюда могут быть отнесены следующие положения:

· никто не может быть судьей в собственном деле;

· никто не может отговариваться незнанием закона;

· да будет выслушана и вторая сторона;

· всякое сомнение – в пользу обвиняемого;

· обман уничтожает юридические последствия;

· отрицательные положения не доказываются[335].

Правовые принципы в изложенном понимании не являются достоянием права одной какой-либо страны или даже права какого-то конкретного исторического периода. Они коренятся во всей истории права. Формулировки многих принципов восходят к римскому праву. Приведенные принципы опираются не на любой порядок в обществе, а именно на правовой порядок с его демократической и гуманистической направленностью. Тоталитарные режимы, отбрасывали его и опирались на открытую тиранию, либо признавали право и его принципы на словах, но фактически его игнорировали. В принципах права заключены его демократическая и гуманистическая традиция, его историческая преемственность.

Правовая материя каждой страны в каждый исторический период, включает как бы два слоя. Один слой составляет общее глубинное основание, он восходит к истории и воплощает преемственность права, его общечеловеческую сущность. Другой слой составляет современное конкретное содержание, его особенности связаны со спецификой каждой страны. Сочетание обоих слоев дают индивидуальные неповторимые картины права различных стран, но все они в демократических обществах опираются на общую основу правовых принципов.

Правовые принципы пронизывают всю правовую материю. В первую очередь, это касается правовых идей. Далее, принципы претворяются в нормы, воплощаются в них. Закон можно считать правовым настолько, насколько он олицетворяет демократические правовые принципы. И, наконец, принципы пронизывают процесс реализации права. И при применении законов, и при восполнении пробелов в правовом регулировании, и в судебной практике принципы права служат векторами правоприменительной деятельности.

Правовые принципы концентрируют результаты развития права, они осуществляют неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего. По своим признакам правовые принципы бывают двоякого рода, подразделяются на две большие группы, а именно: принципы действующего права и иные правовые принципы.

Принципы действующего права выступают как отправные положения (правила), которые входят непосредственно в его содержание, представлены в качестве важнейших норм, реально выражены и закреплены в этих нормах. Они, главным образом, объективированы в действующих конституциях, развиты и конкретизированы в многочисленных нормативных правовых актах, функционирующих в тех или иных сферах общественных отношений. Поэтому принципы, включаемые в данную группу, обладают всеми свойствами правовых норм, безусловно обязательны для участников регулируемых отношений. Какое-либо игнорирование их расценивается как нарушение законности в стране.

Иные правовые принципы складываются из исходных юридических положений и идей, которые по тем или иным причинам на данном этапе общественного развития в содержание действующего права страны не входят, в виде действующих правовых норм не зафиксированы, их свойствами не обладают. Они либо существуют лишь в роли элемента правосознания, либо находят законодательное закрепление только в некоторые периоды развития новой правовой системы, либо фигурируют в правовой деятельности в качестве весьма своеобразных, хотя и «неписаных», однако непреложных отправных положений, которые порою именуются «правовыми аксиомами». Под последними понимают положения, принятые за истину и не требующие специального юридического доказывания (например, все, что не запрещено – дозволено). Поскольку многие положения из этой группы правовых принципов уже назывались, следует подробнее остановиться и на принципах действующего права.

В современном правоведении понятие принципов права имеет три основных значения.

1) Под принципами права понимаются основные, исходные положения, идеи права как специфичного социального регулятора.

2) Принципы права можно рассматривать как важнейшие, ключевые установки законодателя, выражающие юридическую политику государства в основных сферах общественных отношений.

3) Принципы права обозначают устройство и механизм функционирования конкретных отраслей и институтов права.

Соответственно принципы права принято классифицировать по сфере их действия на:

1) общеправовые;

2) отраслевые;

3) межотраслевые.

Общеправовые принципы распространяют свое действие на всю систему права. К общим принципам российского права относятся:

· народовластие;

· верховенство права;

· принцип федерализма в устройстве государства и строении правовой системы;

· юридическое равенство граждан перед законом;

· политический, идеологический и экономический плюрализм;

· гуманизм; принцип незыблемости и неотчуждаемости прав человека;

· законность;

· справедливость, то есть необходимость поиска соразмерности, соответствия между практической и духовной ценностью личностью и ее социальным положением; между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, заслугами и их признанием, правами и обязанностями, правонарушением и ответственностью и т. д.;

· ответственность за вину - и другие.

Отраслевые принципы – такие руководящие начала, которые выражают содержание главных подразделений права и законодательства – их отраслей (гражданского, уголовного, финансового, процессуального права и т.д.). В качестве примера отраслевого принципа, который реализуется в рамках одной отрасли права, в частности, трудового права, можно указать на запрет принудительного труда и дискриминации в области труда (ст. 2 Трудового кодекса РФ).

Межотраслевые принципы определяют характер сразу нескольких отраслей права. К ним относятся принцип неотвратимости ответственности (все отрасли, предусматривающие юридическую ответственность); принцип состязательности (гражданское и уголовное процессуальное право) и т. д.

Принципы права наряду с юридическими нормами, способны регулировать общественные отношения. Они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

В связи с выделением в рамках системы права «парных» подсистем (материального и процессуального права, частного и публичного и т.д.) встает вопрос о возможности исследования отдельно принципов каждой из этих подсистем. Так, в юридической литературе отмечается, что в частном праве действует принцип: все, что не запрещено, то дозволено, а в публичном – можно только то, что прямо предписано.

 

10.7 Соотношение системы права и системы законодательства

 

Система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные, но самостоятельные юридические категории, представляющие два аспекта одного и того же явления – позитивного права. В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как внутренняя и внешняя формы права. Система права как внутренняя организация содержания права, как его структура, соответствует характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства есть выражение системы права, ее объективированная форма (а точнее – одна из внешних форм).

Система права находит воплощение не только в нормативных правовых актах, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании.

Но поскольку в нашей стране большинство действующих правовых норм находит свое закрепление именно в законодательстве, то можно утверждать, что право России не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право в юридическом (собственном) смысле.

Система права и система законодательства создаются законодателем, но в результате разных его действий. Система права складывается исторически, на базе основополагающих политических решений законодателя, как бы очерчивающих главные линии направления развития нормативно-правового регулирования. Для ее возникновения не обязательны кодификация и даже консолидация правовых норм. Для создания отраслей законодательства всегда характерна его упорядоченность, выраженная в строгой систематизации.

Анализ законодательства (прежде всего ст.c 71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательства: 1) одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и др.); 2) комплексные отрасли законодательства – отрасли, состоящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского, уголовного. К комплексным отраслям следует отнести информационное право, аграрное, или сельскохозяйственное, и некоторые другие; 3) отрасли законодательства, «привязанные» к соответствующим сферам государственного управления и сферам государственной деятельности (законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.).

Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классификатором отраслей российского законодательства, утвержденным Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511[336], охватывается 48 таких отраслей.

Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права – системой законодательства. Законодательство – форма существования, прежде всего, правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. В то же время система законодательства – это не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет правового регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.

Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права. Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативных правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.

Фактически отрасли права и отрасли законодательства никогда полностью не совпадают ни по количеству, ни по наименованиям, ни по конкретной структуре. Это и понятно, так как связь между ними не есть результат зеркального отражения, она носит весьма сложный опосредованный характер, в зависимости от особенностей «промежуточных» факторов проявляется по-разному. В ряде случаев в цепочке причинно-следственных связей такие отрасли даже «меняются местами», если становление новой отрасли права обусловливается преимущественно интенсивным развитием одного из существующих подразделений законодательства.

В одних случаях мы может констатировать факт, когда отрасль права есть, отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным актам, нуждающимся в кодификации.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный Кодекс РФ и т.д.)

Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Тем не менее, научно обоснованное построение системы нормативных правовых актов закономерно ведет к тому, что они не в любой плоскости и не во всех элементах бывают адекватными отраслевым и иным правовым комплексам содержания права.

Итак, система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.

Различия между системой права и системой законодательства проводятся по следующим основаниям:

1) по составу – первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативный правовой акт;

2) по объему – с одной стороны, законодательство не охватывает всего многообразия нормативности, о чем говорилось ранее; а с другой – система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.); в системе законодательства могут существовать и существуют недействующие предписания, свойством права же является его действенность;

3) система права объективна по происхождению и содержанию, но как продукт отражения социальной формы движения материи – субъективна. Система законодательства в онтологическом и гносеологическом плане также объективна, поскольку в своей основе она имеет реально существующую систему права, но субъективные моменты в системе законодательства более заметны, чем в системе права;

4) различны в определенной мере факторы, образующие эти системы; системообразующими факторами отраслевой системы права выступают предмет и метод правового регулирования, поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственные жизни, выделяются только по предмету правового регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права;

5) система права более целостна, это органическая, самоорганизующаяся система. Система законодательства – менее целостна, она носит лишь организованный характер;

6) внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Так, вертикальная структура система законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает федеративное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское (региональное) законодательство. Вертикальная же структура права – это его деление на нормы, институты, отрасли и т.д.

7) система права более устойчива, она развивается скачкообразно в отличие от постепенного развития системы законодательства и т. д.[337].

Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.

Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства - важная теоретическая и практическая задача. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.