Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смешанная форма правления. 4 страница






Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства.

К числу наиболее существенных признаков правового государства относят:

· верховенство правового закона;

· реальность прав и свобод индивида;

· организацию и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

В современной юридической литературе получили распространение определения правового государства, в которых перечисляются и некоторые другие его признаки: “Правовое государство – это такое демократическое государство, в котором обеспечиваются господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения (обособления) властей»[118].

Еще И. Кант в свое время обосновал идею о правовом государстве как о такой государственной власти, целью которой есть право. С позицией современного анализа это означает, что только будучи связанным правом, государство может действовать “свободно”. Само государство возникает и существует не просто одновременно с правом, но до известной степени и ради самого права – для его формулирования и обеспечения.

Устанавливая правовые нормы, государство обязано соблюдать эти нормы, поддерживать правопорядок. Нормы права обязательны для государственных органов в той же мере, как и для граждан. Правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность государственных органов выступает как деятельность, урегулированная правом. Государственная власть действует лишь в границах, установленных законом, государственные органы обязаны без каких-либо исключений подчиняться действующим правовым нормам. Государственным органам позволено только то, на что их уполномочил закон.

Исходя из этого, некоторые отечественные правоведы приходят к выводу, что правовой государственности вообще присущ особый характер взаимосвязи государства и права, ибо главное в правовом государстве – это признание верховенства права над государством, безусловное подчинение всех его органов закону. (С. С. Алексеев). Действительно, в правовом государстве государственные органы и должностные лица связаны правом. Но нельзя забывать, что отношение “государство-право” есть отношение людей. И в правовом государстве в центре этой связи находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается против самой личности, в конечном итоге затрагивает человека и его свободу. И главное в правогосударственном устройстве - не само по себе господство права, а то, насколько взаимосвязь государства и права обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее свободы. Если ценность права и обусловлена связью с государством, то это имеет место лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку.

Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Он означает построение и осуществление единой государственной власти на основе четкого разграничения компетенции между ее различными ветвями (“властями” в узком понимании) – законодательной, исполнительной и судебной в целях предотвращения монополизации властных полномочий в руках одного органа.

Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение деспотического режима, где невозможна свобода личности.

Каждая из властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Таким образом, с помощью разделения властей государство функционирует в правовом режиме.

В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законе государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Закон регулирует наиболее важные стержневые стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества (например, закон о собственности, о предпринимательстве, об акционерных обществах, об общественных объединениях, о свободе совести, о печати и другие). Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не “совершенствовать”, не “подправлять”, не “изменять” закон.

В тоже время правовой закон не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления.

Основной закон правового государства – конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать текущее законодательство.

Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции – неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство – это конституционное государство.

Прообраз идеи правового государства возник по сути дела как противоядие от злоупотреблений политической властью, как реакция на произвол, деспотизм, тиранию.

Посредством закона государство должно брать на себя обязательства обеспечивать справедливость в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами. Государство определяет правовые меры ответственности своих официальных представителей за их действия, совершаемые от имени государства и его органов. Причем в истинно правовом государстве каждый в отдельности и общество в целом, подчиняясь законам, выражающим их суверенную волю, должны обладать и правом, и возможностью принудить к исполнению закона самого властвующего.

Правовое государство должно выработать не только систему правовых ограничений своей деятельности, но и нести политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.

Предпосылками создания и функционирования правового государства (иногда их называют его основами) являются:

1) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства.

Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;

2) режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

3) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;

4) юридическая предпосылка – создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

5) гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Эта важнейшая предпосылка заслуживает отдельного рассмотрения.

 

6.4 Гражданское общество и правовое государство

 

В научный обиход понятие «гражданское общество» прочно вошло в XVII веке, хотя, как пишет французский исследователь Доминик Кола, впервые оно было упомянуто уже в XVI веке в комментарии к «Политике» Аристотеля. Интересно, что в немецком языке это понятие имеет двойное значение: и как гражданское общество в принятом значении, и как буржуазное общество. И такая двойственность не случайна, ибо действительно гражданское общество как относительно самостоятельная сфера социальной жизни начинает формироваться вместе со становлением буржуазного общества. До этого общество и государство совпадали, причем государство доминировало над обществом то в форме восточной деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневековой монархии. Отделение государства от общества и превращение его и общества в относительно самостоятельные феномены произошло только в результате буржуазных революций. Общество, освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных самостоятельных субъектов, и получило название гражданского. Своей зрелости и суверенности гражданское общество достигает на высокой ступени буржуазного строя.

Гражданское общество как реальность есть система экономических, духовно-культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в гражданские ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих материальных и духовных интересов, потребностей. Гражданское общество строится на принципе самоуправляемости, оно защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правовыми законами от прямого вмешательства со стороны государства. Гражданское общество защищает себя от опеки и регламентации государственных властей. Когда общество почувствовало, что государство может представлять опасность для граждан (поскольку у него появляются собственные интересы и оно начинает издавать законы, направленные против граждан), тогда и начинает формироваться новое социальное пространство, защищенное от «оккупации» его государством.

Основные «кирпичи» фундамента гражданского общества составляют:

· собственность (имущество);

· труд;

· семья.

Это традиционное понимание гражданского общества берет свое начало от Локка.[119] Гражданское общество, по определению Гегеля, есть объединение частных лиц. «В гражданском обществе, – писал он, – каждый для себя – цель, все другое для него ничто[120]».

Гражданское общество глубоко эгоистично, включая в себялюбивых индивидов, объединяемых прежде всего нуждой. Поскольку каждый из них преследует собственные цели, коллективность эта подвержена разного рода случайностям и нуждается в более высокой «форме всеобщности» – в государстве. Таким образом, гражданское общество – связующее звено, находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формы человеческой организации.

В мировой науке сегодня получил признание подход к гражданскому обществу как к комплексу общественных отношений, независимому от государства, но взаимодействующему с ним. Оно включает в себя:

· добровольно, спонтанно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (семья, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения);

· совокупность негосударственных (неполитических), экономических, социальных, духовных, нравственных и других общественных отношений;

· производственную и частную жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы;

· сферу самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденную законом от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти и политики.

Следовательно, гражданское общество представляет собой некую негосударственную ассоциацию граждан, объединенных по различным признакам, служащую целям удовлетворения их индивидуальных потребностей и реализации потенциальных возможностей на благо всех и каждого. Строго говоря, гражданское общество не является предметом изучения государственно-правовой науки, и в связи с рассматриваемым здесь вопросом нас интересуют лишь те его аспекты, которые касаются участия граждан в формировании органов государственной власти, определения их политики, контроля за государством и подчинении его интересам граждан, объединенных в составе этого общества. Очевидно, что те субъекты гражданского общества, которые осуществляют эти функции, – политические партии и иные политические общественные объединения – не могут не обладать соответствующими властными полномочиями для их выполнения[121].

Переходя к характеристике современного гражданского общества, в нем можно выделить три уровня общественных отношений.

Первый уровень связан с производством самого человека и охватывает сферу семьи, быта и культуры (в частности, образования).

Второй уровень охватывает область экономики, включая в себя производство, распределение, обмен и производительное потребление (личное потребление осуществляется на первом уровне – быту). Именно здесь реализуется тот процесс обмена вещами (товарами) и деятельностью, который объединяет изолированных индивидов в общественный коллектив. Субъектами отношений здесь выступают, во-первых, индивиды; во-вторых, социальные группы, в которые оказались объединенными индивиды, занимающие одинаковые места в системах общественного разделения труда, собственности, культуры и т. д., и которые образуют социальный состав гражданского общества; в-третьих, различные объединения индивидов, профессиональные союзы, союзы предпринимателей, общества потребителей и т. п. Все эти субъекты устанавливают между собой разнообразные по своему характеру связи помимо государства (в частности, договорные), которые позволяют в определенных пределах обеспечивать гармоническое развитие гражданского общества без вмешательства государства как политической силы. Последнее присутствует здесь лишь потенциально. Таким образом, характерной чертой гражданского общества является его саморегулируемость, самодетерминированность. То, что оно способно к саморазвитию, и то, что оно – результат свободного объединения индивидов, расширяет возможности гражданского общества определять свое развитие. Если оно окажется способным преодолевать возникающие противоречия, то оно сможет избегать революций, как средства насильственной замены одного общественного строя другим.

На третьем уровне гражданского общества его члены вступают в политическую жизнь. Политика – область общественных отношений, в которых реализуется борьба за участие в общих делах населения, осуществляемых государством, и в определении направлений его деятельности. Субъектами политического процесса в современных его формах являются индивиды (граждане), их политические объединения – организации (партии, движения, «фронты», союзы и т. п.) и государство[122].

Суть государства, его назначение, типология и многие другие аспекты наглядно раскрываются в его взаимоотношениях с гражданским обществом. И не случайно: государство и гражданское общество существуют как две стороны противоположности, вне которой не может быть понято ни то, ни другое. В них заключены два противоположных механизма консолидации населения. Гражданское общество, объединяет людей сложным переплетением свободно реализуемых частных интересов. Государство как особый, специально сконструированный для этой цели механизм – принуждением.

Гражданское общество и государство взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга. Гражданское общество олицетворяет материю, тело социального организма, государство – это сознание.

Государство выступает в качестве субъекта управления по отношению к гражданскому обществу. А значит, их взаимосвязь можно рассматривать как единство прямой и обратной связей в системе управления. Различия в содержании этой взаимосвязи, соотношении двух ее противоположных компонентов, порождают принципиальные отличия и в характере политической власти. Они могут быть положены в основу классификации политических систем и режимов.

При наличии развитых и эффективных механизмов социальной обратной связи, ее приоритете, обеспечивающем представительство и влияние в органах государственной власти широкого спектра имеющихся в гражданском обществе частных интересов, правомерно говорить о демократическом режиме. В отсутствие или при ограниченной, блокированной обратной связи, когда налицо доминирующая роль прямого воздействия, возникает противоположный ему авторитарный режим. Государственность имеет тенденцию приобретать те формы и тот характер, которые соответствуют уровню развития и характеру гражданского общества. Государство обслуживает гражданское общество, а не наоборот. Попытки идти вразрез с этим естественным соотношением, приводить гражданское общество в соответствие с велениями государственной власти, в конечном счете, неизменно имели разрушительные последствия и не давали искомого результата.

Узловым институтом, связывающим демократическое государство и общество, являются партии. Важное назначение партий заключается в установлении взаимосвязи между корпорациями гражданского общества и группами депутатов в выборных органах власти. Решения парламентов, всегда представляющие собой форму компромисса между основными депутатскими группами, должны подкрепляться готовностью к адекватному компромиссу в гражданском обществе. Такое согласие способны обеспечить партии в той, разумеется, мере, в которой они выражают интересы корпораций гражданского общества и пользуются влиянием в парламенте. И наоборот, население воспримет с пониманием самые непопулярные, казалось бы, решения, если им будет обеспечена поддержка партий, пользующихся авторитетом в своих корпорациях. Без таких партий решения законодателей повисают в воздухе и их исполнение, установление какого бы то ни было порядка становится возможным только за счет особых мер принуждения. Законодатели встают перед необходимостью усиления исполнительной власти, которая затем их же и подминает.

Партии – не единственный посредник между государством и гражданским обществом. Сходные функции выполняют и другие институты, которые, однако, уже не являются исключительно политическими. Это средства массовой информации, профсоюзы и другие общественные объединения, трудовые коллективы и т. п. Все они по прямому своему назначению принадлежат главным образом гражданскому обществу, и лишь в некоторых ситуациях, обычно, когда власть не обеспечивает условий для их нормального функционирования, институты эти «прорастают» в политическую систему, включаются в политический процесс.

Политическая характеристика гражданского общества наилучшим образом концентрируется ныне в понятии правовое государство. Последнее – политическая ипостась гражданского общества: их взаимодействие принципиально складывается по правилам соотношения формы и содержания. Нерасторжимые и проникающие друг в друга, они олицетворяют целостность общества, подчиняющуюся законам кибернетики, а не логике известной притчи о «курице или яйце»[123].

 

6.5 Правовое государство в политической системе современного общества

 

По сравнению с большинством основных понятий политического словаря термин «политическая система общества» получил широкое распространение относительно недавно – в середине ХХ века. За точку отсчета обычно берется вышедшая в 1953 г. работа американского политолога Д. Истона «Политическая система». В последующие годы в литературе западных исследователей, посвященной анализу проблем политики, политической жизни общества, это понятие употребляется уже постоянно.

До середины 70-х годов термин «политическая система общества» в работах советских ученых-обществоведов практически не использовался. Его заменял другой, служивший тем же исследовательским целям, – «политическая организация общества». И лишь после появления в 1975 г. в документах XXV съезда КПСС понятия «советская политическая система» начинается его интенсивное освоение.

В основе термина «политическая система общества» лежат три научных понятия: «система», «политика», «общество». Первое из них призвано обратить внимание на то, что речь идет о таком общественном явлении, которое имеет системный характер. Это значит, что оно представляет собой определенную целостность, образованную совокупностью всего множества входящих в нее элементов. Эти элементы особым образом связаны между собой, находятся во взаимодействии друг с другом. А это и есть структура системы, благодаря которой она приобретает качество внутренне организованного упорядоченного единого целого.

Слово «политическая» показывает, о каком конкретно виде систем человеческого общества идет речь. Известно, что основными из них принято считать экономическую, социальную, политическую, духовную.

Политическая система, означает, что она связана с политической сферой общественной жизни. В ее основе лежит политика, политические отношения, политическая власть. Это относится как к системе в целом, так и ко всем ее структурным элементам. Политика – непосредственный, главный предмет существования и функционирования политической системы. Под политикой подразумевается специфический вид человеческой деятельности, связанный с организацией экономической, социальной и духовной сфер жизни.

Наконец понятие «общество» в характеризуемом словосочетании дает ответ на вопрос об уровне политической системы. Большинство ученых придерживаются той точки зрения, согласно которой термин «политическая система» может быть применен только к системе, действующей в рамках общества в целом любой страны современного мира. Они считают, что в таком обществе существует только одна политическая система. Обосновывается это тем, что в обществе каждой страны существует лишь одно государство, одна государственная власть, что имеет решающее значение для создания и деятельности политической системы.

Переходя к вопросу о содержании понятия «политическая система общества», сразу отметим, что в современной политологической литературе имеют хождение не менее 2-3 десятков определений политической системы общества. Д. Истон политическую систему общества рассматривал как «совокупность взаимодействий субъектов, посредством которых в обществе властно, авторитарно распределяются ценности»[124].

В одном из отечественных политологических журналов политическая система определяется как «совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование отношений между классами, социальными группами, нациями, государствами, обеспечивающих стабильность общества и определенный социальный порядок»[125].

Наиболее выдержанным с точки зрения системного подхода представляется следующее определение: «Политическая система – это совокупность общественных институтов, соединенных отношениями, порождающими политическую власть и приобщающими к ней каждый из этих институтов» [126].

Вполне понятно, что любое из приведенных определений политической системы общества не является достаточным при ее характеристике, однако взятые в совокупности, они позволяют составить о ней необходимое представление. Это относится и к структуре политической системы общества.

Политические системы общества различных стран современного мира имеют сложную, разветвленную структуру. Однако так было не всегда. К такому состоянию они приходят в результате длительного исторического развития. Дело в том, что политическая система общества любой страны в условиях неразвитой политической жизни (которая имела место на протяжении многих веков существования рабовладельческого и феодального обществ) с точки зрения своей структуры была представлена лишь элементами, относящимися к государству. Ничего другого долгое время не существовало. И только в современных условиях политическая жизнь в большинстве стран стала достаточно зрелой, появились многие другие элементы, которые вместе с государством образуют развитую современную структуру политической системы общества. В ее состав зарубежные и отечественные политологи, а также юристы включают самые разнообразные политические (а порой и неполитические) явления, процессы, их совокупности:

· государство, политические партии, общественные организации и движения;

· политику, политические отношения, политическую власть, средства ее организации и функционирования, демократию, выборы и другие ее институты;

· политические идеи, теории, представления, взгляды, ценности, политическую культуру;

· право, мораль, традиции, нормы общественных организаций и многое другое.

Иногда к политической системе относят классы, социальные группы и слои, нации, отдельных личностей. Правда, большинство современных исследователей полагает, что социальные общности людей, равно как и индивиды, являются элементами социальной структуры общества, но не его политической системы. Нетрудно заметить две следующие особенности перечисленных элементов: во-первых, в своей совокупности они образуют структуру не политической системы общества, а более широкого политического явления, каковым выступает политическая жизнь общества. Следовательно, не все из предлагаемых учеными элементов можно включать в политическую систему общества. Во-вторых, приводимые элементы зачастую представляют собой чрезмерно детализированные части тех или иных основных компонентов политической системы общества. Например, политические интересы – это форма, сторона, аспект политических отношений, а не самостоятельный структурный элемент политической системы общества. Большинство современных российских и зарубежных ученых при рассмотрении структуры политической системы общества считает целесообразным все множество входящих в нее явлений и процессов разделить на четыре основные группы, которые в специальной литературе обычно называют подсистемами политической системы общества. Ими являются:

1) политические организации, учреждения, объединения;

2) политические отношения;

3) политические и правовые нормы и принципы;

4) политическое сознание и политическая культура.

Каждая из них имеет только ей присущие особенности, играет отличную от других роль, занимает определенное место в рамках единого целого – политической системы общества.

Первая группа элементов представляет собой сложный и широкий комплекс объединений людей, характеризующихся, прежде всего, двумя исходными признаками:

1) они являются организациями;

2) они непосредственно связаны с политикой.

Очевидно, что речь идет о политических организациях. Из этого следует, что непосредственной целью создания и деятельности этих организаций является политическая, и в первую очередь государственная, власть – ее завоевание либо удержание и использование в интересах тех или иных социальных общностей людей. К таким организациям относятся, прежде всего, государство и политические партии. Именно они в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к политической организации.

Доминирующая роль и ведущее место в политической системе общества принадлежит государству. Как политическая организация, оно является не только первой по времени возникновения, но и единственной, которая присутствует на всех этапах истории политической системы общества, выступая при этом в различных формах, изменяя свое содержание, функции, цели и т.д.

Специфика государства как политической организации состоят в том, что оно формирует организационные рамки всего общества. Оно призвано быть представителем всех его граждан, регулировать взаимоотношения между ними, располагая при этом законным правом применения принуждения. Его решения являются обязательными, носят властный характер.

Иную по сравнению с государством роль в политической системе общества играют политические партии. Как политические организации, они призваны выражать и проводить в жизнь интересы и волю отдельных классов, социальных групп и слоев или отдельных частей этих и других социальных общностей людей. Политические партии выступают в качестве связующих звеньев между названными элементами социальной структуры общества, с одной стороны, и государством – с другой. Их назначение, основной смысл деятельности заключается в том, чтобы овладеть государственной властью, использовать ее в целях реализации своих представлений об устройстве общества.

В данную группу элементов политической системы общества включаются и многочисленные организации, которые по своей природе, характеру деятельности не являются полностью политическими. К их числу относятся, например, профсоюзы, молодежные, кооперативные и другие организации. Их создание и основные направления деятельности связаны в основном с решением экономических, социальных, культурных, демографических и иных задач. Однако в той или иной форме в определенном объеме им приходится заниматься, участвовать в государственной и общественной деятельности. На этом основании подобного рода организации рассматриваются как элементы структуры политической системы общества.

Если в отношении указанных двух типов политических организаций у политологов сложилось и существует более или менее одинаковое мнение, то по вопросу о том, включать или не включать в структуру политической системы общества общественные организации неполитического характера, согласия не существует.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.