Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3. Современные международные и национальные деонтологические документы






Основой международной полицейской/милицейской деонтологии выступают:

1) Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), принятый Организацией Объединенных Наций а также принятые ООН в развитие этого документа Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса (1989г.);

2) Декларация «О Полиции», утвержденная 09.05.1979 резолюция №690 Парламентской Ассамблеи Совета Европы;

3) Европейский Кодекс полицейской этики, утвержденный 09.05.2001 резолюция №…. Парламентской Ассамблеи Совета Европы;

Они представляют четвертый (международный) уровень развития деонтологических профессиональных норм. Естественно, что главное внимание в этих документах уделено проблеме прав человека и обеспечению надежных юридических и нравственных барьеров на пути произвольного и возможного злонамеренного использования своей власти работниками полиции и другими должностными лицами по поддержанию правопорядка.

Деонтологические требования, присутствующие в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, подчеркивают взаимосвязь моральных и правовых норм в системе социальных норм такой профессиональной группы, как полиция. Здесь присутствует указание на специфику социальной роли, статуса, функций работника полиции, которые прямо или косвенно связаны с вторжением в сферу прав человека. Существенно, что в данном документе на первый план выведено понятие «поведение» (моральное, социальное) как совокупность поступков человека, имеющих правовые и моральные последствия, а профессиональное поведение конкретной категории должностных лиц оценено с позиций его соответствия социальной роли, статусу и должностным функциям.

Кодекс устанавливает, что «те, кто обладает полицейскими полномочиями, обязуются уважать и защищать права человека по отношению ко всем лицам». Генеральная Ассамблея ООН обратилась к правительствам с рекомендацией рассмотреть вопрос о его использовании в рамках законодательства или в профессиональной практике. Морально-этическое содержание Кодекса определяется его целью обеспечить «эффективное поддержание этических норм среди должностных лиц», ориентацией на приоритет общечеловеческих моральных ценностей: гуманизм, милосердие, справедливость, терпимость. Моральное значение Кодекса состоит и в обращении к моральным понятиям: достоинство, гуманность, репутация, жестокость, бесчеловечность, страдания, уважение, поддержка, моральное кредо, нравственное поведение, моральная ответственность. Кодекс имеет четко выраженный моральный смысл еще и потому, что он оптимально объединяет регулятивные возможности общечеловеческой морали и международного права. Правовое содержание деонтологических норм, изложенных в Кодексе, обусловлено прежде всего самим правовым характером этого международного документа и сферой отношений, вкоторой осуществляют свою регулятивную функцию содержащиеся в нем моральные нормы, реализуются принципы профессиональной этики. По замыслу комиссий ООН, готовивших документ, и по его содержанию, смыслу рекомендаций, содержащихся в резолюции 34/109, он должен реализоваться как в законодательстве стран, так и в деонтологических, этических кодексах поведения работников полиции, ряда других государственных органов. Однако вобоих случаях его требования адресованы полицейскому, работнику милиции.

Организационно-управленческий аспект изложенных в Кодексе поведения и в указанной резолюции ООН норм, принципов и рекомендаций проявляется в том, что здесь идет речь о конкретных должностных обязанностях (всех субъектов органов поддержания правопорядка), о ряде типовых служебных и управленческих ситуаций, например о сообщении информации о нарушении Кодекса «вышестоящим институтам... или органам, обладающим полномочиями по надзору пли правовому контролю». В комментариях к статьям Кодекса отмечается взаимосвязь их реализации с «необходимостью внутренней дисциплины в учреждении», с ситуацией, когда государственные органы «не могут или не хотят обеспечивать законность собственными должностными лицами и в рамках их собственных учреждений». Тем самым Кодекс прямо затрагивает и ряд вопросов управленческой этики. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка так трактуетДолг полицейского:

1. защищать всех лиц от противоправных актов в соответствии с высокой степенью ответственности;

2.уважать и защищать человеческое достоинство;

3.применять силу только в случае крайней необходимости (и согласно национальному законодательству);

4.сведения конфиденциального характера сохранять в тайне;

5. не осуществлять, не подстрекать и относиться нетерпимо к любому действию, представляющему собой пытку или жестокие, унижающие человеческое достоинство виды обращения и наказания.

6. полностью обеспечивать охрану здоровья задержанных лиц;

7.всемерно препятствовать всем видам коррупции;

8.предотвращать и всемерно препятствовать всем нарушениям закона и настоящего Кодекса.

Декларация «О Полиции», утвержденная 09.05.1979 резолюция №690 Парламентской Ассамблеи совета Европы (приложение №3, С.485) так трактует Долг полицейского:

1.выполнять определенные законом обязанности, которые и есть суть защиты сограждан и общества против насилия, хищений и других деяний, наносящих вред.

2.Исполнять свой долг честно, беспристрастно и с достоинством., в особенности настойчиво противиться и избегать всех видов коррупции;

3. не должен исполнять приказ, если он содержит меры антигуманного или унизительного обращения;

4.добросовестно выполнять приказ, отданный его начальником, однако, если распоряжение незаконно, то должен не исполнять такой приказ;

5.противостоять нарушениям закона;

6.Докладывать о правонарушениях своему начальнику;

7.охранять религиозные и политические свободы, расовую терпимость и всеми мерами бороться против террористических акций;

8.осознавать личную ответственность за все поступки;

9.применять все имеющиеся права для достижения законно необходимых и разрешенных целей, вместе с тем он не должен применять большее насилие, чем это предписывается для подобного случая;

10. иметь четкие инструкции в отношении применения оружия;

11. обеспечить арестованному человеку медицинскую помощь, если он в ней нуждается;

12. хранить в тайне всю конфиденциальную информацию;

13. содействовать моральной и материальной поддержке полиции общественностью.

В сентябре 2001г. в Страсбурге был принят Европейский Кодекс полицейской этики. В преамбуле к Кодексу говорится: «принимая во внимание необходимость определить единые европейские направления в области общих целей функционирования и ответственности полиции для обеспечения безопасности и соблюдения прав человека в демократических обществах, регулируемым верховенством права, Совет Европы рекомендует правительствам государств-членов руководствоваться принципами, изложенными в Европейском кодексе полицейской этики, с целью введения их в практику и возможно более широкого распространения». Положения Кодекса также направлены на построение более тесного союза между его членами, что способствует эффективной борьбе с преступностью как в национальном, так и в международном масштабе.

Наконец, Кодекс предусматривает, что полицейские, соблюдающие его положения, заслуживают уважения, полной поддержки и сотрудничества со стороны общества и своего учреждения в котором они служат. А также со стороны лиц, занятых поддержанием правопорядка[3].

Международные нормы могут не иметь каких-либо обязательных в правовом отношении значений, их несоблюдение может и не означать нарушения закона, но, тем не менее, их нарушение способно вызывать весьма негативные последствия и поставить под сомнение доверие общественности и полиции. Вот почему своды этических принципов направлены на то, чтобы поведение сотрудников полиции полностью соответствовало требованиям демократической системы и уважению достоинства человека.

 

Национальные полицейские департаменты в последней четверти ХХ века также приняли в своих государствах национальные кодексы полицейской этики. Так, с 1979 г. существуют Кодексы Деонтологии национальной полиции Франции, США, Великобритании.

Морально-этический кодекс полицейского США: долг полицейского - с лужить человеку: охранять жизнь и собственность моих сограждан

Кодекс Деонтологии национальной полиции Франции: долг полицейского б ыть верным республиканским институтам.

Обеспечивать на всей территории страны гарантии свобод и, поддержание спокойствия и общественного порядка.

Применять силу или использовать оружие только в случае крайней необходимости.

Подчиненный обязан выполнять все распоряжения руководителя, исключая противозаконные.

Положение об этических принципах полицейской службы Великобритании: Долг полицейского действовать справедливо, выполнять свои служебные обязанности честно и беспристрастно.

В Российской Федерации существует три документа, которые можно рассматривать как основу профессионального этического кодекса сотрудников ОВД: это Присяга, Кодекс чести рядового и начальствующего состава и Закон о милиции. Более подробно национальная милицейская деонтология в современной России будет предметом обсуждения следующей лекции.

Итак, современные международные и национальные деонтологические документы правоохранительных органов отражают схожесть этических проблем, стоящих перед национальными полицейскими департаментами. Международные нормы несут рекомендательные в правовом отношении рекомендации, их несоблюдение может и не означать нарушения закона, но тем не менее вызывать весьма негативные последствия и поставить под сомнение доверие общественности и полиции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.