Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика дорогих денег






Проводится с целью снизить темпы инфляции с помощью сокращения совокупных расходов и ограничения денежного предложения.

Включает следующие мероприятия:

· Повышение учетной ставки процента. Коммерческие банки начинают меньше брать кредитов у ЦБ, следовательно предложение денег сокращается.

· Продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

· Увеличение нормы резервных требований. Это позволит сократить избыточные резервы коммерческих банков и уменьшит мультипликатор денежного предложения.

44. В настоящее время эффективность денежно-кредитной политики является предметом больших споров, поскольку она наряду с положительными сторонами имеет и недостатки.

Большинство экономистов рассматривают денежно-кредитную политику в качестве неотъемлемой части стабилизационной политики государства. Об этом свидетельствуют достоинства денежно-кредитной политики, к которым относятся:

· гибкость и быстрота

· независимость от политического давления

К недостаткам относятся:

· циклическая асимметрия.

· изменение скорости обращения денег.

· влияние на инвестиции.

В настоящее время проблема эффективной денежно-кредитной политики приобрела особую актуальность, поскольку стало понятно, что от ее решения зависит будущее не только отдельных стран, но и мировой экономики. В своей основе данная проблема предполагает нахождения оптимального баланса рычагов внутренней и внешней экономической политики, которые обеспечивали бы для государства благоприятные условия с точки зрения достижения положительных параметров экономического роста при стабильности цен и платежного баланса.

46. Кривая IS («инвестиции – сбережения») описывает равновесие на товарном рынке и отражает взаимоотношения между рыночной ставкой процента r и уровнем дохода Y.

Кривая IS выводится из простой кейнсианской модели (модели равновесия совокупных расходов), но отличается тем, что часть совокупных расходов и, прежде всего, инвестиционные расходы теперь зависят от ставки процента. Ставка процента перестает быть экзогенной переменной и становится эндогенной величиной, определяемой ситуацией на денежном рынке, т.е. внутри самой модели. Зависимость части совокупных расходов от ставки процента имеет результатом то, что для каждой ставки процента существует точное значение величины равновесного дохода и поэтому может быть построена кривая равновесного дохода для товарного рынка – кривая IS. Во всех точках кривой IS соблюдается равенство инвестиций и сбережений. Термин IS отражает это равенство (Investment = Savings).

47. Кривая LM («предпочтение ликвидности – денежная масса») показывает все возможные соотношения Y и r, при которых спрос на деньги равен предложению денег. Термин LM отражает это равенство: L (Liquidity Preference) обозначает предпочтение ликвидности, кейнсианский термин для обозначения спроса на деньги, а М (Money Supply) – предложение денег.

В основе построения кривой LM лежит кейнсианская теория предпочтения ликвидности, объясняющая, как соотношение спроса и предложения реальных запасов денежных средств определяют ставку процента. Реальные запасы денежных средств представляют собой номинальные запасы, скорректированные на изменение уровня цен и равные М/Р. В соответствии с теорией предпочтения ликвидности, предложение реальных денежных средств фиксировано и определяется центральным банком.

48. Совместное макроэкономическое равновесие товарного и денежного рынков – ситуация, когда рынок товаров и услуг и рынок денег одновременно находятся в равновесии.

Макроэкономическое равновесие на рынке товаров и услуг (т.е. равенство планируемых расходов и совокупного выпуска, а также равенство инвестиционного спроса и объема сбережений) достигается путем изменения совокупного объема производства и дохода Y.

Следовательно, установление совместного равновесия на товарном и денежном рынках предполагает одновременное достижение совокупным доходом и реальной процентной ставкой своих равновесных значений.

Mодель IS-LM (инвестиции (I), сбережения (S), (предпочтение ликвидности = спрос на деньги) (L), деньги (M)) – макроэкономическая модель, которая описывает общее макроэкономическое равновесие, образующееся путем комбинации моделей равновесия на товарном (кривая IS) и денежном (кривая LM) рынках.

 

 

49. Социальная политика – политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.

Цели:

· улучшение здоровья нации

· обеспечение достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях

· создание для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе

Направления:

· политика доходов населения

· политика в сфере труда и трудовых отношений

· социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан

· развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры

· социальная защита отдельных групп населения

· экологическая политика

· демографическая политика

· миграционная политика

50. Функции социальной политики:

· формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества (предполагает разработку цели развития общества на определенный период времени: создание целевых комплексных программ направленных на ее реализацию, формирование объема и структуры потребностей общества на определенный период, с тем чтобы заложить их в обозначаемую цель развития производства)

· стимулирование мотивационных принципов активизации трудовой деятельности работников (направлено на побуждение работников к росту производства обеспечению ресурсного потенциала проведения активной социальной политики государства; все источники доходов, размер и направления поступлений и расходования налогов, социальных отчислений должны быть прозрачными, понятными каждому работнику и потребителю общественных благ)

· обеспечение социальной защищенности всех членов общества (предполагает повсеместную реализацию принципа всеобщности социальной политики, при этом размер социальных услуг должен решить главную задачу — обеспечение прожиточного минимума всему населению)

· согласование личных, коллективных и общественных интересов (учитывает, прежде всего, не первоочередность решения тех или иных интересов, как это предполагалось социализмом, а участие всех субъектов хозяйствования в их реализации)

· учет доли каждого работника в создании и распределении общественных благ (реализуется в разных системах по-разному; социализм здесь провозгласил принцип распределения по количеству и качеству труда; на практике этот принцип не реализовался, а насаждалось уравнительное распределение (для работников, но не управленческого персонала) в рыночных структурах учет доли каждого ведомства от ресурсного обеспечения производства или общественно полезных действии)

· развитие социальной инфраструктуры общества (обеспечивает создание и динамику движения социальной базы общества; приоритетную позицию здесь занимают создание условий для воспроизводства рабочей силы, а значит, развитие системы здравоохранения, культуры, образования, спорта и туризма, строительство и эксплуатация жилого фонда, сферы услуг и т.д.)

51. Потребительская корзина — расчетный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи.

Такой набор используется для расчета минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина служит также базой сравнения расчетных и реальных уровней потребления.

52. Минимальный потребительский бюджет (МПБ) – это минимальные расходы, необходимые для приобретения набора потребительских товаров и услуг.

По мнению разработчиков бюджета, этот набор способен удовлетворить основные физиологические и социально-культурные потребности человека.

Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Беларуси в ценах предыдущего месяца.

Этот социальный норматив применяется для прогнозирования изменений уровня жизни населения, усиления социальной поддержки нуждающихся граждан, формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.

Среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.