Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная природа познания.






Это вопрос, далеко выходящий за рамки утверждения, что познание осуществляется в обществе – это очевидно. Проблема СФ в том, что познание в разных типах общества осуществляется по-разному. Социальная обусловленность познания на разных этапах познания осуществляется по-разному.

Архаика: нет отвлеченного, специализированного, научного познания. Цельность знания о мире, на бытовом уровне. Вопрос: откуда берется отвлеченное знание?

 

Познание начинает обособляться тогда, когда человек пытается осознать явления и процессы, выходящие за границы его обычного опыта, когда такие «выходы» за грань обычного становятся регулярными, требующими соответствующего деятельного, инструментального, организационного подкрепления. Человек приручает животных, ориентируется по звездам, использует, стало быть знает, устойчивые связи (законы — сказали бы мы) реальности. Но он не делает до поры до времени подобные знания предметом своего специального интереса. Приходит, однако, пора, когда люди начинают заботиться о расширении обычных восприятий, о присоединении к своему опыту знаний о незнакомом и ранее неизвестном.

Объяснение этой перемены надо искать в изменении характера жизни человеческих обществ, в усложнении их внутреннего устройства, в необходимости расширения их контактов с внешним социальным и природным миром. Стимулами выделения специализированной познавательной деятельности общества оказываются сдвиги в разделении труда, появившиеся в обществе возможности содержать группы людей, занятых приобретением, хранением и передачей знаний, и необходимость в новом знании как средстве организации усложняющейся практики общества.

Политическое развитие общества, расширение торговли, формирование систем налогообложения и регистрации времени подготавливают распространение письменности, различных счетных средств и инструментов. Пространство и время, вещество и информация обретают формы выражения в человеческом опыте; выявляются специальные «единицы» их измерения. Возникают своего рода общие языки описания для повторяющихся практических ситуаций — измерения, обмена, суда, — втягивающих в свой круговорот различные человеческие действия и поступки, вещи и операции с ними.

Практическое обобщение разнообразия человеческого опыта создает предпосылки для сохранения и трансляции знаний, для специальной работы с ними, придания им формы особых предметов деятельности и размышления, особых средств общения между людьми. Обособляющееся познание становится средством «расширения» сознания общества.

Важнейшей предпосылкой становления научно-познавательной деятельности явилось выделение духовной сферы из материальной практики общества, появление социальных позиций для занятий интеллектуальным трудом, вознаграждаемым и поощряемым обществом. Позиция мудреца, философа, исследователя становится в ряд других необходимых для общества занятий. В индустриальном обществе наука становится самостоятельным институтом и приобретает огромный социальный вес.

Вопрос социальной природы познания необходимо рассматривать в свете соотношения классического / постклассического. 2 основных признака класс. науки:

1) объективность научного познания (независимость объекта познания от человека, избавление от субъективности: эксперимент как гарант объективности);

2) всеобщность (знание имеет вещный характер и может транслироваться по всему соц. пространству без привязанности к опр. субъекту). Развитие класс. науки шло до стадии, когда формируется представление о неклассических объектах, к которым прежние принципы науки не применимы: прежде, считалось, что объект познания носит вещественный характер (вещь как самое надежное для познания состояние бытия), поскольку в отношении к вещи действует принцип самоочевидности (вещь можно непосредственно наблюдать). Открытие некласс. объектов подрывает принцип наглядности объекта познания, основы традиционной логики, гносеологии (объект теперь не = вещи): работа с такими объектами носит косвенный характер, нет прямых наблюдений (например, атомная энергия), однако с помощью приборов можно фиксировать присутствие и свойства неклас. объектов, которые обнаруживаются только в поле нашей деятельности. Таким образом, подрываются принципы объективности и всеобщности классической науки: неклас. объекты зачастую уникальны, повторить их невозможно - сложные системы (планета Земля, биосфера).

Таким образом, можно отметить несколько стадий соотношений познания и общества, раскрывающих характер его социальной природы.

- на 1-м этапе – зависимость познания от общества в целом, ориентированного на его потребности и заказы: общество содержит науку как институт, решающий определенные практические задачи (экономика, идеология).

- 2й этап – соц. организация науки складывается в области отношений м/у субъектами науки

- 3й этап – гл. соц. фактор развития научной деятельности – сама личность ученого: принцип спонсирования, грандов и т.д. аналог производства: эффективность производства зависит от качеств самого работника.

С 19 в. традиционно наука воспринималась как производство (инд. общество). Поэтому наука организовывалась по принципу крупного производства (макс. кол-во вложенных ресурсов в т.ч. и человеческих). Однако ситуация в понимании науки изменяется в связи с неэффективностью таких форм соц. познания. Начинается преодоление разрывов познания, которые были установлены классической наукой:

- м/у естественными и общественными науками. Ест. науки трансформируются в связи с работой с неклассическими объектами, принципом такой работы становится ориентированность на работу с отдельными сложными системами. Меняется концепция объекта и субъекта – поскольку неклас. объекты по сути привели к возвращению в науку субъекта.

- м/у социальным и гуманитарным: различие методологических ориентации.

Во 2-й пол. 20 в. сдвиг из области экономики, связанный с поиском ресурсов дополнительного развития общества (его качественным изменением). Авторитет науки и научного познания резко падает (кризис индустриального общества вообще, связанный с мировыми войнами, крушением установки на производство, потеря отдельного человека) Начинается работа с чел. ресурсами (наука строится на противопоставлении индивидуального и социального). Социальное – результат сведения индивидуального материала к общим нормам – произв. отношениям, соц. нормам. Гл. принцип – редукционизм (индивидуальное сводится к социальному).

На передний план выходит проблема соотношения: социального и индивидуального, и вопрос противопоставления соц. и гум. снимается. Как следствие, гуманитаризация обществознания: соц. науки наполняются индивидуальным содержанием. Преодоление редукционизма.

Таким образом, социальная обусловленность познания на разных этапах познания осуществляется по-разному. Познание зависит от общественной обстановки в целом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.