Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сады английских колледжей






Ботанические сады в крупных университетских центрах состояли преимущественно из лекарственных растений, являлись экспериментальными лабораториями под открытым небом. Пизанский университет. Флоренция.

Падуи. Планировка сада была основана на системе кругов и квадратов, разделявших территорию на 16 частей, каждая из которых была засажена определенным видом растений. Такое решение садово-паркового пространства было удобным не только для выращивания растений, но и являлось отражением представлений об идеальных пропорциях.

Королевский сад растений в окрестностях Парижа (1635 г.) представлял собой регулярный сад небольшого размера, разбитый на грядки. Предназначался в основном для ученых и студентов.

«Сады ученых», «литературные сады» Китая создавались для отдыха, размышлений и интеллектуальной работы.

В России возникновение университетских садов восходит к аптекарским огородам, которые появились в XVI-XVII вв. Наряду с монастырскими садами аптекарские огороды были «проводниками» ботанических знаний. Позднее в Москве и Санкт-Петербурге устраивают ботанические сады при университетах.

Сад Ботанического института АН СССР в Санкт-Петербурге. Восточная, самая старая его часть, имеет регулярную планировку, а западная (конец XIX в.) организована в свободном пейзажном стиле.

Сады учебных заведений России можно разделить по назначению на ботанические и прогулочные. Помимо научного ботанического и рекреационного назначения, университетские сады могут нести функцию экспозиционную в качестве открытых пространств для размещения произведений искусства. Расположение в университетских садах произведений скульптуры и архитектуры малых архитектурных форм позволяют вести со студентами разговор о некоторых аспектах художественного творчества, не выходя за пределы учебного заведения.

Организация парков на территории современных учебных заведений высшей и средней школы весьма перспективна. Это благоприятно скажется на психофизическом состоянии учащихся и педагогов и, возможно, откроет новые перспективы для организации учебного процесса.

МОНАСТЫРСКИЕ САДЫ

 

Создание садов при монастырях зародилось в Индии с основанием буддизма. В индийских повествованиях и легендах не говорится об их планировке и цветочном оформлении.

В средневековье монастырские и другие сады были преимущественно утилитарного назначения. Выращивали лекарственные растения и плодово-ягодные культуры. В планировке появляется новая деталь – лабиринты – сеть извилистых и пересекающихся дорожек.

Как правило, монастырские дворы, заключенные в прямоугольник монастырских строений, примыкали к южной стороне церкви. Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно (что имело также символическое значение) на 4 квадратные части. В центре на пересечении дорожек сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водяных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Часто устраивался и небольшой пруд, где разводилась рыба для постных дней. Этот небольшой сад во дворе монастыря имел обычно невысокие фруктовые или декоративные деревья и цветы. Однако французские сады, аптекарские огороды и огород для кухни устраивались обычно за пределами монастырских стен. Французский сад часто заключал в себе и монастырское кладбище.

Аптекарский огород располагался вблизи монастырской больницы или богадельни. В нем выращивались и растения, которые могли быть красителями для иллюстрации рукописей.

Часто декоративным монастырским садом был «вертоград». Он единственный из средневековых садов композиционно был связан с окружающими его монастырскими постройками. Вписанный в четырехугольник монастырских галерей, он был окружен дорожками, пересекающими его крестообразно – по осям либо по диагоналям. В центре находился колодец, фонтан, дерево или декоративный куст.

В Картезианских монастырях и монастырях каледулов до минимума ограничивалось общение монахов, что отражалось в планировочном решении. Строения образовывали правильный четырехугольник. В середине находился большой «вертоград» с кладбищем. С одной стороны была церковь (главное здание), дом приора и хозяйственные постройки. Три оставшиеся стороны занимали «скиты» - каждый со своим цветников, за которым ухаживал монах, проживающий в ските.

Наряду с декоративными «вертоградами» в монастырях существовали утилитарные сады, огороды, травники. Они находились вне монастырских построек, но окружались общей стеной. Делились на квадраты и прямоугольники. Со временем на их основе возникает ренессансный декоративный парк.

Сады в древнерусских представлениях были одной из самых больших ценностей Вселенной. Появились в XI-XII вв. после принятия христианства. Русские монастырские сады были трех типов: 1) хозяйственные; 2) те, то помещались в ограде монастыря и служили образами рая; 3) те, что размещались за монастырскими стенами и связывались с представлениями о священных рощах, в которых находили чудотворные иконы.

Второй тип садов должен был иметь яблоки, душистые цветы и привлекать птиц, с обязательной оградой, роль которой могли выполнять монастырские стены.

В западноевропейских монастырских садах обязательными были розы как католический символ Богоматери. В Древней Руси символом Богоматери были белая лилия, крин. В садах Западной Европы довольно часто устраивался лабиринт, не известный до XVII в. на Руси.

Таким образом, монастыри, даже небольшие, имели по несколько садов различного назначения. Лаврентьевский монастырь под Калугой к концу XIX в. имел три сада. Малый сад у входа в собор (15х50 м) состоял, главным образом, из плодовых деревьев. Он распланирован симметрично по отношению к главной широтной планировочной оси, проходящей по вершине холма и связывающей все основные элементы монастырского комплекса. Далее на оси уже снаружи находился строго регулярный сад с так называемой «конвертной» планировкой (около 3 га), продольными, поперечными и диагональными аллеями и круглыми площадками, украшенными кедрами-солитерами. К югу от монастырских стен раскинулся Нижний плодовый сад с дорогами, проложенными по склонам возвышенности. Одна из дорог подводила к озеру. Другая – к площадке с беседкой Миловидой, поставленной у бровки рельефа, откуда открывается многосторонняя панорама на долину реки.

«Внешние» сады оформляют подходы и подъезды к монастырю, психологически подготавливают прихожан, направляющихся на богослужение, создают спокойный фон. Это имело особое значение в густонаселенных местностях с их шумом и повседневной суетой.

Рядом с Пустынно-Рыхловским монастырем (Левобережная Украина) была густая, очевидно, сосновая роща и живописно спланированный сад с лужайками, где отдыхали богомольцы. Сад пересекался дорогой, тропинками и парадной трехрядной аллеей.

Из монастырских садов, расположенных в XVI в. за пределами монастырских стен, сохранились сведения о Кедровой роще Ярославского Толгского монастыря, расположенного на левом берегу Волги выше г. Ярославля.

Сад имеет форму прямоугольника площадью около 2 га, примыкает к юго-восточной стене монастыря и обнесен кирпичной оградой. Главная особенность = подковообразный и симметричный по отношению к продольной оси пруд-канал, обсаженный сибирскими кедрами. Канал огибает круглую площадку, окруженную 12 кедрами – «апостолами». Рядом на главной оси – группа из трех лип, символизирующих Святую Троицу и далее небольшой цветочный партер.

Вся композиция рассчитана на восприятие не только во время прогулки по главной аллее, но и на неспешное созерцание ее из видовой беседки на стене монастыря.

 

Сады английских колледжей

У нас, в России, со старыми университетами Англии можно сравнить только древние монастыри. Подобно тому, как в монастырских кельях подвижники веками возносили молитвы Богу, в колледжах Кембриджского университета люди столетиями искали знаний. Тут все -- начиная со зданий и заканчивая растениями в саду -- подчинено одной цели: воспитанию образованного человека. Планировка колледжей тоже схожа с монастырской. Они, как правило, состоят из одного или нескольких прямоугольных дворов, в центре которых размещается газон или сад, а в стенах устроены церковь, учебные аудитории, трапезная и жилые комнаты (почти кельи) для членов колледжа.

Созданный при Падуанском университете в 1545 году ботанический сад — второй в Европе после Пизанского, но претендует на звание старейшего из непрерывно действующих, так как его конкурент не раз переезжал с места на место. В 1997 году объявлен памятником Всемирного наследия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.