Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иметь зависимости




 

Зависимость означает невозможность реализовать себя без какого-то (чьего-то) воздействия или вмешательства. Легче всего осознать наши зависимости, связанные с владением, обладанием (с возмож­ностью иметь) в физическом мире, потому что физический аспект зависимости всегда конкретен и осязаем. Именно физический мир мы называем грубым планом материального мира, в противоположность его более тонким планам — эмоциональному и ментальному. Позже я еще возвращусь к физическим зависимостям и их прямым связям с зависимостями психологическими (эмоциональной и ментальной).

Чтобы выяснить, имеешь ли ты зависимости, вспомни, без чего ты не можешь обойтись на протяжении хотя бы недели в твоем физическом мире. Иногда люди не могут выдержать и пятнадцати минут — напри­мер, курильщик без сигарет, если он привык курить их одну за другой.

Типичными объектами зависимости являются сигареты, спиртным напитки, наркотики, сахар(десёртные блюда, пирожные, жевательная резинка, сладкие ликеры, булочки, макаронные изделия), кофе, лекарства. Нередко наблюдается зависимость от телефона (человек не может выдержать, не позвонив в течение дня кому-нибудь или если не позво­нит ему), секса, магазинов, спорта, чтения, телевизора, религиозных обрядов, компьютера.

Однако следует четко различать зависимость от чего-то ( кого-то) и любовь к чему-то (кому-то). В качестве примера рассмотрим чтение. Если человек любит читать, то делает это с удовольствием, в надлежащее время и знает, когда остановиться. Человек зависимый не способен остановиться. Начав читать, он не может прекратить, даже когда его одолевает усталость, и глаза сами закрываются. На следующий день, если книга не закончена, чтение продолжается с самого утра, не взирая на важные дела. Человек не в состоянии распорядиться своим временем, чтение постоянно оказывается на первом плане. Это и есть типичная зависимость.

Зависимость означает неспособность обойтись без чего-то, даже ког­да мы знаем, что в данный момент это не нужно. Если человек любит закурить по случаю, но прекрасно себя чувствует и без сигареты, значит, у него нет зависимости. То же можно сказать о булочках, тортах и т. п.

Ты можешь проверить степень своей зависимости: проследи за сво­ими ощущениями, когда полностью откажешься от какого-то особенно тобою любимого удовольствия. Если не можешь выдержать и несколь­ких часов, значит, твоя зависимость велика. Отметь количество часов или дней, в течение которых ты чувствуешь себя хорошо, обходясь без этого удовольствия. Я не предлагаю тебе контролировать себя постоян­но, а лишь использовать этот способ для проверки степени своей зави­симости. Если ты видишь, что твой предел составляет два дня, после чего это становится наваждением, и ты ни о чем другом не можешь думать, то я предлагаю позволить себе желанное удовольствие — и хорошенько осознать степень своей зависимости.



Такие физические зависимости являются просто отражением одной или нескольких психологических зависимостей от другого лица. Почему один человек зависит от другого? Потому что он не любит себя по-на­стоящему, его любовь к себе не наполняет его в достаточной мере; он испытывает потребность пойти и поискать любовь где-то еще. Вот са­мые распространенные типы зависимости от других.

Зависимость от согласия или мнения других. Человек, страдающий этой зависимостью, не доверяет сам себе, не верит в свои способности в определенной сфере и поэтому не может положиться на собственное мнение, будь то вопрос покупки, записи на курсы или важное жизненное решение. Такому человеку очень трудно на что-то отважиться без одоб­рения со стороны. Он обязательно спрашивает кого-нибудь: «Что ты об этом думаешь?» Я знаю женщин, которые никогда не посмеют поменять прическу без согласия мужа.

Читая эти строки, ты, возможно, думаешь: «Я никогда не нуждаюсь ни в чьем мнении, я всегда принимаю решения сам». Будь осторожен; нужно быть очень проницательным, чтобы не дать интеллекту ввести себя в заблуждение. Это тонкая задача; те, кто не признает своей зависимости, чаще всего действуют противоположно тем, кто действительно незави­сим. Если ты хочешь выяснить, есть ли у тебя зависимость от согласия или мнения других (даже если ты этого не проявляешь), я подскажу тебе, как это сделать.



Как бы ты реагировал, если бы, приняв решение, ни с кем не посове­товавшись, услышал от кого-то (особенно от близкого человека): «Прав­ду говоря, не нравится мне это твое решение»? Испытывал ли бы ты эмоции? Почувствовал бы внутренний дискомфорт из-за этого неодоб­рения? Попытался бы убедить собеседника в обоснованности своего решения, чтобы добиться его одобрения? Если да, — значит, ты зави­сишь от его мнения. Человек, не имеющий этого типа зависимости, не испытывает эмоций, когда обнаруживает, что другие с ним не согласны; он только констатирует, что с ним не согласны, — вот и все. Вероятно, это его не радует, но он легко воспринимает иное мнение.

Зависимость от признательности других. Человек, зависящий от признательности других, считает, что он слишком мало делает. Как ты уже знаешь, за всякой зависимостью скрывается верование. В предыду­щем примере человек считал, что он слишком мало знает; здесь же человек верит, что его работа недостаточна. Чтобы стимулировать себя к более продуктивной деятельности, он нуждается в признательности других. Он нуждается в словах благодарности. Он хочет слышать: «Что бы я делал без тебя!»

Вот типичные примеры: хозяйка дома, только что закончившая гене­ральную уборку; служащий, который жаждет услышать похвалу или слово признательности от начальника; супруг, ожидающий благодар­ности за принесенные в дом деньги; и т. п. Такой человек обязательно рассказывает другим (хотя те его об этом не просят) обо всем, что он сделал или собирается сделать. Он очень старается довести сделанное им до сведения всех, чтобы получить признательность, в которой так нуж­дается.

Если ты чувствуешь неуверенность относительно этой зависимости, спроси себя в тот момент, когда ты только что завершил некоторое дело, потребовавшее особенных усилий: не чувствуешь ли ты разочарования из-за того, что никто вокруг этого не замечает? Если окружающие не говорят ничего такого, что показывало бы их признательность за твою работу, не хочется ли тебе самому им об этом рассказать? Если да, значит, у тебя есть эта форма зависимости.

Зависимость от комплиментов. Человек с этой зависимостью не считает себя достаточно красивой или значимой личностью; поэтому ему необходимо слышать комплименты от других, они его подбадрива­ют, а без них он страдает. Комплименты могут относиться к его внешности или к выполненной им работе и подчеркивать хорошее качество или красоту. Если, как в предыдущем примере, человек зависит от при­знательности, то это в первую очередь касается затраченных им усилий; здесь же человек больше всего озабочен тем, что он собой представляет, что происходит в нем или с ним как с личностью. Он часто стремится произвести впечатление на окружающих своим внешним видом.

Зависимость от присутствия других. Человек с этой зависимостью полагает, что, если его оставляют одного, значит, не любят. В молодости, переживая опыт одиночества, он сделал именно этот вывод и решил в это верить. Такому человеку трудно найти себе интересное занятие, когда он один. И наоборот," все идет прекрасно, когда он в компании. Присутствие других людей сообщает ему энергию, желание работать, изобретать. Когда все уходят, он сразу теряет свой энтузиазм. Можно привести пример: один из супругов хочет куда-нибудь пойти вечером, а другой отказывается. Если первый не идет из-за чувства одиночества, это означает, что он зависим от присутствия другого.

Если ты испытываешь дискомфорт, когда уходят любимые тобой люди (супруга, дети, родители), если тебе неприятно оставаться одному, это означает, что у тебя есть зависимость от присутствия других. Если ты считаешь, что не зависишь от присутствия других, потому что уже мно­го лет живешь сам, то это еще ни о чем не говорит. Если ты живешь один, но всегда стараешься приглашать гостей или получить приглашение, если тебе необходимо постоянно быть занятым, если тебе плохо наедине с самим собой, — это тоже признаки того, что ты зависим от присутствия других.

Зависимость от внимания других. Человек, страдающий этой зави­симостью, считает себя незначительным. Он чувствует свою значимость лишь тогда, когда кто-нибудь уделяет ему внимание. Человек, зависи­мый от присутствия других, может быть счастлив и часами обходиться без внимания, если он знает, что есть кто-то рядом; но зависимый от внимания постоянно испытывает потребность, чтобы с ним разговаривали, чтобы его слушали, чтобы им занимались. Он часто прерывает или расспрашивает других лишь затем, чтобы привлечь к себе внимание.

Зависимость от чувства полезности. Если человек считает, что должен забыть о се6е ради других, и убежден, что для него это лучший способ показать свою любовь и быть любимым, значит, он зависим от чувства полезности. Люди такого типа нуждаются в ком-нибудь, у кого есть проблемы; это может быть, например, супруг, зависимый от алкоголя. Возникает цепочка — зависимость от зависимости другого человека.

Такие люди ощущают себя спасителями, их переполняет счастье, когда они, по их мнению, помогают другому человеку выйти из трудного положения (часто не считаясь с его желанием!). Они предлагают свои услуги раньше, чем их об этом просят, они всегда опережают других. Человек, который часто думает или говорит другим: «Тебе повезло, что я здесь» или «Какое счастье, что у тебя есть я!», безусловно, жаждет чувствовать себя полезным. Эта зависимость очень похожа на зависимость от признательности, но носит более яркий характер, так как мо­жет заставить человека совершенно забыть о себе ради других.

Зависимость от руководства и доминирования. Человек с этой зависимостью считает себя неспособным делать что бы то ни было самостоятельно. Его привлекают люди, умеющие руководить. Он испытывает полную растерянность, когда приходится что-то решать самому, поскольку не верит в свою способность принимать решения.

Если ты всегда принимаешь решения сам, это еще не означает, что у тебя нет этой зависимости. Возможно, ты из тех людей, которые застав­ляют себя принимать решения самостоятельно, лишь бы убедить себя в отсутствии зависимости. Если это так, то всякое решение требует от тебя усилий; где-то внутри слышится негромкий голос: «Ну вот, опять я должен принимать решение. Господи, как же мне этого не хочется...»

Зависимость от счастья других. Количество счастья у человека, страдающего этой зависимостью, прямо пропорционально количеству счастья у его близких. Он делает все, чтобы видеть их счастливыми и благополучными, потому что считает себя ответственным за их счастье. Он способен провести бессонную ночь, решая их проблемы, хотя никто его ни о чем не просит. Едва заметив, что кто-то из его окружения не совсем счастлив, а особенно если это любимый человек, он все бросит и будет совершать чудеса преданности, чтобы уладить ситуацию. Он счас­тлив, когда счастливы другие, и несчастлив, когда несчастье постигает их.

Это важно — определить, есть ли у тебя зависимости перечисленных выше типов и в какой степени они отягощают твою жизнь. Выявив одну или несколько зависимостей, проведи ретроспективный анализ, чтобы понять их корни, уходящие в детство. Эти зависимости вошли у тебя в привычку в юном возрасте: тебя к ним приучили родители или же тебе действительно не хватало того, от чего ты теперь зависишь. И сегодня ты ищешь кого-то, кто бы скомпенсировал нехватку. Так возникает состояние зависимости.

Ни одно человеческое существо не может сделать счастли­вым другого человека, потому что счастье приходит из­нутри.

Именно так. Невозможно стать счастливым, если ожидаешь, что счастье принесет кто-то другой или что-то другое извне.

Когда человек не может получить извне того чувства или внимания, в котором он так нуждается, и когда он сам не способен создать себе равновесие, он прибегает к последнему средству — к искусственным произведениям физического мира, — чтобы заполнить мучительную пустоту. Это называется перенесением сферы интересов — на алкоголь, наркотики, курение, сладости, секс и т. п. Эти искусственные физические средства временно утоляют чувство пустоты и боли, но никак не воз­действуют на его глубинную причину.

Чем активнее ты ищешь во внешнем мире что-то такое, что заполни­ло бы твою внутреннюю пустоту, тем сильнее ты страдаешь. Возможно, ты считаешь, что, например, сластями просто утешаешь себя за то, что другие не проявляют к тебе чувств любви и признательности, в которых ты нуждаешься. Пойми, что не другим людям надлежит удовлетворить эту твою потребность. Ты полностью и целиком ответствен за это сам. То, что приходит извне, должно прибавляться к тому, что уже есть у тебя, а не восполнять то, чего у тебя недостает. Никто в мире не может обещать и не может быть обязан дать тебе ту любовь и внимание, в которых ты будешь нуждаться до последнего дыхания. А если бы такой человек и нашелся, то подумай, что произойдет в тот день, когда он уйдет из твоей жизни? Всякое присутствие бывает только временным, поэтому ты должен культивировать собственное равновесие, собственную стабильность чувств, чтобы избежать катастрофы, обусловленной уходом другого, какими бы причинами ни был вызван этот уход.

Чтобы уточнить, какие конкретные связи существуют между твоими физическими и эмоциональными зависимостями, ты можешь посту­пить следующим образом. Обратись к одной из своих физических зави­симостей — например, кофе — и спроси себя: «Что мне дает употребление кофе? Что я чувствую когда пью его?» Если ты ответишь тебя стимулирует, то поищи среди своих психологических зависимостей такую, которая стимулирует тебя еще сильнее. Если обнаружишь, что признательность с чьей-то стороны стимулирует тебя к еще большей активности, то твое увлечение кофе можно связать с признательностью.

И в тот момент, когда тебе снова хочется выпить чашечку кофе, твое тело предупреждает тебя: тебе сегодня недостает признательности в твой адрес, ты ищешь ее, и ты переносишь свое желание на кофе.

Если ты зависишь от сластей, то, задавая себе тот же вопрос - пой­мешь, что они ублажают тебя, что это у тебя некий способ заняться собой; теперь ищи эмоциональную зависимость, которая порождаёт в тебе желание, чтобы тобой занимались. Это может быть зависимость от чьего-то присутствия. Когда кто-то занимается тобой, у тебя возникают моменты, когда ты испытываешь блаженство. Когда же этого человека нет или он не расположен заниматься тобой, ты ищешь способа достичь блаженства самостоятельно — и компенсируешь нехватку внимания сластями, вместо того чтобы войти в контакт с блаженством, которое уже присутствует в тебе. Быть может, ты никогда не давал себе времени поискать его в себе, отвести ему надлежащее место, почувствовать его? Если ты чувствуешь, что твоя тяга к сластям сильнее, то это может тебе помочь осознать необходимость контакта со своим внутренним блажен­ством, необходимость его культивирования. В таком случае стань бла­госклоннее, не будь так требователен к себе.

Если человек, зависимый от признательности или комплиментов, замечает, что те, от кого он зависит, расточают свои любезности не столько ему, сколько кому-то еще, он страдает даже сильнее, чем если бы ему вообще не уделяли внимания. При высокой степени зависимости страдания становятся буквально нестерпимыми. У некоторых людей эта зависимость носит периодический характер, у других тянется годами.

Чем сильнее твоя зависимость, тем сильнее ощущение ненасытности, и наоборот. Это настоящий порочный круг. Твоя вера в то, что ты лишен любимого удовольствия, пропорциональна твоей зависимости. Поэтому тебе могут сказать все существующие комплименты и выра­зить всю мыслимую признательность, но поскольку ты не веришь это­му, то будешь жаждать еще и еще. Вспомни же, что твое счастье зависит только от того, что ты взрастил в себе. Но если ты зависишь от внешних даров, то твое счастье длится лишь мгновения — пока тебе эти дары несут.

Сильно зависимая личность живет в клубке эмоций и страхов, часто перевозбуждена и постоянно боится быть наказанной. Она также очень душевна, то есть широко открыта в области солнечного сплетения. Дейс­твительно, человек, привыкший зависеть от внешнего мира, должен быть очень открытым, чтобы воспринимать приход событий, чтобы быть начеку со всеми и вся вокруг. Столь же открыт он для любых эмоций и желаний других людей, их умственной деятельности, их по­вседневной жизни. Эта открытость солнечного сплетения обусловлива­ет и сильнейшую связь с астральным миром. Такой человек без труда переходит в астрал — это его способ оставить Землю, когда его зависи­мость не находит удовлетворения, когда то, что он переживает, кажется ему невыносимым.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал