Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три правила Рене Декарта (Рассуждение о методе).






389 сл.

Во-первых, повиноваться законам и обычаям моей страны,... следовать мнениям наиболее благоразумных людей,...обращая больше внимания на то, как они поступают, чем на то, что они говорят… Между многими мнениями, одинаково распространенными я всегда выбирал самые умерен­ные, поскольку они и наиболее удобные в практике, и, по всей вероятности, лучше, так как всякая крайность плоха.... Я отнес к крайностям в особен­ности все обещания, в какой-либо мере ограничивающие свободу... потому, что я не видел в мире ничего, что оставалось бы неизменным...

Моим вторым правилом было оставаться настолько твердым и решитель­ным в своих действиях, насколько это было в моих силах, и с не меньшим постоянством следовать даже самым сомнительным методам, если я принял их за вполне правильные. В этом я уподоблял себя путникам, заблудившим­ся в лесу: Они не должны кружить или блуждать из стороны в сторону, ни тем паче оставаться на одном месте, но должны идти как можно прямее в одну сторону, не меняя направления по ничтожному поводу, хотя первона­чально всего лишь случайность побудила их избрать именно это направле­ние. Если они не придут к своей цели, то все-таки выйдут куда-нибудь, где им, по всей вероятности, будет лучше, чем среди леса. Так как житейские дела часто не терпят отлагательств, то, несомненно, что, если мы не в состо­янии отличить истинное мнение, то должны довольствоваться наиболее ве­роятным. Этого оказалось достаточно, чтобы избавить меня от всяких рас­каяний и угрызений обыкновенно беспокоящих совесть слабых и колеблю­щихся умов.

Третьим моим правилом было всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира и вообще привы­кнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли. Признаюсь, что требуется продолжительное упражнение и, зачастую, по­вторное размышление, чтобы привыкнуть смотреть на вещи под таким углом.

В этом я думаю, главным образом состояла тайна тех философов, которые некогда умели поставить себя вне власти судьбы и, несмотря на страдания и бедность, соперничать в блаженстве со своими богами.

Постоянно рассматривая пределы, предписанные им природой, они пришли к полнейшему убеждению, что в их власти находятся только собственные мысли, и одного этого было достаточно, чтобы помешать им стремиться к чему-то другому; над мыслями же они владычествовали так неограниченно, что имели основание почитать себя богаче, могущественнее, свободнее и счастливее, чем люди, не имеющие такой философии и никогда не обладаю­щие всем, чего они желают, несмотря на то, что им благоприятствуют и природа и счастье.

Помимо этих простых правил, вы можете почитать и декартовы " Пра­вила для руководства ума", которые могут оказаться весьма полезными.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.