Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Дальневосточный филиал






Дальневосточный филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российская академия правосудия»

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

ЛОГИКА

 

Учебно-методическое пособие

Планы семинарских занятий и рекомендаций к ним

для студентов колледжа

по специальности 030503.52 Правоведение

Факультета непрерывного

Образования по подготовке специалистов для судебной системы

Хабаровск 2012

Авторы: Е.И. Бесхлебный кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Дальневосточного филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»
Рецензенты:    
     

 

© Дальневосточный филиал ФГБОУ ВПО

«Российская академия правосудия», 2012 г.

© Е.И. Бесхлебный

 

Введение……………………………………………………………..……. Тематические планы……………………………………………………….   Темы семинарских и практических занятий………….…………….. Тема 1. Предмет и значение логики……………………..……..………   Тема 2. Понятие………….……………………………………….……....   Занятие 1-е Понятие как форма мышления……..……..………………. Занятие 2-е Операции с понятиями……..……..….……..……..…….…   Тема 3. Суждение………….……………………………………….…….. Занятие 1. Простые суждения……..……..….……..……..…………….. Занятие 2. Сложные суждения и их виды……..……..………………...   Тема 4. Дедуктивное умозаключение………….……………………... Занятие 1. Непосредственные умозаключения……..……..…………... Занятие 2. Простой категорический силлогизм……..……..……….…. Занятие 3. Умозаключения из сложных суждений……..……..…….…   Тема 5. Индукция и аналогия…………………………………………..   Тема 6. Законы логики и принципы правильного мышления……. Тема 7. Доказательство как логическая основа аргументации……   Тема 8. Логические основы вопросно-ответного мышления в юридической области ………..……………………………………..........   Тема 9. Гипотеза …….………………………………………..………….                    

 


Введение

Бытует мнение, что можно логично рассуждать, даже не зная правил логики: ведь умеют же люди выражать свои мысли с помощью речи, не зная или не помня ее грамматики.

Конечно, любой нормальный человек способен мыслить и не изучая логики. Однако в практических сферах, где мышление является инструментом профессиональной деятельности, для специалиста важным является не умение просто мыслить, а правильно мыслить. Точно так же, как умение правильно дышать в сферах, где дыхание является инструментом профессиональной деятельности (например, плавание, бег, пение, дикция и т.п.). Поэтому для юриста, как специалиста, главным инструментом которого является его ум, способность глубоко и грамотно мыслить, стихийной правильности мышления явно недостаточно. Он должен научиться контролировать мышление со стороны его формы, сознательно управлять этим процессом: проверять его правильность, предупреждать возникновение логических ошибок, а также находить их и исправлять.

С другой стороны, трудно найти область практической деятельности, где бы низкий уровень логического мышления, нарушение законов логики, бездоказательность утверждений и отрицаний, построение неправильных рассуждений может причинить вред больший, чем в правовой области. В юридической практике нередки случаи и когда логические ошибки допускаются по незнанию, и когда нарушение законов и правил логики осуществляется преднамеренно.

Чем же тут может помочь формальная логика? Логику не случайно считают орудием истины и незаменимым средством разоблачения лжи, заблуждения и дезинформации.

Изучение логики развивает ясность и четкость мышления, способность оптимально уточнять предмет мысли, внимательность, аккуратность, умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли. Тот, кто овладеет знанием и навыками формально-логического мышления, будет способен быстро выделить рациональное зерно даже в сбивчивой чужой речи, оценить доказательную силу высказываний в споре, дискуссии, найти короткие и правильные пути исправления ошибок.

Данное пособие, очерчивая круг проблем учебного курса логики, призвано помочь в усвоении теории и овладении навыками правильного мышления. Его структура включает тематический план и последовательное раскрытие тем курса в вопросах семинарских занятий. Рекомендации, представленные по каждой теме, не заменяют учебника, а призваны лишь сориентировать учащихся в проблемах, выносимых на семинарские занятия, и помочь в самостоятельной работе с учебником. Овладение логикой предполагает не только усвоение теоретического материала, но и выработку навыков использования логических законов и правил на практике. Для этого по каждой теме даются упражнения и практические задания.


 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для студентов колледжа

  Наименование разделов и тем Общее коли- чество часов лекций Семинаров и практ зан.
  Предмет и значение логики      
  Понятие 1. Понятие как форма мышления 2. Операции с понятиями      
    Суждение 1. Простые суждения Сложные суждения и их виды        
    Дедуктивное умозаключение   1. Непосредственные умозаключения 2. Простой категорический силлогизм 3. Умозаключения из сложных суждений 4. Сокращённые и сложные силлогизмы.        
  Индукция и аналогия      
  Законы логики и принципы правильного мышления      
  Доказательство как логическая основа аргументации      
  Логические основы вопросно-ответного мышления в юридической области      
  Гипотеза      
  ИТОГО      

 


 

Темы семинарских и практических занятий

 

 

Тема 1. Предмет и значение логики

План

1. Логика в структуре человеческого познания.

2. Истинность мысли и правильность рассуждений.

3. Язык как знаковая система.

4. Основные этапы развития логики.

5. Значение логики для юристов.

 

Основные понятия: формальная логика, символическая логика, логическая форма, логические константы, логические переменные, язык естественный, язык искусственный, имя, знак, значение, смысл, законы мышления, принципы мышления.

 

 

Литература

Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов: Учебное пособие. Изд. 2-е, стереотип. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. С. 3-130.

Бесхлебный Е.И. Логика: Учебное пособие. Хабаровск, 2007. С. 6-22.

Гетманова А.Д. Логика. М., 2002. С. 9-33.

Демидов И.В. Логика: Учебное пособие. М., 2000. С. 3-25.

Иванов Е.А. Логика. М., 2001. С. 1-38.

Ивлев Ю.В. Логика для юристов. М., 2001. С. 6-37.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2000. С. 5-29.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.