Заметки из дневников.

27.10.86

Рейс Красноярск-Сочи, летим. Подлетаем к Кавказу, хорошо виден Эльбрус, Ушба. Пытаемся высмотреть границу снега. Над Гагринским хребтом его нет. Приземлились. Тепло. +18. Я поехал к Плоткину в клуб. Завсклад выдал реп диаметром 6 мм два конца – 60м и 40м, насыпали 5кг карбида, дал нам лавинную лопату. Кроме этого я встретился с Резваном Володей, договорился с машиной до верха Мамзышки и на 18-е обратно.

02.11.86

Всю ночь лил дождь. Проснулись в 6ч. Дождь поливает пока Володя готовит завтрак, мы с Валерой взяли по веревке, полиэтилен и двинулись к дыре. Облака наконец раздернуло, видимость стала прекрасная.. Осень, и всё рыжее. С этим хорошо гармонируют наши оранжевые костюмы. Я сбегал вложить записку в бамбуковый шест. Сложили базу и двинулись к дыре Доупаковали груз, получилось девять полновесных кулей и 10кг – катушка с тросом. Четыре куля с личным храпом развесили на крюке в пещере перед спиральным колодцем. Пока Володя с Валерой спускали кули к «спирали», я занялся дверью на входе пещеры. Она получилась как настоящая. Мужики уже спустились в дыру, спустился и я. Закрыл дверь, протянул телефонный провод и съехал к спиральному колодцу. Трудно вниз идут кули. Володя стоит в самом низу. Очередные кули застряли, и пришлось спускать Валеру.. С грехом пополам справились. Колодец – вертлявый Три крюка, забитые Скачковым в колодце летом со снежной пробки, оказались на недоступной стене. Единственное, чем смог воспользоваться – это зацепил телефонный провод за один из крюков. Собрались вместе перед 60м колодцем Володя навесил снарягу и пошел вниз по веревке, мы с Валерой начали спускать ему кули. На следующих колодцах снаряга уже висит, оставленная группой Захара Залиева летом.

В 21ч мы прибыли на уровень -150м, температура повысилась до +2. Вода льет больше обычного, сыро. Долго работали в первой «шклевотине» с транспортниками. В 23: 25 спустились с 11-метрового уступа и потащили кули вверх к «очку».

04.11.86

В 4 часа подшли к отметке -512 метров. На пути к этой отметке есть красивейший колодец с 10-метровым сталагнатом и ветвистыми, прозрачными кораллитами. Очень много глины, всё забито ею – снаряжение и мыслиПоследнее «очко» на дне – тяжелый труд раскапывать. Мы даже не решились подступиться, поели и осмотрели потолок, выше последней навески – ничего перспективного для дальнейшего прохождения нет, везде сплошной потолок. Возможно, есть шанс под отвесом, последним по горизонтали Сейчас я сижу над 46м колодцем, пишу дневник. По отвесу кряхтит Валера. Слышу его голос: «…твою мать, когда же конец!» В лагерь на -315м мы пришли в 15 часов. Сильно устали, поели и - спать.

06.11.86

Сходил за водой, варю рисовую кашу с поджарками. Мужики зашорошились, начали снимать базу и упаковывать. Поели, каша осталась. Володя набил ею полиэтиленовый мешок и упаковал в транспортник. Я начал зашивать дыру на «ползунках» куском материала от верхонки. К 12 часам всё было упаковано, мы тронулись на -500м. К 46м колодцу мы пошли в 15: 30ч. Пока спускаются мужики, я пишу дневник. Под 11м уступом ни лагерь, ни перекус делать нельзя, двигаемся дальше. На -500м подошли к 19 часам. Спустились с 13м уступа. Дно его – последняя надежда на лагерь. Площадку сделали удивительно быстро. Она правда маленькая, но с помощью матраса стала вполне удобоварима

07.11.86

Сегодня праздник, у нас день отдыха. Продрали глаза в 7: 30ч, разогрели вчерашний свекольник, кашу, сваренную на -300м, и какао. Проглотили и – опять спать. Спали, спали, первым не выдержал Семиченко. –Хватит, - сказал и начал копошиться Я пошел смотреть калибру. Здесь очень мокро и грязно, и это – среди роскошных сталактитов, сталагмитов, натечки. Сунул ноги в щель, просматривается метра на два, очень узко. Потюкал молотком, сунул ноги еще раз – под ногами расширение, Володя принес паяльную лампу, через час она загудела. Удивительно – сколько она испытала, и еще работает. К 24 часам я пролез в эту калибру, но порвал шлем у гидры. Далее идет горизонтальная щель, с левой стороны затянутая сталактитами. Это работа уже на завтра, часть их я, правда, уже обломил

08.11.86

. Планы на сегодня – продолбить вторую часть калибры, и если сможем, - попытаться расчистить верхнюю щель. Запоганили паяльную лампу, я залез в щель. Володя через мою голову подал её мне. Через час стало нечем дышать, лампу потушили, начал работать молотком. После ламп стена крошится хорошо. Залез Володя, но через 30 минут вылез, говорит, что можно угореть. Я залез вновь, долбал часов до 15, устал, вылез, у меня почему-то начался озноб, пошел в лагерь. Разделся – трясет, угорел, что-ли?

09.11.86

Проснулся в 9 часов, долго одевал гидру. Такая ужасная грязь! При одной мысли об одевании становится плохо. Мужики вчера приспособили резиновый мешок под капель, собралось за ночь около двух ведер воды.. С трудом поднял его в лагерь. Мешок оказался талькованный, и вода в нем покрыта тальком. В 11 часов пошли в забой. Я спустился в щель, мужики долбят верхний проход.. К 16 часам почти прорубил. Парни наверху затихли, вышел весь запал. Подлез Вовочка, спросил, как дела. Я уже сильно устал, и поэтому начал выскребаться из щели. Мужики начали отмывать меня от глины. Вовочка старался целый час, отмыл фартук гидры, рукава и спину. Все пошли перекусывать. Через час я снова залез в щель. Чуть-чуть порубил, и попытался пролезть. Прошел, но разодрал коленку гидры. За щелью – продолговаты гротик длиной 5м! Начал откапывать, за три часа работы прокопал 1, 5 метра, Что-то мужики не подходят. Наконец появился Вовочка, очень удивился, что я – с той стороны щели. Вовочка влез в щель и начал долбить её. Я начал долбить с обратной стороны. Вылез только через час, в 22 ч. Я вернулся в лагерь, а Вовочка продолжал долбить. Валера помог мне снять гидру. Теперь это – целое искусство и занимает не меньше часа. Гидра в ужасном состоянии, особенно штаны. В 23ч вернулся Вовочка, поели и спать.

10.11.86

Планы на сегодня: мне - копать сифон, Вовочке – долбить щель, Валера – на подмоге. День кончился плохо. Я залез в сифон ногами, потихоньку подкапывая, продвинулся метра на три, в это время Вовочка притащил термит, позвал меня, чтоб его поджечь. С помощью «копогонки» я его разжег, и сразу понял, что мне каюк. Огромное количество смеси начало выделять огромное количество белого дыма. Через две минуты видимость упала до нуля. Единственный шанс к отступлению – вскакивать через термит, самое узкое место. Вовочка начал его раскидывать, но он горит. Наконец вниз упал кусок раскаленного железа, я вдавил его сапогом в грязь. Потрогал место, которое разогревали – оно было холодным, нагрев произошел только на боковой стенке. Короче, эффект нулевой. Вылез из щели очень быстро и поднялся в лагерь. Володя почистил мне гидру ложкой, она начала сохнуть. Разделся, залез в спальник и уснул. Разбудили мужики в 18 часов, поели и все улеглись опять

11.11.86

Проснулись в 7: 40 или в 19: 40, сейчас нас берут сомнения. Считаем, что утро. Володя взялся готовить, Валера сидит в палатке в позе Мыслителя и молчит. У нашей группы падает потенциал, накапливается усталость. День отдыха. Спать легли в 18 часов.

12.11.86

Сифон необходимо копать вдвоем. В 10 часов я спустился в щель. Володя полез за мной, корячился минут 40, прошел, сразу начали копать, посменно. Через два часа я полез в ползунок – 4 метра, далее щель Чтобы работать в этой щели, надо вынести всю глину из сифона. Это нам не под силу. Вылезли из щели, поднялись на базу. Собираемся, пакуемся, сегодня уходим на -300м. Здесь остается бензин в канистре 8 литров, паяльная лампа, кувалда, зубило, два мешка с веревкой 110м и 60м, катушка с тросом На уровень -300м пришли в 7 утра 13 ноября. Очень плохо идут самохваты по тросу. Мне пришлось перейти с троса на веревку на 46-метровом колодце.

13.11.86

В 8 утра поставили лагерь, сварили жор и спать. Проснулись в час ночи 14 ноября.

14.11.86

Володя и я пошли в слепой колодец Продолбили за 2 часа проход, за ним - новая узость, но внизу расширение. Вернулись в грот, взяли кули и уходим. Время 9 часов. Проклятую «шклевотину» прошли за 1: 10 ч. В 11: 40 начали с радостью плескаться в луже перед троллеем. В 14ч закончили это дело и сели перекусить. В 19: 20ч мы пришли на уровень -150м и ставим базу. В 20: 30 сварили кашу и какао. Володя подкидывал в огонь мусор и поэтому обошелся 9-ю таблетками сухого горючего.

15.11.86

В 11 часов упаковали мешки, их по-прежнему 5 штук. Готовимся к подъему. Время 13 часов, температура +1, 3 гр. На 60-м колодец поднялся Вовочка Семиченко. В 13: 45 начал подъем Валера, поднимался 25 минут. Начали подъем мешков. Всё тянется очень долго. В 15ч начал подъем я, поднялся за 15 минут. Колодец чрезвычайно интересный, есть смысл его тщательно осмотреть. Здесь температура резко упала, градусник не показывает, т.к. рассчитан на плюсовую температуру. Есть ледяные сталагмиты. Выбрали веревку, уложили кольцами, смаркировали трос, все это снаряжение оставляется здесь. Вовочка начал подъем вверх, вскоре вниз посыпался лед, снаряжение вмерзло, и он его вырубал около часа. Мы с Валерой начали «дубеть». Наконец пошел вверх Валера, начали подъем транспортников. Страшный дуб, все полки в снегу и во льду. Время 17ч. Вышел на отвес Володя, я взял ножовку и полез под крышку на входе. Она стоит вся обледеневшая. Попытался открыть её – никак. Распилил реп ножовкой, чувствуется, что за дверью навален снег. Распилил одну палку крышки и выбрал её вовнутрь. Ею начал протыкать снег наружу. Толщина его не меньше полуметра. Палкой, как рычагом, раскачал остальные бруски и по одному выбрал их.. Снаружи – стена снега. Начал выпиливать его и скидывать под себя. Попросил лавинную лопату, вот где пригодилась. Ею наконец проткнул снег, толщина его 70см. Очень холодно, не меньше -15 гр. Наконец я вылез наружу, картина –поразительная. Ярко светит луна, весь Кавказ в снегу, неузнаваемо изменился ландшафт… Я начал замерзать в мокрой снаряге. Всё встало колом, ни согнуться, ни разогнуться. Начали вынимать кули, станки, короче ребята хотели вытащить всё сразу и заклинились на выходе на полчаса. Наконец все вылезли из дыры. Мы дали ей название: пещера имени Ганди. В память об индийском премьер-министре Индире Ганди, я попытался снять сапоги, но они примерзли к ногам, кое-как Валера содрал их. Парни начали варить жор, нам предстоит трудная ночь. Я пошел без сапог в гидре к железному шесту сменить записки. Глубина снега больше метра, и он не держит, проваливаешься на всю глубину. Сменил записку, вложил новую, о выходе из пещеры и уходе на Бомбаешту ночевать. Возвращаясь, подошел к провалу. Он выделялся черной дырой, подойти к краю побоялся. Вернулся к мужикам, поели. Я закрыл дверь в пещеру и завалил ее снегом. Притоптал его, и дыра исчезла, как и не бывало. В 21ч мы тронулись. Кули у нас очень тяжелые – всё мокрое и в грязи. Начали подъем к перевалу. Снег местами по грудь, на гребень вышли в 24ч.

16.11.86

В 9 утра мы вышли к Бомбаеште, шли всю ночь, траверс начали делать в 6 утра в темноте без кулей, а с кулями проходили при восходе солнца. Картина великолепная, и это несколько оживило нас, одуревших от беспрерывной работы в течение суток. Валера упустил на склоне лопату, и она лихо умчалась метров на 400 вниз. Как идти завтра до Мамзышки, не знаем, по такому снегу. Сейчас запоганили чай в Гришином тагане. Потом зажарили рисовую кашу с поджарками, съели, слегка ожили. Развесили храпотья сушиться. Погода превосходная, ярко светит солнце, снег очень ярко блестит. Я надел очки светозащитные, парни пошли пилить елку для снегоступов. Пытались использовать бук, но он очень хрупкий, и нарубленные прутья весело сгорели в Гришином очаге. Спать еще не ложились, надо подготовиться к завтрашнему переходу. Наконец появились ребята, таща огромную кучу веток голубой ели. Я попытался сделать снегоступы, согнул два штуки, переплел репом, Володя попробовал, держит нормально. Но остальной материал никуда не годен. Думаю, надо делать лыжи по образцу экспедиции «Лысан-72». Легли спать в 18ч на Гришином топчане. Спать было холодно. (Не спали пред этим 33 часа)

17.11.86

. В 6 часов поели, я пошел искать материал для лыж. Нашел древний сарай и кое-как выдрал 11 досок. Для ремней на лыжи использовали ремни самохватов. Лыжи получились хорошие, но носки зарываются в снег. Убрали за собой кош, оставили остатки продуктов на столе. Станки получились по 30 кг. Встали на лыжи, прихватили весь мусор и тронулись в путь. На спуске из долины Вовочка сломал наконец лыжу. Остановка, связал две половинки, идем дальше. Нам надо быть на Мамзышке в 15ч, очень мало времени. Я иду впереди и троплю лыжню. Все время надо смотреть на концы лыж, чтоб не зарывались, это утомительно. Лыжи проваливаются в снег на 15см, и слава богу, что не на метр. Потом сломал лыжу Валера. В 12ч подошли к границе леса. Снег - кочками, местами рыхлый, местами наст. Нашли сворот. Иду, через 30 минут в глазах начинает темнеть, к концу дороги подходил очень тяжело. На верхней дороге первым пошел Валера. Прошли участок метров 300 и вышли на асфальт в 15: 30. Всех трясет и колотит. Надели пуховки, машины нет. Всухомятку срубали, что возможно, потом поставили чай. Время пятый час, машины нет. У меня начали замерзать ноги. В 17ч мы надели кули и потопали вниз. Не прошли и 500м, сверху спускается «нива» с тремя лесорубами, останавливается возле нас. Из неё выскакивает армянин и, ругаясь и матерясь, начинает уталкивать наши кули в задник машины. Кое-как вникнув, впихиваемся сами, и вшестером с грузом катим вниз. По дороге обмениваемся любезностями и тепло расстаемся внизу в Гаграх.

18.11.86

Сели в самолет на Красноярск, взлетели, заканчиваю писать дневник в Куйбышеве. На этом наше мероприятие и закончилось. Мы провели 14 суток под землей, из них 9 - на глубине полкилометра.