Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Машиностроение






Тема 9. Межотраслевые хозяйственные комплексы и региональные особенности их развития и размещения

9.5. Машиностроение.

9.6. Химический комплекс.

 

Машиностроение

Машиностроение – отрасль тяжёлой промышленности, производящая всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения. Уровень производства машин является одним из показателей индустриального развития страны.

Особенностями отрасли являются наукоемкость, трудоемкость и материалоемкость.

Машиностроение определяет научно-технический прогресс в национальной экономике, обеспечивает ее техническое перевооружение, интенсификацию и повышение эффективности всего общественного производства. Кроме того, машиностроению отводится особая роль в решении социальных проблем, утверждении позиции Украины на международном рынке, в широкомасштабном переоснащении народного хозяйства на основе современной техники и технологии.

Машиностроение – сложная отрасль, которая подразделяется на несколько подотраслей и производств. Основные из них:

1. Тяжелое машиностроение включает горно-шахтное, металлургическое и энергетическое машиностроение.

2. Общее машиностроение – производство технологического оборудования в отраслях, транспортное машиностроение, ракетно-космическая отрасль и др.

3. Среднее машиностроение – автомобильная промышленность, робототехника, оборудование для легкой, пищевой промышленности и др.

4. Точное машиностроение – радиотехническая и электронная, электротехническая промышленность и приборостроение.

5. Производство металлических изделий и заготовок.

Продукция машиностроительной области состоит из множества деталей и агрегатов. Изготовить их на одном заводе невозможно, проще и дешевле выпускать отдельные детали на разных предприятиях, поэтому машиностроительные заводы имеют преимущественно узкую специализацию (подетальную и предметную). Для выпуска готовой продукции предприятия устанавливают между собою кооперационные связи (поставки деталей, комплектующих материалов, сырья). Такими связями может быть охвачено десятки предприятий.

Технологические процессы на предприятиях машиностроения подобные, несмотря на разную продукцию, которую они выпускают. Каждый большой завод имеет четыре основных цеха: литейный, кузнечно-прессовый, механический и сборочный.

Предприятия машиностроительной отрасли почти не зависят от естественных условий и ресурсов, их продукция имеет широкий круг потребителей. Вследствие этого машиностроение развито во всех регионах страны, отличия состоят в разном уровне развития и наборе отраслей, их значении на разных территориях. В одних регионах они являются областями специализации, в других – удовлетворяют потребности только данного региона.

Один из важных принципов размещения машиностроительных предприятий – ориентация на сырье. Основное сырье для предприятий области – металл, а также конструкционные материалы, которые вырабатывают легкая, химическая, деревообрабатывающая промышленность. Машиностроительные предприятия потребляют 1/3 проката, почти 2/3 стального литья, 40 % чугуна, который вырабатывается в стране.

За годы трансформации экономики машиностроительный комплекс страны пережил длительный разрушительный кризис, который сопровождался значительными потерями производственного и кадрового потенциала, более чем двукратным сокращением доли продукции машиностроения в промышленном производстве Украины, снижением активности в инновационно-инвестиционной деятельности. Но все-таки, в последние годы благодаря стабильным темпам роста экономики Украины машиностроительный комплекс смог частично вернуть свои потерянные позиции.

Значительный спрос и достаточная конкурентоспособность продукции в основных сегментах машиностроения (автомобилестроения, железнодорожного и транспортного машиностроения, производства горно-шахтного и металлургического оборудования) позволяют прогнозировать стабильные темпы роста в последующих годах, оставляя за машиностроением позиции одной из самых быстрорастущих отраслей промышленности Украины.

Дальнейшее развитие машиностроения зависит от обновления технической базы и переспециализации на основе высоких технологий мирового уровня.

В любом случае последующее развитие отрасли невозможно без значительных инвестиций. В настоящее время износ оборудования, по предварительным оценкам, составляет около 70 %. Из-за недостатка финансовых ресурсов очень медленно решаются проблемы возобновления производственного потенциала отрасли на основе использования инновационных технологий и реализации отечественных научных разработок, последующего изменения структуры товарного производства и развития наукоемкого машиностроения, обеспечения конкурентоспособности конечной продукции.

В связи с этим правительство Украины должно приложить максимальные усилия для стимулирования инвестиционной деятельности машиностроителей: предоставление предприятиям налоговых льгот на проведение масштабных проектов по модернизации производственных мощностей; решение вопроса с возмещением НДС; обеспечение отечественных производителей государственными заказами, в том числе и на инновационную продукцию; увеличение финансирования отечественной науки и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.