Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руководство для начинающего вожатого

· взаимодействие напарников

· взаимоотношение вожатого с детьми

· как быстро запомнить имена детей

· планирования ОРГПЕРИОДА

· задачи ОРГПЕРИОДА

· первый ОРГХОЗСБОР (о чём не забыть сказать)

· организационно хозяйственный час

· забота о детях

· дорога в лагерь

· день заезда

· медицинской осмотр

· организационный период

· режимные моменты

· организация режимных моментов

· примерный план работы на второй день

· отряд подводит итоги дня

· ЧТП (чередования творческих поручений)

· что такое отрядный уголок

· возможные рубрики для отрядного уголка

· планирование

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАПАРНИКОВ

Начнем со знакомства. Вы знакомитесь со своим будущим напарником. Расскажите друг другу о себе то, что считаете нужным. Особенности своего характера и темперамента, чего от вас можно ожидать в критических ситуациях, в случае переутомления и особенно в общении с детьми. Какой опыт работы с детьми у вас есть, какой багаж за плечами, с каким настроением едете на смену, какие есть опасения. Помните, в том, что касается работы, у вас друг от друга не должно быть секретов. И как бы в дальнейшем ни сложились ваши личные отношения, для детей вы должны быть идеальной парой и любимыми напарниками. Все ваши ссоры, выяснения отношений, несогласия - не при детях. Видите, что напарник не прав, не стоит мгновенно реагировать и 'спасать' ситуацию. Отзовите в сторону и поговорите.

Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте авторитет своего напарника. Соблюдайте в работе равноправие и единство требований. Будьте принципиальны друг с другом (вы работаете с детьми), но в то же время внимательны, терпимы и доброжелательны. Не давайте друг другу 'умереть на работе'. Вас двое, иногда кто-то может выспаться (извечная вожатская проблема). Разумно распределяйте работу, чтобы кто-то из вас не был 'всю смену на арене'. Сотрудничайте!


ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя 'воевать' с детьми, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У 'добреньких' вожатых дешевый авторитет.

Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого.

Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.

Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Симпатичная картинка!

КАК БЫСТРО ЗАПОМНИТЬ ИМЕНА ДЕТЕЙ

Имена детей необходимо запомнить хотя бы затем, чтобы не испытывать постоянное чувство неловкости в те моменты, когда вам ну но обратиться к ребенку Существуют приемы быстрого запоминания.

Первый из них - " визитки", которые вы прикрепили на грудь детям в первый же день. Он и значительно облегчают общение в первые часы. Вы подход и те к ребенку, бросаете взгляд на визитку и спокойно обращаетесь по имени, не терзая себя и ребенка фразами, " Э, так как тебя..."

Эти " шпаргалки" недолговечны, уже к вечеру второго дня сохраняются лишь у немногих. Поэтому подстрахуйте себя. Например, составьте схем у детских палат, где на месте каждой кровати напишите имя ребенка. А еще запомнить имена детей можно в игре. Во время игры ребенок проявляет особенности своего темперамента и характера. А как говорит опыт, мы лучше запоминаем человека, если обладаем информацией не только о его внешности, но и о его характере, его поступках. Первые дни должны стать временем усиленного накоплен и я такой информации. А для этого надо как можно активнее включать детей в разнообразную деятельность.

Есть и специальные игры на запоминание имен, с помощью которых не только вожатые могут запомнить детей, но и ребята могут быстрее познакомиться друг с другом.

Например, " Снежный ком", первый играющий называет свое имя. Второй - повторяет имя предыдущего игрока и добавляет свое. Третий - два предыдущих и свое. Последний игрок должен пере числить всех сидящих в кругу.

Или еще одна игра на запоминание имен. Перед началом игры каждый сидящий в кругу напоминает всем свое имя. Все стараются друг друга запомнить. Затем все вместе начинают хлопать в ладоши - два раза в ладоши, два раза по коленкам, выдерживая ритм. Хлопки не должны останавливаться. Первый игрок должен на звать два имени - свое и любого сидящего в кругу - нахлопки в ладош и. Услышавший свое имя пропускает один или два и нтервала (по предварительной договоренности) и тоже на два хлопка в ладош и называет свое имя и другое. Так как в кругу может быть несколько человек с одним именем, договоритесь, чтобы играющие смотрели на того, чье имя называют. Главное - не сбить общий ритм хлопков и не остановиться.
Затем можно усложнить игру, исключив интервалы. Например, раэ-два, Света-Лена, раз -два, Лена- Миша, раз-два, Миша-Оля и т.д. (" раз-два" - хлопки по коленкам).

ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГПЕРИОДА

Чтобы все это осуществить, нужно спланировать первые три дня буквально по минутам. Если не будет плана - будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем, спланировать о ргпериод желательно в спокойн ой обстановке вместе с напарником накануне смены. Потом, конечно, придется кое-что изменить по ходу событий. Но как известно, удается лишь импровизация, которая была з аранее подготовлена. Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и органи з ованно. В пер в ый день после расселения советуем вам провести экскурсию по лагерю. Обследуйте все вместе каждый уголок. Хорошо, если вы расскажете ребятам что-нибудь изистори и лагеря. Затем проведете с ним и первое отрядное дело. Оно должно быть очень интересным, иначе потом ребята б у дут неохотно откликаться на отрядные дела. Лучше, если это будет небольшое, на час, творческое КТД. Например:

- Сейчас мы с вами отправимся в космос. У нас есть 5 космических кораблей. Каждый из вас вытянет билет на один из них. (Все вытягивают заранее заготовленные " билеты" пяти разных цветов). А теперь займите свои места, сядьте по цветам. Мы летим на другую планету.

В ходе этого полета экипажи кораблей выполняют различные задания. После объявления очередного задания не забудьте сказать, сколько времени вы отпускаете для его выполнения. Можно выбрать жюри и в конце игры объявить победителей и вручить призы.

Задания могут быть такими:

1. Придумать название вашего космического корабля и каждому члену экипажа - должность, на самом деле не существующую.

2, Нарисовать свой корабль (оценивается участие всех) (5 мин.).

3. Сочинить стихотворение - девиз вашего экипажа. Известны последние слова: ракета летит комета или метеорит (7-8 мин).

4; Восстановить записи борт-журнала (каждому экипажу дать листочек с первой и последней строчкой. Например, первой команде, " И вот, наконец, все сборы окончены, и мы... И мы благополучно пролетели стратосферу." Второй команде: " И мы благополучно пролетели стратосферу... Никто не знал, что будет дальше." Ит.д.). Должен получиться общий связный рассказ (7-8 мин.).

5. " Невесомость ' - конкурс капитанов. Капитаны садятся в ряд. Их задача - передать друг другу мячик или апельсин сначала руками, затеют ступнями, коленям и, подбородкам и. Если мячик упал -виноватый выходит из игры или получает штрафные баллы.

6. Мы прилетели на другую планету и попали на праздник. Придумать этот праздник и показать, как его празднуют (10-15 мин.). Дальше - подведение итогов.

Если до ужина осталось время, займитесь оформлением палат и отрядного места. Постарайтесь, чтобы каждый ребенок остался доволен полученным от вас задание м. Эти задания должны быть небольшими, на двух-трех человек (нарисовать рисунок, сделать гирлянду, оформить место для свечки, сделать почтовый ящик, таблички на палаты с именами и т.д.). В первый день ребята еще плохо знакомы, поэтому им еще трудно было бы общаться в больших группах, где вероятность " выпадения" кого-то из ребят из работы группы выше. И конечно же, работы должно хватить для всех.

После ужина проведите с ребятами " Огонек знакомств". О нем -отдельно.

Не забудьте о том, что в первый день ребятам наверняка понадобится чуть больше времени на подготовку ко сну. Да и в обычные дни отводите на это не меньше получаса. Если вы задержите подготовку ко сну. наверняка задержится и отбой, и тогда вам очень трудно будет сделать его организованным.

Каждый день, проведенный ребенком в лагере, должен быть непохожим на другие. Вы должны постоянно придумывать что-то новое, н е давать им скучать. Пусть он и с первых же дней поймут, что им п р осто придется жить интересно. Если вы мужественно выдержите эти три дня, не надорвете г о лос, не упадете от недосыпания в обмор о к и успеете хотя бы по 3 минуты побеседовать с каждым ребенком, дальше у вас все пойдет, как по маслу.

ЗАДАЧИ ОРГПЕРИОДА

Чтобы процесс вхождения детей в новую (внедомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо: - как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству. В первые дни лучше проводить такие игры и отрядные дела, которых отряд делится на группы. Если это делать с помощью жеребьевки, то эти группы в се время будут разными по составу, и отряд как бы перетасуется за оргпериод.

ПЕРВЫЙ ОРГХОЗСБОР (о чем не забыть сказать)

• Вход в корпус.
• Сменная обувь (место хранения в комнате).
• Верхняя одежда.
• Что такое отрядное место.
• Где туалеты, умывальные комнаты.
• Три этажа, красная и синяя лестницы.
• Техника безопасности. Клещи.
• Ценные вещи, деньги.
• Лекарства.
• Свечи, фото.
• Режим дня.
• Питание и столовая.
• Комнаты, уборка, что где хранить.
• Санобход.
• Как хранить продукты.
• Визитки на комнаты.
• Вешать плакаты только на дверь.
• Вход в столовую.
• 'лагерный стол'.
• Общий сбор на 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1.
• Аплодисменты тем, кто приходит на отрядное место.
• План на день (на сегодня, где будет висеть).
• Мы всегда должны знать, где дети.
• ДежКомы.
• Где сушить вещи, полотенца.
• Как заправлять кровати.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЧАС

Ваш отряд, уже дружный и веселый, пришел к месту своего дальнейшего проживания. Подумайте, куда удобнее поселить девочек, а куда - мальчиков. Пусть ребята сами решают, кто с кем поселится в од ну палату, но следите, чтобы не было обиженных. Первые ссоры начинаются при расселении. Поэтому не стоит все пускать на самот ек. После того как все расселились по палатам, но прежде, чем они начнут распаковывать свои вещи, необходимо собрать ребят на отрядном месте и рассказать о требованиях по уборке палат, что где должно храниться, как правильно застилать кровать (это лучше показать). Затем раздайте им постельное белье и, сообщив время след у ющего сбора, ждите приглашения в гости. На размещение им хватит часа, за это время вы сможете обойти все палаты, проверить, как ребята устроились.

ЗАБОТА О ДЕТЯХ

На время смены вожать й дл я детей - и папа, и мама, и нянька, и друг. Вы не даете детям скучать, организовывая их время, в ы стара-етесь не упускать из виду их внутреннее состояние: настроение и. самочувствие, стараетесь приучить их к самостоятельной жизни. Ненавязчиво, но насточиво вы должны следить за такими вроде бы очевидными моментами:

- Утром и вечером необходимо умываться и чистить з убы, а на ночь полезно мыть ног и.

- Расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах).

- Одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое.

- Грязные вещи следует стирать, не дожидаясь их накопления и родительского дня. Родители будут приятно удивлены.

- Все дырки, прор е хи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда - то учились с нуля.

- Промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке.

- Банный день должен быть не реж е раза в неделю.

- Влажную уборку в палатах необходимо производить дважды в день, даже если в вашем лагере не приняты санитарные обходы.

- Не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт т. Если дети на месяц оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому - помните об этом.

ДОРОГА В ЛАГЕРЬ

Итак, детей вы уже видели на медосмотре. И, может быть, даже кого-то из них сможете узнать. И теперь со своей сумкой и яркой табличкой с номером отряда вы стоите у автобуса или у электрички и ждете прихода детей. Вы правильно сделали, что пришли раньше назначенного времени. Те, кто больше всех боялись опоздать, уже здесь. Вы приветливо встречаете детей, отмечаете их в своем списке, отвечаете на последние вопросы родителей. После команды на посадку ваш отряд во главе с вами организованно занимает свои места, расположив сумки и чемоданы так, чтобы они не мешали. И об этом, и о том, чтобы провожающие случайно не уехали с вами, примется позаботиться вам. Если вы едете в автобусе, не забудьте выяснить у ребят, кто из них плохо переносит этот вид транспорта. И в дороге не упускайте этих ребят из виду.

Чтобы ребята не скучали в дороге, подумайте заранее, чем вы их займете. Приготовьте несколько игр. Это могут быть игры-кричалки, игры на знакомство и т.п. Хорошо, если вы умеете играть на гитаре, но даже без гитары можно разучить с детьми две-три простые песни. Расскажите ребятам о лагере, в который они едут, о его законах и традициях, если таковые есть. Если ребята напряжены, неохотно участвуют в играх, не отчаивайтесь. Постарайтесь их расшевелить, развеселить. Если вы сейчас опустите руки, дальше вы это уже не наверстаете. Не надо спрашивать детей: " Вы хотите играть? " Велика вероятность, что в ответ вы услышите: " Нет! " Лучше всего не давать им опомниться. Даже взрослые ребята с удовольствием играют, если " умело их " завести". Вот несколько таких игр. - Ребята, сейчас мы с вами будет знакомиться. Все очень просто. Сейчас каждый из вас громко-громко крикнет свое имя. По команде дети кричат свои имена, вы комментируете, какие имена вы расслышали, " Кричалки" очень раскрепощают детей. - Сейчас вы будете изображать радиоэфир. А я буду регулировать громкость. Можно петь, разговаривать, издавать любые звуки, но если я опускаю руку - радио умолкает. Также хорошо поиграть с детьми в игры, где они должны повторять за вами слова и движения. Например, спойте на мотив " Сердце красавицы" следующие слова:

Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
В дырочку пар идет,
Пар идет в дырочку,
Дырочка в шишечке,
Шишечка в крышечке,
Крышечка в чайничке:


Для слов " чайничек", " крышечка", " шишечка", " дырочка", " пар идет" нужно придумать жесты. Песню нужно одновременно петь и показывать руками. Затем уберите слово " чайничек". Не произносите его, только показывайте. Затем не произносите уже 2 слова, потом 3 и т.д. В конце концов вам придется молча показать песню руками. Есть аналогичная игра " Летит, летит, по небу шар", которую многие из вас знают с детства. Главное -играть вожатый должен темпераментно, заразительно, уверенно. Чтобы дети не смотрели друг на друга, не чувствовали себя глупо и получали от игры настоящее удовольствие.

В первые дни у ребят возникает множество вопросов. Можно устроить для них пресс-конференцию с вожатыми. Разделите их на группы по 5-7 человек. Пусть каждая группа придумает себе название газеты или журнала, редакцией которого они будут в этой игре. Дальше редакции по очереди задают любые вопросы, а вожатые отвечают. Можно продолжить игру, предложив редакциям сделать выпуск своей газеты (сочинить можно в дороге, а оформить - в лагере. Не забудьте оставить на это время).

ДЕНЬ ЗАЕЗДА

9.00 Встреча детей на вокзале.

9 45 Встреча детей. Один вожатый держит табличку с номером отряда (позже это можно перепоручить ребенку). Второй вожатый по списку отмечает прибывших детей. Общается с родителями и детьми. Напоминает о бирках на сумках. Рассказывает правила поведения в дизеле. Предупреждает о том, что в дизеле нет туалета. Объясняет, что вещи до дизеля нужно донести самим, а от платформы лагеря вещи довезет машина. Сдает данные о количестве детей руководителю отъезда.

10.15 Выход на платформу. После переклички и объяснений ПДД колонна пересекает проезжую часть. Один вожатый идет в начале отряда, второй - в конце, третий - посредине. Далее происходит рассадка детей в вагоне, размещение вещей (не на сиденьях!) и опять перекличка. Необходимо попросить родителей выйти из вагона. Проверить, чтобы окна в вагоне были открыты только с правой стороны по ходу движения поезда.

Во время поездки (можно и нужно): сверить детей по списку; поиграть в игры на знакомство; придумать кричалки; попеть песни; рассказать о лагере; провести анкетирование; познакомить с традициями и законами лагеря. А так же смотреть, чтобы дети не высовывались из форточек, не бегали по вагону, не выходили в тамбур, не мусорили (подготовить для этого заранее мешок для мусора). Для того, чтобы получить информацию о проживании необходимо сдать данные о количестве детей, а после сверить ее с количеством девочек и мальчиков. Так же, необходимо узнать о том, где будет находиться ваше отрядное место.

При подъезде к платформе: не выпускать детей раньше времени в тамбур; смотреть, чтобы они не вскакивали со своих мест; проверить, не забыли ли в вагоне вещи; собрать мусор.

13.00 (примерно) Выход из вагонов на платформу. Один вожатый выходит первым и организовывает разгрузку вещей - мальчики помогают девочкам выносить и выгружать вещи. Второй вожатый помогает детям выходить из дизеля, собирает отряд в определенном месте, проводит перекличку. Кроме того, нужно проверить, не осталось ли забытых вещей в вагоне.

13.15 Погрузка вещей в машину: в одну машину грузят вещи отрядов с летней базы, в другую - отрядов из главного корпуса. Важно помочь детям донести вещи до 'нужной' грузовой машины и поставить их для дальнейшей погрузки и проверить, чтобы все сумки были подписаны:? отряда, фамилия, имя. Открытые сумки и пакеты в машину складывать нельзя.

Во время движения к лагерю. Все отряды идут по правой стороне дороги. Один вожатый возглавляет отряд, второй - замыкает - следит, чтобы отряд 'не растягивался' и не разбегался. Приветствуются кричалки, песни.

Перед воротами нужно рассказать детям о первой традиций приветствовать лагерь. Хором, стоя под воротами, всем отрядом: 'Здравствуй, Зеркальный! ' По поверью, насколько громко и дружно это скажет отряд, так пройдет у этого отряда и вся смена.

Отряды расходятся на отрядные места, предварительно взяв сумки (летняя база: от одного из хоздомиков, зимний корпус - от входа в главный корпус).

13.30 Первый оргхозсбор (см. памятку).

Расселение. Один вожатый подходит к комнате, называет ее номер, количество мест. Второй вожатый отбирает группу желающих и направляет в комнату. Дети берут сумки и заходят в комнату, оставляют сумки в комнатах и возвращаются на отрядное место. (Лучше всего, если о расселении вы подумаете и договоритесь с детьми еще в дизеле).

После расселения необходимо рассказать о правилах хранения вещей и продуктов, о требованиях санобхода, о рассадке и правилах поведения в столовой (кричалки и 'зеркалятский стол'); напомнить о традициях, законах и правилах проживания в 'Зеркальном'; выбрать дежкомов. Второй вожатый узнает в столовой о рассадке своего отряда; вместе с дежкомом проверяет то, как накрыты столы в столовой (пересчитает порции).

14.00 После обеда нужно дать время детям на распаковывание вещей. После этого один из вожатых вместе с детьми уносит пустые сумки на хранение в 'чемоданную'. Другой вожатый помогает детям разложить вещи и проверяет порядок в комнатах. В этот же период у детей нужно собрать ценные вещи, справки СЭС, недостающие сведения, и, если дети привезли, свечки, фотографии, канцелярию и т.п.

'Чемоданная': Чтобы вещи не потерялись, бирки с фамилиями на них лучше не снимать, а все сумки положить строго на определенные полки, помня о том, что еще, по крайней мере, около восьми отрядов захотят расположить свои сумки в 'чемоданной'.

14.30 (примерно) Обед.

Как только в столовой все готово и дежурный вожатый разрешил вашему отряду зайти в столовую, дежком собирает весь отряд перед столовой у 'волшебной линии'. Напомните детям о хорошей привычке мыть руки перед едой. Затем Дежкомы командуют и весь отряд желает 'Всем - всем - всем приятного аппетита'.

Рассадка в столовой. После того, как прозвучало пожелание приятного аппетита, один вожатый становится в столовой около столов своего отряда и говорит, сколько человек нужно пригласить к этому столу. Другой вожатый вместе с отрядом находится у дверей столовой, отсчитывает нужное количество детей и отправляет их к первому вожатому. (Детям необходимо объяснить то, что за там, где они заняли место в первый раз, за тем столом они и будут сидеть всю смену на других приемах пищи).

Детям необходимо показать тележки и еще раз объяснить, куда ставить грязную посуду и о 'самообслуживании'.

Во время обеда: один вожатый присматривает за детьми, выдает чеснок и другие порционные продукты и, если надо, помогает разливать суп по тарелкам. Второй вожатый готовит себе и напарнику место за вожатским столом: берет порции, приборы, кушает сам, а затем меняет напарника на посту. После обеда целесообразно провести сбор на отрядном месте в том числе и для того, чтобы рассказать о дальнейших планах.

15.00 Экскурсия. Перед уходом на экскурсию необходимо пересчитать детей. Один вожатый проводит экскурсию по лагерю для детей рассказывает о: главном и административном корпусе, медпункте, школе, танцплощадке, стадионе, линейке, теннисных кортах, летней базе, хоздомиках, домике моряка, роднике, летнюю столовую и т.д.

Другой вожатый в это время занимается оформлением документации (заполняет списки). Получает белье.

16.00 (примерно) Получение белья. Перед получением белья нужно рассказать, как заправляется белье. Объяснить детям, что белье выдается каждому лично в руки, под запись. Малышам помочь заправить кровати и проверить у всего отряда.

17.00 Игры на знакомство. Лучше, если все вожатые примут в них участие, так как это одна из первых встреч и первое знакомство со всем отрядом.

Ввод в смену. Рассказать о тематике смены, выбрать командира, название, девиз, эмблему отряда, придумать всевозможные 'кричалки'. В это время можно провести КТД оргпериода.

18.30 Личное Время Человека (ЛВЧ).

19.00 Ужин.

19.30 Подготовка к огоньку. Возможный вариант: Один вожатый рассказывает о традициях огонька (не на о/м), в это время второй вожатый оформляет отрядное место (расставляет стулья, готовит свечи и пр.).

20.00 Огонек знакомства - стоит подготовить заранее. (Виды 'огоньков' можно посмотреть в методическом кабинете). В начале или в конце огонька обязательно проводится анализ дня: оценивается дежком и выбирается новый дежком; оценивается и комментируется день, рассказывается о традициях отбоя, о Светлане, происходит традиционное прощание.

22.00 Подготовка ко сну и Личное Время Гигиены (ЛВГ). Обязательно проверить, чтобы дети почистили зубы, вымыли ноги, компактно сложили одежду.

22.25 Все дети находятся в кроватях (лежат тихо! не переговариваясь) - двери в комнатах открыты.

22.30 Колыбельная Светланы.

Один вожатый остается на отбое: следит за тишиной и дисциплиной, по мере засыпания закрывает двери в комнаты. Чтобы дети скорее засыпали можно тихо спеть песни под гитару, почитать легенды, сказки.

Второй вожатый идет на педсовет в ККЗ (с блокнотом и ручкой), записывает все, о чем будет идти речь. Нужно точно знать, сколько детей у него в отряде, сколько и когда еще приедет.

После педсовета напарники совместно пишут план на день, договариваются о режимных моментах. И всем быстро и крепко спать! (но: после живительного душа и небольшого перекуса).

МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР

Первая встреча с отрядом обычно происходит за несколько дней до смены, на медосмотре. Медосмотр - это не только встреча ребят с врaчами, но и знакомство с вожатыми. И здесь важно все.

Не забудьте о русской поговорке: " Встречают по одежке..." Подумайте заранее о своем внешнем виде. Строгий костюм или шикарное вечернее платье наверняка отпугнут от вас детей. А вами любимые рваные джинсы - их родителей.

Хорошо, если у вожатых вашего лагеря есть своя форма или хотя бы какие-то ее элементы. Можно заранее сделать себе красиво оформленные визитные карточки с вашими именами, чтобы дети не переспрашивали: " Как, как вас зовут? "

Что нужно успеть сделать на медосмотре? Ну, во-первых, понравиться детям. Очень важно, чтобы ребенок ушел с медосмотра в полной уверенности, что попал в самый лучший отряд, к самым лучшим вожатым. Как этого добиться? Ведь если просто сказать: " Я - самый лучший вожатый в лагере, поэтому тебе повезло, " - это будет нескромно. Да и ребенок может не поверить. Наверное, нужно просто постараться общаться с ребятами доброжелательно, весело, стараясь снять напряжение. Разговаривайте с ребятами легко и непринужденно, но не развязно. Не стоит строить из себя их ровесника или " своего в доску". Иначе ваш авторитет будет " дешевым", а, значит, ненастоящим. О позиции вожатого по отношению к детям мы еще поговорим.

Итак, медосмотр. На столе, за которым вы сидите - табличка с номером вашего отряда. Если ребята подходят к вам большими группами или целым отрядом, то стоит сначала представиться, сказать несколько вступительных слов * провести небольшую анкету из простых вопросов (фамилия, имя, дата рождения, адрес, увлечения и т.д.). Не забудьте заранее приготовить бумагу и авторучки. На основе этих анкет вы сможете потом составить список вашего отряда, будете знать, чем увлекается каждый ребенок, что любит делать, не пропустите его день рождения, если он приходится на время смены. Попросите детей написать фамилии, имена и отчества своих родителей. Они вряд ли спросят, зачем. А вы будете знать, у кого из них нет мамы или папы, чтобы случайно не травмировать таких ребят. Лучше, если у вас есть возможность пообщаться с каждым ребенком и его родителями. Тогда постарайтесь его " разговорить", узнать о нем побольше, снять напряжение в общении. Самая ценная информация о ребенке для вас - это то, что он скажет сам. Часто вожатые на первой встрече с детьми волнуются больше, чем сами дети. И ребята это чувствуют. Но не старайтесь скрыть свое волнение под маской строгости или развязности. Стройте свой авторитет по кирпичику - из доброжелательности и сдержанности.

Чтобы избежать вопросов родителей, что взять с собой, сделайте заранее яркую табличку, с которой родители смогут списать эту информацию. Несколько смен белья, банные принадлежности, одежда для разной погоды и для дома. Если вы собираетесь научить детям делать какие-либо сувениры, если вы владеете искусством оригами, умеете вышивать или вязать, напишите, что для этого нужно взять с собой (ножницы, нитки, клей, цветную бумагу, фломастеры, краски, кисточки и т.д.). И если родители серьезно отнесутся к этой информации, то это поможет вам разнообразить жизнь ребят на смене. Также можно написать на отдельной табличке, где и когда вы собираетесь для отъезда в лагерь, чтобы не говорить об этом каждому В-отдельности. Адрес вашего лагеря необходим родителям, чтобы писать своим детям письма. Наверняка их заинтересует, как и когда можно будет приехать в лагерь, навестить детей. Постарайтесь уверенно и терпеливо отвечать на все вопросы родителей, ведь они очень беспокоятся, отправляя ребенка в лагерь. И если им перестанет казаться, что их ребенок будет бегать целый месяц без присмотра, не-умытый и голодный, значит, вы правильно себя вели.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Для первых трех-четырех дней смены придумано название " организационный период". По отношению к нему существует педагогическое поверье: " Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена."

Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием. Понапрасну люди говорить не будут. Поэтому об oргпериоде мы поговорим отдельно и очень подробно.

Как в любых человеческих отношениях, так и в ваших отношениях с детьми, многое зависит от первого впечатления. Поэтому к первой встрече с детьми необходимо подготовиться заранее.

РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

Подъем. Подъем в летнее время в 8.00. Необходимо придти на отряд за 5-10 минут до подъема, а тем, кто живет вместе с детьми, до подъема успеть привести себя в порядок. В первую очередь надо разбудить дежурных командиров (примерно за 5 минут до подъема), которые вместе с вами станут будить всех остальных детей. Будить детей надо ласково и нежно, без криков и громкой музыки. Не забудьте включить трансляцию. Полностью полагаться на дежкома не стоит, зайдите сами в каждую комнату, убедитесь, что все дети встали. Минут через пять пройдите снова по всем комнатам и, если кто-то еще не встал, настойчиво потребуйте, чтобы все поднялись. Так как в 8.15 уже начинается зарядка, а для этого надо одеться и выйти на улицу (перед главным корпусом или на стадион).

Ошибки:

'Ураган' - слишком резкий подъем и недостаточный контроль за тем, все ли вышли на построение, как одеты и так далее.

'Побудка мимоходом' - заглянув в спальню, и сообщив детям, что уже утро, вожатый этим ограничивается.

'Казарма' - свирепый вид и повторные упражнения типа 'подъем-отбой', экстремальная лексика едва ли создадут у детей радостное восприятие начинающегося дня.

Зарядка. Если с первого дня вы убедите детей в ее необходимости и будете помнить о Законе 'Ноль-ноль', то у вас все получится. Занимайтесь зарядкой вместе с детьми, предложите помочь в ее проведении своих же детей, это может быть одним из заданий дежкомов, либо сменным поручением. Добивайтесь всего личным примером. Физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности. Не наказывайте детей за какую-либо провинность, например, дополнительными кругами по стадиону во время зарядки. Помните, что у любого ребенка, даже у самого 'шалопая', может быть ослабленное здоровье. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут, на открытом воздухе, в дождливую погоду - в хорошо проветриваемом помещении.
Ошибки:

'Лавина' - опаздывающий на зарядку отряд устремляется вперёд неуправляемой массой. Жертвы весьма вероятны.

'Эпидемия' - группа детей (чаще - девушек) всем видом показывают, что больны, и Вы оставляете их в спальне. НЕТ! Приглашайте партнёра или командира отряда и в его сопровождении больные направляются в медпункт немедленно.

'Спортивный клуб вожатых' - группа развлекающихся вожатых, с юмором и образцово выполняющих комплекс упражнений смотрится шикарно, но, в первую очередь, нужно следить за детьми.

Операция 'УЮТ'. Вернувшись с зарядки, вы даете детям время, чтобы умыться, и начинаете, вместе с дежкомами проверять, как дети убрались в комнатах. Что должны сделать дети? Заправить кровати, убрать все вещи в шкаф, в шкафу все вещи разложить по полочкам, проверить тумбочку, нет ли там грязи, грамотно ли запакованы продукты, повесить лицевое полотенце на спинку кровати к голове, ножное полотенце на спинку кровати к ногам, стряхнуть песок со своей кровати, подмести пол, выгрести мусор из-за батарей, из-под кроватей, убраться на столе, привести в порядок обувь, чтоб не была разбросана, на подоконнике оставить только умывальные принадлежности. Вожатому необходимо постоянно контролировать этот процесс, не оставляя детей одних ни на минуту, постоянно напоминая, что еще надо сделать и в каком окончательном виде комната должна быть.
Ошибки:

'Бумеранг' - дети, выйдя из спальни, возвращаются туда за вещами после уборки и тем сводят её результаты к нулю.

 

'В некоторых местах' - уборка делается поверхностно, и проверяющие найдут пыль на кроватях, панелях, имущество под матрацами, тряпку в неположенном месте, продукты в тумбочках, банно-прачечные принадлежности и т.п.

'Не проснулись' - если не уделить внимания настроению отряда, на линейке он будет рассеян, не собран.

Утренний информационный сбор (УИСО). УИСО проводится либо до завтрака, либо сразу после, но - желательно - до линейки. Не давайте детям расслабиться, соберите их на отрядном месте и проведите УИСО. Гораздо приятнее он пройдет, если вы начнете его с игры, новой шутки, чем-то заинтригуете детей. Вообще смысл УИСО - задать тон всего дня, рассказать детям все то, что в течение дня их ожидает. То есть точный план на день. Хорошо, если один из дежкомов его уже успел написать и вывесил на один из стендов на отрядном месте. Далее очень четко, без философских отступлений, расскажите, что ждет детей в течение дня (конкретно, кто, куда, во сколько, если дело касается спорта, кружков). Если какие-то моменты плана на день касаются не всего отряда, расскажите, чем займутся все остальные. Спросите, что детям непонятно в плане, ответьте на все их вопросы по дню. План обязательно должен висеть на отрядном месте. Если вы решили какое-то мероприятие поменять (особенно если это так или иначе касается выхода за территорию), об этом необходимо поставить в известность администрацию лагеря. Если вы не успели выбрать на день дежкомов вчера вечером, сделайте это хотя бы сегодня утром, снимите с себя часть хлопот.

Питание. На любой прием пищи дети идут, вымыв руки (и вожатый должен это проконтролировать и сам не забыть это сделать). Они строятся перед специальной чертой и ждут команды вожатого. Ни в коем случае не штурмуют столовую без него, не заходят с дежкомом, без команды вожатого. Дежурный командир за 5 минут пересчитывает порции, проверяет, хватает ли ложек, вилок, стаканов, хлеба или булки, стульев, чистые ли сами столы. Если чего-то не хватает, надо доставить на столы. Отряд заходит в столовую только в полном составе, все вместе, а не по частям. С первого же дня надо показать, что у нас недопустимо заходить в столовую по одному. И объяснить, что одна из главных причин та, что у нас выставляются порции по конкретному количеству человек, и не больше. Вожатый отвечает за то, что их количество совпадает с количеством детей в отряде. Если из каждого отряда дети будут забегать по одному, никто не знает, сколько порций можно не досчитаться. Не забудьте, что есть дети, которым может быть что-то противопоказано, что некоторые дети могут медленно есть. Обращайте внимание на качество еды! И от вас зависит нормальное состояние детских желудков. Следите, чтобы дети не выходили из-за стола, ничего не поев. Чтобы до еды они не отоваривались в ларьке. Не забудьте о традиции 'чистого стола'. Немедленно пресекайте любые попытки кидаться едой, чем бы то ни было. Не забывайте напоминать детям, что с набитым ртом стараются не разговаривать. И в нашей столовой не кричат и не аплодируют.

Ошибки:

'Самотёк' - некоторые вожатые думают, что могут и сами покушать, когда отряд вошел в столовую. Ошибаются. Только убедившись, что все заняли свои места, всем хватило порций и ещё раз напомнив детям о культуре приема пищи, вожатый отправляется за вожатский стол. Приятного аппетита!

'Приоритет желудка' - непростительно бежать в столовую, сломя голову, не дожидаясь сигнала горна.

'Самостоятельное возвращение' - становится ошибкой, если не отработаны четко действия дежкома и всего отряда в этом фрагменте дня. Если не уверены, что отряд можно отправить чуть вперед, не делайте этого. Категорически нельзя оставлять отряд без визуального контроля. Нельзя отправлять отряд в корпус под командованием дежкома в течение первой половины смены или если дежком не обладает развитыми организаторскими способностями.

Завтрак. На завтрак обычно дают кашу и порционные блюда: сыр, колбасу, творожки, сырки и т.п. Ее получает вожатый на раздаче, обязательно пересчитывает, не отходя в зал, если не хватает, просит добавить порцию (необходимо помнить, что медпункт забирает порции для тех, кто в изоляторе). Если это порезанные сыр, колбаса и т.п., то надо взять вилку, которой вы будете раздавать продукты (а не руками).

Обед. На каждом столе должна стоять супница, около нее - поварешка. На младший, а иногда и на средний отряд, лучше всего суп сразу разлить по тарелкам. Но даже за старшими детьми надо смотреть, как они едят суп. Если надо, уговаривать, настаивать поесть хотя бы 3-5 ложек горячего. Не забывайте напоминать детям, что на раздаче они могут самостоятельно получить добавку.

Полдник. Во время полдника может так случиться, что вожатый сам накрывает на свой отряд (если это не запеканка и не компот), поэтому необходимо четко распределить количество сока и т.п., чтобы хватило на весь отряд. Порции на свой отряд вожатые получают зимний корпус: в кондитерском цехе, летняя база - на стеллажах около раздачи. Наливать в стаканы следует 'по рисочку' и не меньше. Не позволяйте детям выносить продукты из столовой. Помните, что если вы один раз им это разрешили, то потом будет очень сложно убедить их в том, что этого делать не следует.

Ужин. На ужине снова детям раздаются порционные блюда: обычно это фрукты. Дайте фрукт каждому ребенку в руку, таким образом, вы убедитесь, что никого не пропустили, что всем хватило. Если дети отказываются от порционных блюд, как на ужине, так и на завтраке, предложите 'тем, кто хочет добавки'. Не стремитесь оставлять порционные блюда себе, родители часто спрашивают детей, куда идет та еда, от которой они отказываются. И возникают большие проблемы, так как родители платят за лето большие деньги.

Ошибки:

'Ужин нам не нужен! ' - какой там еще ужин, когда до выступления осталось полчаса, а ничего не готово! - подумает иной ретивец. Как он ошибается! Спешка во время приема пищи, неудовольствие от ужина мгновенно перенесутся и на впечатления о деле, на настроение детей, существенно повлияют на педагогические результаты дела. А казалось бы...

Самообслуживание. Забота о детях. На время смены вожатый для детей - и мама, и папа, и нянька, и друг. Вы не даете детям скучать, организовывая их досуг, вы стараетесь не выпускать из виду их внутреннее состояние: настроение и самочувствие, стараетесь приучить их к самостоятельной жизни.

Ненавязчиво, но настойчиво вы должны следить за такими вроде бы очевидными моментами (это касается любого возраста):

- по утрам необходимо чистить зубы, умываться;

- мыть руки надо, если вы вышли из туалета, перед каждым приемом пищи, после спорта, трудового десанта, а вообще, чем чаще, тем лучше;

- вечером, перед сном следует мыть ноги;

- мыться в душе следует хотя бы раз в два дня;

- одеваться надо по погоде, чисто и опрятно, не забывать расчесываться;

- грязную одежду можно складывать в мешок (подарок родителям в родительский день), а можно попробовать самостоятельно постирать (младшие отряды сдают в прачечную);

- расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах);

- все дырки, прорехи, оторванные пуговицы можно пришить с помощью нитки и иголки, все когда-то учились с нуля;

- промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф (не важно, был или не был санобход);

- уборку в палатах надо производить дважды в день, следить за тем, чтобы уборщицы проводили влажную уборку дважды в день;

- не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и сводить его в медпункт;

- если дети на три недели оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому - помните об этом.

Тихое Время Суток (ТВС). Дайте детям отдохнуть, какого бы возраста они не были. Время Тихого Часа - 2 часа. Малышей можно уложить спать, подросткам дайте возможность почитать, поразмышлять про себя, найдите спокойные настольные игры. Заведите правило: в тихий час никаких разговоров, хождений.

Ошибки:

'Постепенность' - неверно думать, что в первый день к тихому часу можно относиться не слитком требовательно. Как поставите тихий час в первый день, так он и будет у вас получаться в дальнейшем. А дети нуждаются в отдыхе, даже если они об этом не подозревают. Пошутить хотели... - иногда ребята пытаются воспользоваться беспомощным состоянием спящих товарищей, чтобы 'пошутить' - вымазать их пастой, краской, пришить простыни, связать шнурки ботинок и т.п. ЭТО НЕДОПУСТИМО! Обидеть человека легко, а восстановить после этого добрые отношения в отряде, стереотипы поведения в лагере, доброе имя 'лагеря' крайне затруднительно. Кто так шутит - враг 'лагерю - ему не место в нашем лагере!

Душ. Не следует забывать, что работают они не одновременно, а по отдельности. Старайтесь мыть детей хотя бы раз в два дня. Перед походом в душ проверьте, чтобы у каждого ребенка был с собой набор банных принадлежностей, чтобы дети не забывали взять с собой полотенце. Следите за тем, чтобы ваши дети не шли в душ полуголые. Напомните им, что существуют законы детского общежития, и пусть дома в ванну они путешествуют в том, в чем им заблагорассудится. Если вам идти через улицу, пусть дети после душа что-нибудь накинут на себя, чтобы потом их не продуло. Во время дежурства в душе надо проверять, чтобы, уходя, дети выключали воду, оставляли открытыми двери, чтобы в душе не мусорили и не оставляли свои вещи. Вожатый должен как минимум дважды проверить душ: перед тем, как запускать детей, и после того, как они помылись. Если дети оставили после себя грязь, а вожатый вовремя не отследил и не заставил их убрать, вожатый должен сам убрать за детьми. Обязательно находитесь рядом во время мытья ваших детей, потому что случиться может всякое.

Ошибки:

'Коммунальная собственность' - дети нередко забывают о гигиене, обмениваясь личными вещами, предметами туалета. У каждого есть только свое бельё, колготки и прочее подобное. Если уж возникла необходимость использования чужой собственности, подумайте о гигиене, стирке-глажении и сохранности.

Вечерний информационный сбор. ВИСО обычно делится на две части: заканчивающийся день и предстоящий. По прошедшему дню, в первую очередь, надо подвести итоги. Хорошо, если с первого дня вы завели традицию в вашем отряде проводить не просто ВИСО, а маленький 'огонек', со свечкой. Детям обычно это больше нравится. На ВИСО:

- оцените предыдущий день (как вариант: рука, опущенная в самый низ - все очень плохо, поднятая в самый верх - все классно, где-то посредине - так себе);

- что понравилось, что нет, а главное - почему?

- оцените работу дежкомов заканчивающегося дня (если их два, то грамотнее оценивать их по отдельности);

- поблагодарите их за работу ('спасибо' по-зеркалятски);

- расскажите детям примерный план на следующий день (хотя здесь могут быть варианты: можно создать вокруг каждого дня атмосферу тайны, но это уже по выбору вожатого);

- выберите дежкомов на следующий день (дети должны представлять, насколько сложен день, и в зависимости от этого предлагать себя или нет на роль дежкомов);

- поздравьте их с назначением ('поздравляем по-зеркалятски);

- не забудьте про традицию прощания;

Ошибки:
'Камера пыток' - занудное вытягивание из ребят ответов на неинтересные вопросы не способствует рефлексии прожитого дня.

'Затянутость' - даже, если интересно, распорядок дня нужно соблюдать. Лучше уйти с огонька с чувством, что его было мало, чем с ощущением радости от того, что он закончился!

Свободное время. Свободное время детей должно быть организовано. Каждый ребенок должен иметь время для занятия любимым делом, для мечтаний в тишине. Если ребенок не может организовать свое время сам, об этом должен позаботиться воспитатель. Напоминайте детям, что лучший отдых - это смена деятельности.

Ошибки:
'Можно сбегать в другой отряд? ' - часто просят дети в такие моменты. Нельзя. Ваши коллеги изо всех сил пытаются усыпить отряд, а тут прибежит Ваш посланец... Незадача!
'Всё идет само собой' - даже в конце смены не надо легкомысленно рассчитывать, что процедура побудки произойдет без Вашего вмешательства. Дети должны видеть, что Вы рядом с ними.

Репетиции. Если вы записались на репетицию в ККЗ, то придите обязательно вовремя, так как если вы опоздаете, организаторы будут вправе попросить вас освободить сцену. Если в подготовке номера занят не весь отряд, не тащите его в полном составе в ККЗ, это абсолютно незачем. Найдите, чем занять детей, а с напарником распределите обязанности, кто ведет детей на репетицию, а кто и чем занимает оставшихся детей. Вписывая свой отряд в график репетиций, внимательно просмотрите дружинный план и убедитесь, что это время ничем не занято. Помните, что надо дать детям время на сбор, на то, чтобы дойти до ККЗ, а это через улицу, то есть, после душа ставить репетицию не имеет смысла.

Ошибки:
'Гигантомания' - хочется многого. А как потом всё это разместить на маленькой клубной сцене? Как обеспечить надежное крепление громоздких и тяжелых частей?
'Костюмы - не главное..." - зря Вы так думаете. И напрасно откладываете подбор костюмов для персонажей на последний момент. А подготовка костюмов требует и продумывания их отбора, глажения, хранения в подготовленном виде. И состояния помещения после всего этого.

'Определение на ходу' - теряется время, настроение и качество подготовки, если накануне вечером она не была подробно спланирована.
'Продумывание в основном' - порой время теряется из-за того, что забыта какая-то мелочь - например, гвозди или молоток, шпагат и т. п. Важно продумывать работу в деталях и подробностях. Ошибки на этом поприще встречаются редко и не бывают судьбоносными. НО! Не использовать в качестве реквизита опасные для жизни и здоровья предметы, приспособления и вещества!

'Просочившиеся' - иногда в монолитной работе отряда возникают некоторые трещинки, сквозь которые может просочиться один-другой ребенок и выпасть из работы. Тогда он не получит удовлетворения. Вы - результата, родители - гарантий безопасности ребенка. Не проглядите!

'Новобранцы в строю' - выполнение строевых приёмов и команд, особенно 'Смирно, равнение направо! ' в движении требует специальной отработки и напоминания.

Дружинное дело. Привести отряд в ККЗ на дружинное дело надо - минимум за десять минут до начала дела, если в зал еще не пускают, поиграйте с детьми во что-нибудь, попойте песни. Когда вход в зал разрешен, попросите весь отряд подойти к вам (около той двери, ведущей в зал, с какой стороны сидит ваш отряд). И только свой отряд запустите в зал. Остальные вожатые запустят своих детей сами. Делается это только потому, что каждый вожатый отвечает за своих детей, а не за чужих. Только в крайнем случае, по особой договоренности, один вожатый может запускать два отряда. В зале необходимо следить за порядком в своем отряде, не позволять недопустимые выходки и выкрики, если дети 'кислые', подзадоривать из, 'заводить'. При уходе из ККЗ не забудьте, что вы уходите с отрядом, а для этого надо собрать их всех вместе.
Ошибки:

'Конкуренция' - утренние дела часто бывают спортивными. Нельзя допустить, чтобы здоровое соперничество превратилось в злобные нападки на своих товарищей и на другие отряды. Взаимная поддержка, радость за успехи других - вот нате кредо!

'Растерянность, экстаз' - две крайности в психоэмоциональном состоянии отряда к началу дела. Дети должны быть настроены на дело и сконцентрированы. настроение отряда должно соответствовать задачам и теме дела.

'Главное - хорошо выступить! ' - это неверно даже отчасти. Главное - чтобы переживания детей в ходе и после дела дали им возможность извлечь из него максимальную пользу для своего личностного роста.

'Эйфория/депрессия' - слишком эмоциональные переживания, если они затянутся и выйдут из-под контроля вожатых, чреваты потерей времени, настроения, эмоционального комфорта в отряде.

'Упадок сил и настроения' - возможно, вы проиграли в конкурсе или неудачно выступили. Или просто устали. Это не оправдание унылого, этапного перемещения отряда к корпусу, наводящего тоску даже на кухонных кошек,

Собраться с силами! Завтра будут еще дела! Но не должны изгибаться в конвульсиях удовольствия на пустом месте.

Отбой. Готовить детей ко сну необходимо заранее, так как у детей часто именно после отбоя возникает потребность делать гигиенические процедуры. Именно для этого в 'Зеркальном' существует время, именуемое 'подготовкой ко сну', на которую дается сигнал в 22.00. Постарайтесь не оставлять детям из этого получаса 10-15 минут, они просто ничего не будут успевать и задержат отбой, что непозволительно, или лягут спать грязными. Поэтому при приближении стрелок часов к заветной цифре 22, сворачивайте все свои дела и отправляйте детей мыться. Обязательно сами следите за этим процессом, напоминайте тем, кто уже умылся, сколько времени осталось до отбоя. И помните, что в это время вожатый постоянно должен быть среди детей, а не в вожатской, не у телефона и т.п.

С первого дня заведите правило, что за пять минут до отбоя все должны лежать в кроватях, переменив обычную одежду на спальную, аккуратно сложив повседневную одежду. Не списывайте на возраст старших, что их не уложить. Просто будьте спокойны, но требовательны. Проверьте, что все дети во время отбоя должны быть на своих местах, если кого-то не хватает, узнайте, где может быть ребенок у детей вашего отряда. Сообщите дежурному администратору.
Перед своим сном убедитесь, что все дети на местах и все спят. Никогда не оставляйте детей одних, рассчитывая, что они уже спят.
Во время отбоя можно включить тихонько медитативную музыку, тихонько поиграть на гитаре, почитать сказку или легенды, но все очень тихо, и реагируя на каждый шум в комнатах детей.
Ошибка: 'веселый отбой' - время неформального общения. Но, если оно перейдет в обмен остротами, вызывающими приступы безудержного хохота, бессонная ночь Вам гарантирована. А детям - превратное представление о лагере.
'Прощальный пистон' - хлопок воспитывающей агрессии перед сном разрушителен. Оставьте Ваше недовольство до утра, замените репрессии огорчением, в крайнем случае - коротко переговорите с зачинщиком возмутившего Вас факта без свидетелей.

Подъем. Зарядка. Завтрак.


Главное - з апомнить: вожатый должен будить детей, а не наобо р от. Необход и мо встать до п о дъема и привести себя в порядок. Дети д ол ж ны вас видеть бодрыми и жизнерадостными с самого утра. Вы не представляете, насколько настроение детей зависит от вашего.
Будить детей нужно спокойно и весело. Но шутки типа: " Рота! По дъем! " - в полный гол о с здесь неуместны. Потому что дети, конеч н о. посмеются, но если утро начинается с такой встряски, будьте уве р ены - нервы через день -два сдадут у многих.
Затем - зарядка. Кт о ее будет проводить, физрук вашего лагеря, д ежком или вы сами - мы не знаем. Но если вы решили взять это в с в о и руки, постарайтесь сделать так, чтобы зарядка стола не только н абором физических упраж н ений, необходимых для полного просыпания, но и эмоциональ н о й пятиминуткой, которая заряжает положи-т ельной энергией и хор о шим настроением на целый день.
Затем дети захотят у м ы т ься и почистить зубы, это желание стоит п о ощрить. На уборку палат и приведение себя в порядок 30-40 минут и м будет достаточно. Ут р о должно быть организовано, не надо растя-гивать его до обеда. Пос л е пятиминутной планерки на отрядном месте, где вы скажете детям план на сегодняшний день и ответите на все и х в опросы по этому поводу, мо ж мо позавтракать и начать день.

Походы в столовую
Чтобы не тратить время на ожидание у столовой, когда вам на- кр оют, и чтобы не есть хо лодную пищу, опоздав, сделайте вашего д е ж кома связным межд у вами и дежурным отрядом. Накрыли на ваши столы - можно всем отр я дом отправиться в столовую. Во главе с во ж атым и не бегом (можно каким-нибудь своим, особенным шагом). О бъясните детям, что ц и ви лизованные люди, даже если они очень хо т ят есть, не вбегают в столовую, сшибая с ног встречных и стара-ю т ся принимать пищу н е торопясь и с достоинст в ом. Тогда от нее и п ольза больше, и удовольствие. Свой стол после еды желательно оставить в приличном состоянии.Есл и вам понрави тс я у в хода в столовую хором желать всем ос- т альным отрядам и др у г другу приятного аппетита, это может стать вашей отрядной традиц и ей.

Подготовка ко сну. Отбой
Как уже говори л ось выше, все отряд н ые дела нужн о заканчивать за полчаса до отбоя. Если вы задержите подготовку ко сну, детям придется бегом умываться, расстилать кровати, заполнять карточки настроения и т.д. На все это у них должно быть достаточно времени. С сигналом на отбой ребята уже лежат в кроватях, а дежком е ще полчаса находится н а отрядном месте. Установите в отряде пра в ило, после отбоя - од и н шепот на палату. Не хочешь спать - не спи, Но другим не меша й. Конечно, общение после отбоя детям ничто не заменит. Его стоит разрешить, но ограничить во времени. И, конечно же, никаких передвижений.

Если вы - поющий вожатый, можно просто без объявления (" Дети! Слушайте меня, я буду петь! ") сесть на отрядном месте и петь спокойные песни. Договор и тесь с детьми, что кто хочет слушать, тихонько открывает дверь палаты, но слушают молча, не мешая остальным. Песней можно о мн о гом поговорить с детьми, а заодно и усыпить их. Режимные моменты должны быть четкими и организованными, чтобы не тратить на них лишнее время. Введите в отряде " закон точного времени ". И усло в ный з нак сбора, какие-нибудь хлопки в ладоши или кричалки. Например, вожатому нужно срочно собрать отряд. Он зовет ребят из ближайш и х палат и они хором начинают считать до десяти. Остальные уже знают, что за это время каждый должен успеть выбежать на о трядное место. Если кто-то о п аздывает, его можно заставить выполнить какой-нибудь необидный фант. Если ра з бавить игрой даже самые обыденные моменты, то ребята легко к ним привыкнут, и у вас не будет сложностей с организацией отряда.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА ВТОРОЙ ДЕНЬ

8.00 Подъем. Нужно проследить за тем, чтобы все дети проснулись и встали, надели спортивную одежду для выхода на улицу на зарядку.
8.15 Зарядка. Проводят физруки и вожатые.
8.30 Время Личной Гигиены, операция 'Уют' - дети заправляют кровати, умываются, убирают комнаты, готовятся к выходу на завтрак; вожатые и дежкомы проверяют чистоту в комнатах.
9.00 Завтрак.
9.30 Планерка вожатых. Один вожатый находится с детьми, заканчивает уборку, проводит УИСО - утренний информационный сбор, рассказывает план на день. Второй вожатый приходит на планерку (на линейку или в 116 кабинет), имея с собой РИБ (ручку и блокнот) и отрядный план на день. К планерке подготавливается заявка на спорт, выясняется время получения спортинвентаря и канцелярии и т.д.
10.00 Начинается утренний санобход.
10.00 Работа по отрядным планам: прогулки, игры, знакомство с лагерем, спортивные игры, репетиции к вечернему выступлению. оформление отрядного места, КТД оргпериода и т.п.
До обеда нужно сдать документацию.
13.30 Обед.
14.00 ТВС (Тихое Время Суток).
15.00 Начинаются репетиции на сцене в ККЗ (по графику).
16.15 Полдник.
16.30 Игры, прогулки, репетиции на о/м, КТД оргпериода, у профильных отрядов - занятия.
16.30 Вечерний санобход.
19.00 Ужин.
19.30 Подготовка к дружинному делу.
20.00 'Здравствуй, Зеркальный! '.
21.30 ВИСО (анализ дня, выборы дежкомов).
22.00 Подготовка ко сну.
22.30 Отбой.

Обычно в этот день проходят Линейка Открытия Смены, первый дружинный сбор 'Здравствуй, лагерь! '. Построение для выхода на линейку: вдоль главного корпуса со стороны озера, по нумерации отрядов, друг за другом, в колонну по 4 человека.
Вожатский отряд 'Товарищ' выходит после последнего отряда: один вожатый выходит с детьми, остальные вожатые - в колонне вожатского отряда.
Планерка - сразу после линейки остается один вожатый (сдача и защита плана на смену вожатыми каждого отряда). Другие уходят с детьми. Далее - по отрядному плану.

ОТРЯД ПОДВОДИТ ИТОГИ ДНЯ

За 45 минут до отбоя отряд собирается на своем отрядном месте. Место сбора отряда... Ребята договорились и подготовили его в первые дни смены. Это может быть веранда, беседка, костровая поляна. Лучше всего, если вечерний сбор отряда (" вечерний огонек" - так. называют его ребята) будет проходить у небольшого отрядного костра. Сбор у костра располагает к задушевной песне, а тихая песня настраивает на откровенный разговор. Из-за плохой погоды отряд чаще всего собирался на веранде. В любом случае ребята рассаживались по звеньям, но, таким образом, чтобы, разговаривая, видеть друг друга (полукругом, в кружок).

Вожатый предложил ребятам следующий порядок обсуждения. Первый вопрос: Чем понравился день? Что было хорошо? Кому мы говорим спасибо?

Второй вопрос: Что было плохо? Что испортило настроение?

Третий вопрос: Что надо учесть на будущее?

Возражений не было, но возник ряд вопросов.

(все или только актив)? Если только актив, то неинтересно!

Если будет говорить каждый, то просидим до ночи.

А если вообще не будет желающих?

Надо определить регламент выступающих, чтобы долго не было...

А если не нравится что-то в лагере, говорить можно? и т. д.

Вожатый внимательно слушает, иногда вставляет " наводящий" вопрос, уточняет предложения ребят, делает выводы. В ре-зультате определяются ряд условий ведения " огонька":

1. Обсуждение итогов дня или дела проводить сначала в звене (для того, чтобы в обсуждении приняло участие большинство ребят, чтобы мнение каждого или почти каждого было выслушано и учтено).
Дать звену не больше 5-ти минут. Мнение звена и предложения высказывает представитель звена (не обязательно звеньевой).
2. Внимательно слушать друг друга, не перебивать.
3. Не повторять одну и ту же мысль несколько раз; можешь высказаться, если твое мнение не совпадает с мнением звена
4. Ведет " огонек" председатель совета отряда или дежурный командир.
5. Обсуждая прожитый день, проведенное дело, обязательно говорить об отношении ребят к делу и друг к другу. Поощрять взаимопомощь, творчество, доброту. Изживать из жизни кол-лектива равнодушие, грубость, нечестность.

Вот несколько примеров. На совете дружины было решено провести в день встречи с родителями " Русскую ярмарку". Отряд получил задания: оформить свою дачу и подготовить поляну игр и развлечений для ребят и родителей. С увлечением готовились ребята к празднику. И вот подошел к концу этот долгожданный, насыщенный впечатлениями встреч праздничный день. Улеглось праздничное возбуждение, и отряд пришел на свой вечерний сбор, чтобы обсудить итоги того, что было задумано.

Итак, первый вопрос: чем понравился день? Как проявили себя ребята, выполняя порученное дело? Второй: что получилось плохо? Ваши предложения?

Сначала обсуждают в звеньях, потом высказывает свое мнение каждое звено.

- Было интересно и нам и родителям!

- Очень весело 'было на нашей игровой поляне. Хорошо, что каждое звено готовило игры: играющих было много, почти каж-дый пионер звена имел поручение, что-то делал.

-.Спасибо мальчикам из первого звена! Увидели, что мы не успеваем, и помогли нам оборудовать игровую площадку, - говорят ребята из третьего звена.

- Оформление нашей дачи показывали родителям других отрядов. Молодцы оформители!

Предложения: побывать завтра в других отрядах, там тоже есть много интересного; в следующий раз придумать конкурсы только для родителей.

Вожатый делает вывод: " Молодцы, ребята, все поработали дружно, с выдумкой, потому и настроение хорошее. А все-таки, какие были неудачи? Что получилось хуже? "

" Плохо, что родители не знали программы и точного времени начала праздника. Некоторые опоздали. Надо сообщить им это заранее". " Готовиться к праздникам нам надо заранее, а то последние дни так работали, что даже некогда было купаться". " Второе звено рано закончило проведение своих игр, так как не было жетонов. Надо было проявить смекалку, что-нибудь придумать, но игры не заканчивать". В заключение первое звено вносит предложение: все подготовленные к празднику игры разучить с октябрятами. Так закончилось обсуждение дня в этом отряде.

Другой пример. Отряд дежурил по лагерю. По традиции

лагеря, в обязанности дежурного отряда по итогам дня и дежурства входит оформление " молнии", которая должна появиться на стенде LРитм лагерной жизни". Отвечает за это редколлегия отряда. " Молния" появилась к сроку, но оформлена была плохо и интереса у ребят не вызвала. В целом за дежурство отряд получил хорошую оценку совета дружины, и факт с " молнией" мог бы остаться незамеченным. Однако вожатый ведет разговор об этом с председателем отряда, подготавливая его к ведению " огонька". Уточняет мнение редколлегии о том, почему так получилось. Этим предварительным разговором вожатый уже формирует правильную оценку случившегося. И когда идет " вечерний огонек", ребята совершенно конкретно называют причины неудачи:

а) дежурные постов не дали никакого интересного материала;

б) редактор не смог участвовать в обходе отрядов (это вхо-дит в его обязанности), и потому интересные дела ряда отрядов не были отражены; -


в) не помогли друг другу во время оформления. Вот и по-лучилось неинтересно.

Так принципиальный, самокритичный разговор о причинах неудачи служит залогом будущего успеха. После этого " молнии" отряда отличались своей выдумкой, юмором, знанием лагерной жизни.

Вариантов.проведения вечернего сбора отряда много. Это может быть обсуждение проведенного дела, анализ прожитого дня, итоги выполнения задания совета дружины или коллективное обсуждение предстоящего дела.

Хорошо, когда темой " огонька" выбираются вопросы, связан-ные с отношениями ребят в коллективе, друг к другу: " Скажи мне обо мне", " Откровенный разго

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уважаемый Александр Павлович. | Характеристика дисциплины




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.