Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Божество и единосущие Лиц Святой Троицы




      Новозаветное Откровение показывает нам не только то, что в Боге три Лица, но и то, что эти три Лица суть единое Божество. Вечно различные между Собой по вечным личным свойствам, эти Лица Святой Троицы во всем остальном тождественны, одинаковы, равны и единосущны по Божеству, то есть и Отец — Бог, и Сын — Бог, и Дух Святой — Бог, но все-таки не три Бога, а один единый Бог. Ибо «в Троице, во Отце, в Сыне, и в Святом Духе, единое есть Божество». Ибо «вечное и единое Божество в Троице, и единая слава Святой Троицы».Тертуллиан выражает неизменную, богооткровенную веру Церкви в следующих словах: «И Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Дух Святой есть Бог, и каждый в отдельности есть Бог». «Все православные истолкователи тайн Ветхого и Нового Завета, — говорит блаженный Августин, — кого я только мог читать, прежде меня написавшие о Святой Троице, Которая есть Бог, старались, согласно Священному Писанию, учить, что Отец и Сын и Святой Дух, по нераздельному равенству суть одной и той же сущности (substantiae), составляют Божественное единство, и поэтому не три бога, а один Бог». Новозаветное учение о Божественности и единосущии трех Божественных Лиц богодухновенно выразил Первый Вселенский Собор устами святого Осии Кордубского: «Божество не есть одно Лицо, как мыслят евреи, но три Лица, не по имени только, но различаясь между Собой по Ипостаси... Сын есть Бог, не часть, но совершен, так же как и Отец, той же сущности, что и Отец, родивший Его неизреченным образом. Вместе с Отцом и Сыном существует и Дух Святой, имеющий ту же сущность и власть, что и Отец, и Сын. Мы, следовательно, должны исповедовать одну волю, одно царство, одну силу, одно господство... одно Божество и одну и ту же сущность Отца и Сына и Святого Духа. Не допуская смешения или разделения Лиц неизреченной и блаженной Троицы, мы веруем, что Отец есть всегда Отец истинного Сына — всегда Тот, Кто есть и Кто пребывает, — и Сын — истинный Сын истинного Отца, всегда Тот, Кто есть и Кто пребывает, и Дух Святой — истинный Дух Святой, всегда Тот, Кто есть и Кто пребывает, — Троица нераздельная, несказанная... имеющая одно Божество и одну и ту же сущность». В соответствии с этим, каждое Божественное Лицо имеет все Божественные совершенства, и причем всецело и нераздельно — но все-таки не три бога, а один Бог. Различие между Божественными Лицами основывается лишь на различии Их личных свойств, а не на различии Божественных свойств вообще. Каждому Лицу Святой Троицы принадлежит Божество в одинаковой и равной мере, но при всем том все-таки не три бога, а одно Божественное существо, один Бог.
      а) Божество Отца засвидетельствовано на каждой странице Нового Завета, и причем — Отца в абсолютном, вечном, Божественном смысле. Сам ГосподьИисус Христос обращается к Своему Небесному Отцу со словами: «исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли» (Мф. 11: 25; ср.: Лк. 10: 21). Указывая евреям, что вера в Бога Отца обусловлена верой в Сына Божия, Спаситель говорит: «Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене... Не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу: есть, иже на вы глаголет, Моисей, наньже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте (убо и) Мне: о Мне бо той писа»32 (Ин. 5: 43, 45—46). Вечный Бог Отец через Своего вечного и Единородного Сына предоставляет людям возможность и средство спасения и стяжания вечной жизни верой в Святую Троицу: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный»33 (Ин. 3: 16; ср.: Ин. 6: 40). А вечная жизнь состоит в познании и исповедании Божества Отца и Сына, по слову Спасителя: «Се же есть живот вечный, да знают Тебе Единаго истинного Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа»34 (Ин. 17: 3; ср.: Ин. 6: 29). Весь Свой спасительный подвиг на земле Господь Иисус Христос основывает на Божестве Отца и Своем единстве с Ним (см. Ин. 1: 8, 14, 3: 35, 4: 23—24, 5: 19—27, 36—37, 6: 27, 37, 40—45, 65, 8: 19, 42, 10: 30, 13: 3, 14: 6, 10, 16: 27—28, 30, 17: 21, 20: 17; Мф. 26: 42; Мк. 14: 36, 39; Лк. 11: 2).
      Наученные тайне Святой Троицы от Самой Святой Троицы, Христовы апостолы ясно, решительно и безбоязненно удостоверяют благую весть Евангелия о Божестве Отца. Святой апостол Павел призывает римских христиан«единодушно, едиными устами славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (ср. Рим. 15: 6; см. также: Кол. 1: 12, 3: 17), а коринфян учит, «что идол в мире ничто и что... у нас один Бог Отец, из Которого все» (1Кор. 8: 4, 6), Который есть«Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения» (2Кор. 1: 3; ср.: 1Пет. 1: 3; 2Кор. 1: 2; Гал. 1: 3; Флп. 1: 2; Кол. 1: 3; 1Фес. 1: 1; 2Фес. 1: 2; 1Тим. 1: 2; 2Тим. 1: 2; Тит. 1: 4; Флм. 3).
      б) Божество Сына как вездесущая реальность засвидетельствовано во всем Новом Завете и являет Себя по-разному. Божественный характер Своих дел и Своего учения Сам Спаситель объясняет Своим Божественным единосущием с Отцом: «Аз и Отец едино есма» (Ин. 10: 30; ср.: Ин. 17: 21, 14: 9, 11, 8: 19, 14: 7). Даже тогда, когда евреи хотят Его убить «за то, что Он Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу», Он не отступает от Своего учения о Себе как Боге и Единосущном с Отцом, но решительно им говорит: «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5: 19). По своей природе Его дела являются делами, принадлежащими Божеству, которые творить может только Бог, как-то: воскрешение мертвых, отпущение грехов, Страшный Суд, победа надсмертью, дарование вечной жизни (см. Ин. 5: 20—30; Мф. 9: 6; Ин. 11: 43—44; Мк. 5: 41; Лк. 7: 14—15). Всё это — достаточное основание к почитанию Сына как Бога (см.Ин. 5: 23).
      И еще раз, причем в весьма тяжелых обстоятельствах, Спаситель бесстрашно объявляет и защищает Свое Божество и единосущие с Богом Отцом. Своими Божественными чудесами Он до основания потряс души евреев, и они возбужденно спрашивают Его в притворе Соломоновом: «долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус ответил им: Я сказал вам, и вы не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне... Я и Отец — одно» (Ин. 10: 24—25, 30). В ответ на это евреи схватили камни, чтобы убить Его за то, что Он, «будучи человек, делает Себя Богом». Но Спаситель и тогда не отрекся от Своего Божества и равенства с Отцом, напомнив им о Своих делах как на свидетельстве Своего Божества и единства с Богом Отцом: «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (Ин. 10: 33, 37—38; ср.: Ин. 15: 24). Единосущие Сына с Отцом делает Сына во всем одинаковым и равным Отцу по естеству, достоинству и славе. «Все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин. 16: 15). Но точно также: все, что имеет Сын, есть Отчее (см. Ин. 17: 10). Поэтому Спаситель и мог сказать о Себе: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14: 9). Как истинный Бог, обладающий всеми Божественными совершенствами, Спаситель требует [равного] почтения к Себе, как и к Богу Отцу: «веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин. 14: 1; ср.: Ин. 5: 23).
      Самовидцы Слова и свидетели Его Богочеловеческой жизни на земле, святые апостолы единодушно исповедуют и учат, что Иисус Христос — Сын Божий и Бог. Апостол Нафанаил прежде других исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим (см. Ин. 1: 49). Затем то же самое от имени всех апостолов исповедует апостол Петр: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16: 16; ср.: Ин. 6: 69). Сын громов, глашатай новозаветного Откровения, которому открыты величайшие тайны, святой Иоанн Богослов яснее, чем кто-либо другой, свидетельствует о Божестве Господа Иисуса Христа, о Его единосущии с Отцом и самобытности и вечности Его Божественной Ипостаси: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). И это Слово, Единородный Сын Божий, «сущий в недре Отчем», становится плотию и обитает с нами («вселяется в ны»), «и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1: 18, 14; ср.: 1Ин. 1: 1—2, 4: 9—10; Откр. 19: 13, 1: 10, 17, 1: 8). Заключая в нескольких словах всё благовестие о Господе Иисусе Христе, святой Воанергес говорит: «Вемы же, яко Сын Божий прииде и дал есть нам (свет и) разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный» (1Ин. 5: 20). Уверившись на личном опыте в действительности воскресшего Господа Иисуса Христа, апостол Фома восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20: 28).
      Обращенный в христианство не учением, но видением воскресшего Господа Иисуса, апостол Павел всю свою жизнь и всё свое благовестие о Христе основал на Божестве Иисуса. Основная истина — это: Господь Иисус — воплощенный Бог; «велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти» (1Тим. 3: 16; ср.: Гал. 4: 4; Деян. 20: 28). Всем Своим Божественным Лицом вочеловечившийся Бог — Господь Иисус Христос есть «образ Бога невидимаго» (Кол. 1: 15; ср.: 2Кор. 4: 4), «сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1: 3), «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2: 9), поэтому Он «сый над всеми Бог благословен во веки» (Рим. 9: 5). Имея такого Бога и Господа, христианин должен, живя благочестиво, ожидать«блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2: 13; ср.: 1Кор. 2: 8; Флп. 2: 10—11). Обладая как Бог всеми Божественными совершенствами, Господь Иисус Христос имеет и все Божественные свойства: Он вечен (см. Ин. 8: 58), Он — «Альфа и Омега... Первый и Последний» (Откр. 1: 8, 10, 17, 2: 8, 22: 13), Он самобытен (см. Ин. 5: 26, 1: 4), Он вездесущ (см. Ин. 3: 13; Еф. 4: 9—10; Мф. 18: 20), Он неизменен (см. Евр. 1: 10—12, 13: 8), Он всеведущ (см. Мф. 11: 27; Ин. 10: 15, 2: 24—25, 21: 17, 16: 30; Кол. 2: 3; Откр. 2: 23, 3: 14), Он всемогущ (см.Ин. 10: 27—29, 5: 21; Флп. 3: 21). Вся жизнь Спасителя на земле, от начала до конца, а в особенности; Его сверхъестественное рождение, Его крещение, Его преображение, Его воскресение и вознесение и все другие Его чудеса, — свидетельствуют о том, что Он есть истинный Бог. Как Превечный Бог Господь Иисус Христос — Творец мира видимого и невидимого (см. Ин. 1: 3; Кол. 1: 16; Евр. 1: 2, 10), Промыслитель (см. Кол. 1: 17), Жизнь и Жизнодавец (см. Ин. 1: 4, 5: 26, 10: 10, 28), Свет и Светодавец (см. Ин. 1: 5, 3: 19, 8: 12, 9: 5; Еф. 5: 8), Чудотворец (см. Ин. 10: 38, 14: 10, 5: 15, 17, 19, 21; Мф. 12: 28, 9: 6, 35; Мк. 16: 17—18, 20), «Царь царствующих и Господь господствующих» (Откр. 17: 14, 19: 16; ср.: Мф. 28: 18; 1Тим. 6: 15). Так как по всему Он есть истинный Бог и Господь, Его должно почитать как и Отца (см. Ин. 5: 23; 1Ин. 2: 23), веровать в Него (см. Ин. 14: 1, 6: 40, 47, 3: 36, 16; 1Ин. 3: 23), надеяться на Него (см. 1Тим. 1: 1; 1Ин. 3: 3; Деян. 28: 20; Рим. 5: 2, 5, 8: 24, 12: 12, 15: 13; 1Пет. 1: 3, 3: 15), любить Его (см.1Кор. 16: 22; Ин. 14: 23), молиться Ему (см. Ин. 14: 13—14, 15: 16, 7, 16: 23; Рим. 10: 13; Деян. 2: 21, 22: 16), поклоняться Ему (см. Евр. 1: 6; Флп. 2: 10—11; Откр. 5: 11—14, 7: 11, 4: 10), исповедовать Его (см. 1Ин. 4: 15; Мф. 10: 32; Лк. 12: 8; 1Ин. 2: 23, 4: 2; 2Ин. 7).
      Хотя Божество Господа Иисуса Христа — стержень Нового Завета, тем не менее, в Новом Завете есть известные места, которые, как кажется, вступают в противоречие со свидетельствами о Его Божестве и единосущии с Богом Отцом. Но все они относятся либо к человеческому естеству Господа Иисуса, либо указывают на то, что Он как Сын Божий имеет бытие от Бога Отца. Вследствие единства Богочеловеческого Лица Спасителя, свойства Его человеческого естества приписываются Ему как Богочеловеку. Так, когда апостол Павел говорит, что Бог Отец воскресил Христа из мертвых (см. Гал. 1: 1), он свидетельствует о воскресении Его плоти, «потому что относящееся к телу Его говорится о Лице Его». Так и в словах Спасителя: «Отец даде живот Сыну» (Ин. 5: 26), — «разуметь должно жизнь, даруемую плоти», то есть Его человеческому естеству. А когда Господь Иисус говорит: «Егоже Отец святи и посла в мир» (Ин. 10: 36); «За них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину» (Ин. 17: 19); «Боже Мой, Боже Мой, вскую оставил Мя еси?» (Мф. 27: 46), — Он это говорит от нашего лица, ибо, приняв образ раба и, став человеком, смирил Себя до самой смерти, и смерти крестной. Поэтому и Бог Его, то есть тело Его, вознес и «дал Ему имя выше всякого имени» (Флп. 2: 7—9). Когда Священное Писание говорит: Сын принял, Сын взял, Сын прославился, говорит это о Его человечестве, а не о Божестве. Когда Спаситель, свидетельствуя: «Отец Мой болий Мене есть» (Ин. 14: 28) — выражается так потому, что стал человеком. А так как Он — Слово Отца, то по естеству равен и единосущен Отцу, ибо из Отчей сущности родился; посему Он и возвещает: «Аз и Отец едино есма»(Ин. 10: 30), «Видевый Мене, виде Отца» (Ин. 14: 9). Слова Спасителя: «Восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20: 17) — означают, что Отец не в том же самом смысле Отец Сыну и людям и Бог Сыну и людям. Ибо Бог — Отец Сыну по естеству, а людям — по благодати; Отец Сыну — Бог как причина и начало Божества; а людям — как Творец. И еще: Отец стал Ему Богом по домостроительству, так как Сын соделался человеком, а людям Он — Бог и Господь по естеству. Спаситель, говоря богатому юноше: «Что́ Мя глаголеши блага; никтоже благ, токмо Един Бог» (Мк. 10: 18) — поступает так потому, что юноша считал Его лишь человеком, но не Богом, и как к таковому к Нему приступил. Возвещая о последнем дне: «Никтоже весть... ни Сын, токмо Отец» (Мк. 13: 32), — Спаситель говорит по Своей человеческой природе. Слова апостола Петра: «Твердо убо да разумеет весь дом Израилев, яко и Господа и Христа Его Бог сотворил есть, сего Иисуса, Его же вы распясте» (Деян. 2: 36) и апостола Павла: «Глава же Христу, Бог» (1Кор. 11: 3), «Бог... Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 1: 3) — относятся не к Божеству Господа Иисуса Христа, а к Его человечеству, которое Он принял по домостроительству спасения. Бог человека (то есть человеческое естество, пребывающее нераздельно, неразлучно, неслиянно и неизменно с Божественным естеством в одном Лице Господа нашего Иисуса Христа. — «Примеч. пер».) Иисуса соделал Господом и Христом (см. Деян. 2: 36), а не Сына Божия, Который по естеству Бог и Господь. Евангелист Иоанн не говорит: «Слово стало Богом», а говорит: «Бог бе Слово» (Ин. 1: 1), то есть Слово было Богом всегда, и этот Бог Слово соделался плотию, чтобы плоть Его соделалась Богом Словом». Слова премудрого Соломона — «Господь созда мя начало путей Своих в дела Своя» (Притч. 8: 22) — относятся к плоти Спасителя, к Его воплощению, ибо Он стал человеком, а Богом был всегда. Слова «созда мя» относятся к моменту, когда Бог Слово облекся в созданную плоть.
      Вышеприведенные отрывки, как и все подобные им места в Священном Писании на первый взгляд отрицающие Божество Сына Божия, изъясняются, по учению святых отцов, таким же образом.
      Возвещенная Богом истина Святого Откровения о Божестве Сына Божия соделалась — через Его воплощение — сердцем Богочеловеческого Тела Христова, Церкви, и навсегда осталась ее животворной и чудотворящей силой. Поэтому Церковь всегда жила этой истиной, молитвенно и свято ее хранила, дерзновенно исповедуя и через Символы, и через мучеников, и через богоносных отцов, и через всех верных во все века. Все древние Символы выделяли догмат о Божестве Сына Божия как главную истину, без которой и вне которой нет спасения. Все мученики и исповедники страдали и страдают за Иисуса как за незаменимого Бога и Господа. С самого начала все богослужения Церкви, все священнодействия обращаются вокруг Божества Господа Иисуса Христа как своей оси.
      Содержа в себе все эти истины как свое вселенское самосознание и чувство, Церковь устами духоносных Отцов Первого Вселенского Собора навсегда и непреложно выразила веру в Божество Сына Божия во втором члене Символа веры: «И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша».
      в) Божество Святого Духа. Новый Завет — это завет в Духе Святом, поэтому полнота новозаветного Откровения состоит в раскрытии и свидетельстве истины о Божестве Святого Духа как третьего Лица Святой Троицы. В Новом Завете Святой Дух, действительно, называется Богом. Так, апостол Петр, укоряя Ананию, за то, что тот солгал Духу Святому, прямо называет Святого Духа Богом: «Почто исполни сатана сердце твое, солгати Духу Святому, и утаити от цены села?...Не человеком солгал еси, но Богу» (Деян. 5: 3, 4). Как третье Лицо Божественной Троицы Святой Дух исходит от Отца (см.Ин. 15: 26), единосущен с Отцом и Сыном и во всем подобен и равен Им по Божеству, на что Спаситель указывает Своей заповедью о крещении всех народов «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). Об этом также учат и святые апостолы, когда говорят о Святой Троице (см. 1Пет. 1: 2; 2Кор. 13: 13; Рим. 9: 1; 1Кор. 12: 5—7 и т. д.). Все эти свидетельства указывают на то, что Святой Дух в каждом Своем действии нераздельно соединен с Отцом и Сыном, ибо где Дух Божий, там — Бог (см. 1Ин. 4: 13). Но самым веским доказательством, по святомуВасилию Великому, единства Духа Святого с Отцом и Сыном является то, что, как сказано, Он имеет то же самое отношение к Богу, какое имеет к каждому человеку дух человеческий, пребывающий в человеке. Ибо написано: «Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем; такожде, и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» (1Кор. 2: 11). Будучи по естеству Богом, Дух Святой всеведущ (см. 1Кор. 2: 10; Ин. 14: 26, 16: 13), всемогущ (см. 1Кор. 12: 7—11; Мф. 12: 28), вездесущ (см. Рим. 8: 9—16; 1Кор. 3: 16, 6: 19, 12: 7—13). Обладая всеми Божественными свойствами, Он имеет и все Божественные действа: возрождает крещением (см. Ин. 3: 5; Тит. 3: 5; 1Кор. 12: 13), управляет Христовой Церковью (см.Деян. 20: 28, 13: 2, 16: 6—7; Еф. 2: 22), отпускает грехи (см. Ин. 20: 22—23), усыновляет людей Богу (см. Рим. 8: 14—16; Гал. 4: 6—7), делает людей Христовыми (см. Рим. 8: 9; Гал. 4: 6; Еф. 2: 22, 1: 13, 3: 16—17, 4: 30; 1Кор. 12: 3; 1Пет. 2: 5), освящает, оправдывает и производит все благодатные действия (см. 1Кор. 6: 11; Рим. 8: 26; 1Пет. 1: 2), ибо Он — Источник истины и света (см. Ин. 14: 17, 26, 16: 13), раздает духовные дарования (см. 1Кор. 12: 4, 8—11; Еф. 3: 4—5; Рим. 5: 5), содействует во всех добрых делах (см. Рим. 8: 26; Гал. 5: 22—23), творит чудеса (см. Мф. 12: 28; Лк. 11: 20), соделывает людей храмом Божиим, храмом Своим, ибо Сам Он — Бог (см. 1Кор. 3: 16, 6: 19; 2Кор. 6: 16), делает Священное Писание богодухновенным, вещая через пророков и апостолов. Царство Божие — это Царство благодати Духа; оно — «правда и мир и радость о Дусе Святе»(Рим. 14: 17). Именно Духом Святым оно становится реальностью (см. Ин. 3: 5; Мф. 12: 28; Лк. 4: 18, 11: 20). Приписывая Святому Духу эти Божественные свойства и действа, Новый Завет ясно и бесспорно показывает, что Дух Святой во всем равен Богу Отцу и Богу Сыну. «Божество Духа Святого весьма ясно показано в Священном Писании, — говорит святой Григорий Богослов. — Обрати внимание на эти события: Христос рождается — Дух предшествует (см. Лк. 1: 35), Христос крещается — Дух свидетельствует (см. Ин. 1: 32—34), Христос искушается — Дух Его изводит (см. Мф. 4: 1), Христос творит чудеса — Дух содействует (см. Мф. 12: 28), Христос возносится — Дух Его наследует (см. Деян. 2: 4)». Так как Дух Святой во всем и по всему — Бог, то Ему принадлежит Божественная слава, честь и поклонение, как Отцу и Сыну (см. Мф. 28: 19; 1Пет. 1: 2; 2Кор. 13: 13). Это Божественное величие и неприкосновенность Святого Духа подчеркивает Сам Спаситель, возвещая хулящим Духа фарисеям, что всякий грех и хула простятся человекам, включая и хулу на Сына Человеческого, но хула на Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем (см. Мф. 12: 31—32; Мк. 3: 28—29).
      В Священном Писании встречаются известные места, которые якобы противоречат вышеуказанным новозаветным свидетельствам о Божестве Святого Духа. Так, слова Спасителя о Святом Духе: «Не от Себе бо глаголати имать»(Ин. 16: 13), — значат, что Дух Святой как единосущный с Отцом и Сыном говорит из этого единства существа Своим ипостасным образом. «И Сын не глаголет от Себе, ибо говорит: Пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю (Ин. 12: 49), — не потому, что учится у Отца... но потому, что всё, что ни глаголет Отец, глаголет чрез Сына в Духе Святом».
      Богооткровенную истину Нового Завета о Божестве Святого Духа Церковь всегда исповедовала, хранила и защищала, как зеницу ока. Делала она это и делает через Символы и вероисповедания, через святую жизнь святых отцов и исповедников и всех верных и кающихся, живших в вере и умиравших за веру в Триипостасного Бога и Господа. Всё свое богооткровенное учение и благодатный опыт о Божестве Святого Духа Церковь богомудро и неизменно на все времена выразила устами духоносных Отцов Второго Вселенского Собора в восьмом члене Символа веры: «И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».
      «Безбожно утверждать, что Дух Божий сотворен или создан, — говорит святой Афанасий Великий, — ибо всё Священное Писание Ветхого и Нового Завета с Отцом и Сыном всегда счисляет и прославляет и Духа Святого, ибо Он — Того же Божества и той же сущности». Где в Священном Писании упоминаются Отец и Сын, там упоминается и Дух Святой: Дух Святой всегда Тот же, ибо единосущен с Отцом и Сыном. «Дух неотлучен от Сына, как Сын неотлучен от Отца». «Хулящие Духа Святого, — пишет святой Афанасий, — и утверждающие, что Он — тварь (ϰ τ ί σ μ α)... пусть постыдятся следующего. Ежели есть Троица и вера в Троицу, то пусть скажут: всегда ли Она — Троица или было, когда не была Троицею? Если же Троица вечна, то вечно соприсущий Слову и в Нем пребывающий Дух Святой не есть тварь ϰ τ ί σ μ α, потому что тварей некогда не было. Если же Дух есть тварь, а твари — из ничего, то явно, что было, когда была не Троичность, а двоичность (двойство). И кто бы мог сказать что-либо злочестивее сего?.. Как сущий всегда Сын не есть тварь; так, поелику всегда есть Троица, то нет в Ней ничего тварного; потому и Дух — не тварь. Как всегда была Троица, так есть Она и ныне; и как есть Она ныне, так всегда была и есть Троица; а в Троице — Отец и Сын и Святой Дух».
      Священные и трепетные чувства Вселенской Церкви о Божестве Святого Духа изливаются из слов святого Григория Богослова: «Дух Святой всегда был, и есть, и будет; Он не начал и не прекратит бытие, но всегда со Отцом и Сыном вчиняется и счисляется. Ибо не подобало ни Отцу когда-либо быть без Сына, ни Сыну без Духа. Нечто такое было бы для Божества крайне бесславным, ибо казалось бы, что Оно пришло в полноту совершенства посредством какого-то внутреннего изменения. Следовательно, Дух всегда был приемлемым, а не приемлющим; совершающим, а не совершаемым; наполняющим, а не наполняемым; освящающим, а не освящаемым; приводящим к обо́ жению, а не вводимым в обо́ жение. Он всегда один и Тот же Сам для Себя и для Тех, с Которыми счиняется; невидим, вечен, невместим, неизменяем, не имеет ни качества, ни количества, ни вида, неосязаем, самодвижен, приснодвижим, свободен, самовластен (букв. «самосилен», α ὐ τ ο δ ύ ν α μ ο ν. — «Примеч. пер».), всесилен... Он — жизнь и животворящ; Он — Свет и света Податель; Он — неточная благость и источник благости; Он — «Дух Правый... Владычний» (ср.Пс. 50: 12, 14), «Господь» (2Кор. 3: 17), посылающий (см. Деян. 13: 4), отделяющий (см.Деян. 13: 2), созидающий Себе храм (см. Еф. 2: 22); наставляющий (см. Ин. 16: 13), действующий «якоже хочет» (1Кор. 12: 11); разделяющий дарования, «Дух сыноположения» (Рим. 8: 15), «истины» (Ин. 14: 17), «премудрости, разума, ведения, благочестия, совета, крепости, страха», по исчисленному (см. Ис. 11: 2, 3). Чрез Него познаётся Отец и прославляется Сын (см. Ин. 16: 14), и Сам Он Ими одними знаем: единое счинение, единое служение, единое поклонение, единая сила, единое совершенство и освящение».


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.