Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Газета «Горьковский рабочий» («Нижегородский рабочий»). История и день сегодняшний в судьбе издания.






Газета «Нижегородский рабочий» (1932-1933) – «орган горкома ВКП(б), горсовета, горсовпрофа» - была так называемой «городской вечеркой», выходившей тиражом 15 тыс на 4 полосах формата А2. Страницы газеты пестрели многочисленными мобилизующими лозунгами: «Довести решение пленума городского комитета до каждого члена партии, до каждого рабочего», «Ликвидировать отставание партийно-массовой работы от запросов растущих партийных и рабочих масс».

Газета «Горьковский рабочий» (1933-1939; 1956-1990) в годы Вов не выходила. Однако уже в публикациях 1938 было ощутимо нарастание напряженности, причиной которой был фашистский режим в Германии: «Германия стягивает войска к Чехословацким границам», «Против фашистской агрессии».

Выход газеты «Г.р» был возобновлен в 1956г. В 50-е эта «вечерняя газета Горьковского городского комитета КПСС и городского совета депутатов трудящихся» выходила ежедневно, кроме воскресенья, на 4 полосах А2 тиражом 30 тыс. Названия и тематика рубрик свидетельствовал о том, что газета была рассчитана на широкий круг читателей: «Зарубежные новости», «Утренние газеты сообщают», «Сегодня в городе», «Из редакционной почты», «По родной стране», «В часы отдыха», сатирическая рубрика «Взирая на лица» и др.

К 1956 относится популяризация создания «групп продленного дня». Четвертая полоса большей частью состояла из рекламных объявлений и анонсов радио и телепрограмм, репертуара театра и кино, тематики лекций для горожан, проводимых в Доме политического просвещения Горьковского райкома КПСС («Гигиена зрения», «Капитал и прибавочная стоимость»).

Материалы стали более масштабными. Каждый номер начинался с краткого анонса «Сегодня в номере», «Литературная страница» занимала целую полосу. Печатались оперативные сводки работ по районам области, редакционная почта была сохранена.

Первые полосы посвящены событиям всесоюзного и городского масштаба. Статьи под заголовками «На благо народа, во имя коммунизма», «Навстречу пленуму» открывали каждый номер. Однако большое внимание уделялось и событиям города, например рецензии на спектакли в наших театрах. Много материалов о перспективах развития города «Наш город в 1960». Всё большое значение стала приобретать информация о жизни горьковчан «Междугородний телефон без телефонистки», «Кто подводит горьковчан?» Четвертая полоса была посвящена рекламе и объявлениям.

В 1990 в связи с возвращением городу исконного имени, переименована в «Нижегородский рабочий».

 

21. Периодические издания 30-х гг.: журналы «Горьковский край», «Горьковская область», газеты «Большевистская вахта» («Волжская вахта», «Большая Волга»), «Волжская магистраль».

«Горьковский край» (1932-1938) – ежемесячный журнал горьковской краевой плановой комиссии, издававшийся в первые годы тиражом 780, в последние – 2250экз. Издателем являлся Горьковский краевой исполнительный комитет. Программа издания была многоаспектной: развитие промышленности, сельского хоз-ва, газификация края, бюджетная политика и др. Текстовые материалы сопровождались рядом таблиц, графиков, фотографических снимков.

Значимым для изменения жизни края были публикации «Перспективы топливного снабжения края (во II пятилетии)», «Жилищно-коммунальное хозяйство края во II пятилетии» и др. В 1936-1938 наряду с материалами в отделах «От редакции», «Передовая» важное место занимали статьи профессоров, инженеров, агрономов, архитекторов.

Журнал «Горьковская область» (1936-1941) являлся печатным органом Горьковского областного исполнительного комитета. Тираж журнала в первый год составлял 1880 экз, начиная с 1937 – 2500, в 1941 – 3600. Тематика материалов журнала имела установку на призыв к достижения более высоких результатов в различных областях народного хоз-ва.

Например, №1 за 1937 открывался текстом Постановления пленума обкома ВКП(б), посвященного «борьбе за высокий урожай». Следующий материал того же номера адресовал к читателям призыв к «дальнейшему развитию животноводства». Статья И. А. Печерниковой «Ликвидируем педологические извращения в работе школ» содержала концепцию равной обучаемости всех детей. Статья Ф. А. Стрелкова «Итоги первой четверти учебного года» представляла собой своеобразный «рапорт» о стопроцентной успеваемости учащихся как свидетельство того, что результаты процесса обучения зависят исключительно от работы учителей.

Содержание номеров журнала было неравнозначно. Например, номер мог быть полностью посвящен дням памяти Пушкина. Следующий номер целиком состоял из материалов агитационного х-ра: статья «За большевистский стиль в работе» под авторством председателя Горьковского облисполкома Ю.М. Кагановича.

В 1941 содержание журнала представляло уже не совокупность статей, а тематическое распределение материала по отделам. Помимо передовых статей в начале каждого номера, структура журнала включала в себя отделы «Советское строительство», «Экономика и культура», «Из прошлого», «Очерки, рассказы, стихи», «Критика и библиография». Отдельные публикации были сквозными и печатались из номера в номер с продолжением. По-прежнему большое внимание уделялось просвещению и педагогическому аспекту. Статья про создание «Грамотного актива родителей».

Пятилетию со дня смерти Горького почти целиком посвящен №6 1941. Заметка «Памятник Горькому» знакомила читателей с ходом подготовительных работ по сооружению памятника. «Как известно, лучшим проектом будущего памятника стал проект Мухиной. По своей идеи скульптура является символом буревестника революции. Автор акцентирует внимание на вертикальности общего контура фигуры».

«Волжская магистраль» (1936 – наст вр) «орган управления и дорпрофсожа Горьковской железной дороги». Первые номера газеты выходили на 4 полосах формата А3 с периодичностью три раза в неделю, однако уже с №31 уменьшился формат. Стала выходить на 2 полосах, но периодичность сохранилась до 40-х.

Газета «Большевистская вахта» (1936-1953) – печатный орган политотдела Верхне-Волжского пароходства и Баскомреча ведёт свою историю от газеты «Бурлак». В дальнейшем название часто менялось «Бурлак-коммунист», «На вахте», «Нижегородский рейд», «Горьковский рейд», «Горьковский водник».

До Вов газета тиражом в 3 тыс и форматом А3 на 4 полосах выходила три раза в неделю. В каждом номере были рубрики «За Советским рубежом», «По Советскому союзу», «На горьковских пристанях». Новые советские песни регулярно помещались в рубрику «Разучивайте песни» (Утро красит нежным цветом)

На страницах этой ведомственной газеты внимание уделялось не только производственной информации, но и событиям общего значения (о гибели Чкалова)

В 1953 получила название «Волжская вахта». Примечательно, что переименование совпала с информацией о болезни Сталина. Следующий номер с новым названием был полностью посвящен смерти Сталина

Статус и признаки производственного (ведомственного) издания. Характер информации об актуальных проблемах соответствующей отрасли в газетах «Волжская магистраль», «Волжская ГЭС», «На городских маршрутах», «Гидростроитель», «Маяк» и других в 60-е-80-е годы.

Газета «Волжская магистраль» в конце 60-х сохранила свой прежний формат А3, 4 полосы, периодичность – три раза в неделю. Однако номер «Волжской магистрали» от 06.061968 назван «первым номером возобновленной газеты» ввиду того, что за несколько лет до этого выпуск был приостановлен.

Передовой статьей первого номера стало выступление начальника ГЖД Зикеева «Неотложные задачи коллектива». И в дальнейшем информация газетных передовиц касалась основных вопросов деятельности железнодорожников(«Улучшать пассажирские перевозки», «Люди магистрали», «По городам нашей магистрали»).

Примечателен материал, касающийся истории строительства метро, помещённый в рубрике «Опережая события» под заголовком «Наш младший брат – горьковский метрополитен». «В нашей стране действуют 7 метрополитенов. Скоро начнется строительство восьмого – Горьковского. Невозможно представить значение этого события для такого большого города, как Горький. В городе, где проживает 1, 2 млн человек, городской пассажирский транспорт стал важной проблемой». Не оставались без внимания вопросы более широкого спектра. Были рубрики «За рубежом», «Международный калейдоскоп», «Спорт» и др.

В 80-е, когда периодичность составила 4 раза, номера выходили с рубриками «Вдохновение» или «На огонек», на четвертой полосе – материалы для семейного чтения и досуга

В 60-80 острой была информация в рубриках «Редакционная почта», «Из свежей почты». Реакция помещалась в рубрике «После критики».

Газета «Волжская ГЭС» в 1962 переименована в «На стройке» (1962-1992). Газета являлась органом парткома, объединенного постройкома, комитета ВЛКСМ и управления ордена Октябрьской Революции строительно-монтажного треста №6 «Горьковгэсстрой»

«На стройке» выходила большим тиражом, но также два раза в неделю и в прежнем формате А3. Заголовки материалов за 1962, лозунги демонстрируют тактику редакции – призыв трудовых коллективов к новым победам: «Работать ещё лучше», «Встретим праздник новыми трудовыми победами»

Для внедрения передового опыта в массы на страницах газеты помещались материалы под заголовками «Доска почёта», «Повышать культуру производства». Наиболее представительной рубрикой в 70-80 была «Человек трудом славен», «Человек славен трудом», «Трудом славен человек» - тенденция - не повториться. К началу 90 газета изменилась. Названия рубрик «В редакцию пришло письмо», «Вопрос – ответ», «Наши консультации» - внимание к личности в производственном журнале.
Газета «На городских маршрутах» (1964-2004) – «орган парткома, завкома, профсоюза и администрации Горьковского трамвайно-троллейбусного управления» - еженедельная газета производственного типа. Формат Аз, тираж не указан. В первом номере помещено приветственное слово Горкома КПСС в адрес новой газеты «которая явится проводником передового опыта, организатором образцового обслуживания трудящихся города». Материалы под заголовками «Множатся ряды ударников», «Знамя остается у лучших» мобилизовали читателей, большинство из которых составляли сотрудники ТТП, на ударную работу. Имела место и критика: из номера в номер помещалась рубрика «Нам пишут».

В 70 основная задача газеты – освещение результатов работы ударников. Из рубрики «Говорят передовики» читатель узнавал о трудовых победах коллег. Проблемные статьи «Учится всю жизнь» (о совершенствовании передового опыта), «Транспорт – стрежень хоз-ва» (о технических проблемах). Примечательна заметка «Троллейбус или автобус» представляющая судьбу транспорта в Англии. «Последний троллейбус покинул улицы английского города Брэдфорд. Жители с сожалением расстались с самым тихим транспортом».

В 0 каждый номер газеты содержал рубрику «Газете отвечают». Были призывы «Пишите, приходите, звоните. Проблемная информация под рубриками «Острый сигнал», «Объекты безхозяйственности», а также анализ ДТП.

Газета «Маяк» (1967-1994) – «орган партийного комитета, профкома, комитета ВЛКСМ и дирекции Горьковского ордена Трудового Красного Знамени производственного швейного объединения «Маяк». Еженедельная, 2 полосы, А3. На страницах газеты отражались как успехи в работе фабрики («Снова лидеры»), так и недостатки («Плюсы и минусы»)

Тираж в 80-90 – 1100-1200. Слияние двух предприятий легкой промышленности «Маяк» и «Восход» - отразилось на судьбе газеты. Читатели очередного номера газеты из сообщения редакции узнали, что это»первый номер новой четырехполосной газеты, созданной на базе «Маяка» (сохр название) и «Восход»(сохр нумерация). Таким образом «Маяку» прибавилось 30 лет.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.