Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Установите лишний элемент в каждом изобразительном ряду. Свой выбор объясните.






Перед вами отрывки из литературных произведений различных жанров. Внимательно прочитав их, вы увидите, что в каждом нашли свое отражение ранние формы религий. Внесите названия этих религий в первую строчку таблицы, а во второй проставьте порядковый номер литературного отрывка, который им соответствует.

1. «Когда пяти-семи лет от роду девочка выпрядала свою первую нить… мать девочки припрятывала ее и приберегала до тех пор, пока девочка не станет невестой. И вот тогда-то готовя ее к таинству свадьбы, мать опоясывала ее этой нитью под всеми нарядами. Нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и сглаза, против нечисти, которая как считалось особенно опасна для новой семьи.. (М. Семенова «Мы - славяне!»)

 

2. «Я медленно пошел по коридору, разглядывая забавные картинки на дверях лабораторий, и на углу встретил домового Тихона, который рисовал и еженощно менял эти картинки. Тихон был славный серенький домовик из Рязанской области, сосланный Вием в Соловец за какую-то провинность; с кем-то он там не так поздоровался или отказался есть гадюку вареную. Рисовал он превосходно, в стиле Бидструпа, и славился среди местных домовых рассудительностью и трезвым поведением». (А. Стругацкий, Б. Стругацкий. «Понедельник начинается в субботу».)

 

3. - Ну ладно, ладно… - протянул господин Шлитте. – Давайте посмотрим…

Ювелир взял лупу и принялся разглядывать сквозь нее украшения.

Ольга едва сдержала удивленный возглас. Из глаз немца исходило нечто пучка светло-синего сияния, лупа его увеличила и словно бы расширила, так, что драгоценности оказались в конусе синего света.

… Почему немец стал так уныл? Должно быть и в самом деле понял, что имеет дело с кладом, а значит не собьешь цену так, как на заведомо ворованное… (А. Бушков «Колдунья»)

 

4. «Король махнул рукой, и паж поднес золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко.

- Возьми это семечко, Алеша, - сказал король, - пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе не задали». (А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители».)

 

5. Несколько славянских племён своим предком считали Волка и почитали его как божество. Согласно традиции, во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племён надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Это означало общение со звериными предками, у которых обычно просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру. (Сергей Алексеев «Мифология Славян»)

 

6. В Путивле плачет Ярославна,

Зарей, на городской стене:

" Днепр мой славный! ты волнами

Скалы половцев пробил;

Святослав с богатырями

По тебе свой бег стремил, -

Не волнуй же, Днепр широкий,

Быстрый ток студеных вод,

Ими князь мой черноокий

В Русь святую поплывет". (Иван Козлов «Плач Ярославны»)

 

       
       

 

4. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

В ………. социальная структуратрактуется в узком и широком смыслах. В ………. смысле здесь понимается всевозможное деление общества на сферы жизни людей (экономическую, социально-политическую, духовную), на производство, обмен, распределение и потребление.

Однако получил распространение и развитие другой – более ………. – подход, когда анализируется ……….- все значимые различия между людьми в процессе их жизнедеятельности.

В социологию постепенно вошли новые понятия:

………. определяется по демографическим, профессиональным, поселенческим, образовательным признакам и фактически является более дробным составным элементом классовой структуры (группа рабочих высшей квалификации, учителя, молодежь).

Что касается ………., то сюда включаются также признаки, имеющие социально-экономическую, социально-политическую, культурную и социально-психологическую природу и характеризующие общие черты внутри одной и нескольких групп.

Для характеристики социальной структуры на современном этапе широкое распространение получила теория ………., предложенная ………. в середине прошлого века. В свете этой теории, ………. как элемент социальной структуры, включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.

1. социология 2.социальная группа 3. сословие 4.социальная стратификация 5.П. Сорокин 6.широкий
7.социальный слой 8.социальная психология 9.узкий 10.социальная дифференциация 11.страта 12.К. Маркс

5. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

 

Перевод латинского и греческого термина Общественные явления Термины и их значения
«Пласт» Социальная дифференциация _______________________ - __________________ ____________________________________________  
«Нахожусь в достатке»   Внешнеэкономические связи _______________________ - __________________ ____________________________________________  
«Корень» Идеология _______________________ - __________________ ____________________________________________  
«Верный» Власть _______________________ - __________________ ____________________________________________  

 

 

Установите лишний элемент в каждом изобразительном ряду. Свой выбор объясните.

А.

 
 
 
 
Б.

               
 
 
 
 
 
 
 
 

А.___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Прочитайте текст 7.1. Определите критерии классификации социальных статусов, встречающихся в предложенном фрагменте, и приведите примеры из текста соответствующие каждому критерию.7.2. Определите, о каких типах политической культуры идет речь, применительно к поведению персонажей стихотворения.
Моя жена - наседка, Мой сын - увы, эсер, Моя сестра - кадетка, Мой дворник - старовер. Кухарка - монархистка, Аристократ - свояк, Мамаша - анархистка, А я - я просто так... Дочурка - гимназистка(Всего ей десять лет)И та социалистка -Таков уж нынче свет!
От самого рассветаСойдутся и визжат -Но мне комедья эта, Поверьте, сущий ад. Сестра кричит: " Поправим! " Сынок кричит: " Снесем! " Свояк вопит: " Натравим! " А дворник - " Донесем! " Молю тебя, создатель(совсем я не шучу), Я р у с с к и й о б ы в а т е л ь -Я п р о с т о ж и т ь х о ч у!

(Саша Черный «Жалобы обывателя»)


7.1.
  Критерии классификации социальных статусов Примеры
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.2.
Персонажи стихотворения Тип политической культуры
Сестра  
Сын  
Свояк  
Глава семьи  
Дворник  





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.