Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы профессионального отбора






Помимо собственно психофизиологического КИНОТ активно разрабатывал и психотехнический аспект менеджмента, к которому, как уже отмечалось, ЦЙТ относился как к «второстепенному». Психотехника — отрасль научного знания, признанная определять пригодность людей к той или иной профессии. Уже Ф. Тейлор отдавал себе отчет в громадном значении профессионального подбо­ра. Однако, не обладая необходимыми познаниями в области психологии и физиологии, он не доплел до психотехнических способов подбора, его система не давала возможности выяснить, может ли совершенно необученный человек стать, например, токарем, слесарем или шофером, поскольку она, эта система, имела дело с уже готовым рабочим, на профессиональное обучение которого были затраче­ны деньги и время.

Вопрос о профессиональном подборе впервые был поставлен на научную основу известным американским психологом Г. Мюнстербсргом, наметившим пути разра­ботки экспериментальных методой изучения личности в целях профессионально­го отбора «правильных людей на правильные рабочие места»61. Его новаторский подход к отбору водителей трамвая, а затем к обучению солдат во время первой

мировой войны стал началом применения научных методов профессиональной ориентации и подготовки профессиональных кадров в США62. После первой мировой войны психотехника получила массовое развитие в Германии (К. Пиор-ковский, О, Лнпман, В. Штерн, Г. Меде и др.), в ряде стран Европы, а также в России.

КИНОТ был одним из ведущих российских институтов, занимавшихся психотех­ническими исследованиями. Казанцы отчетливо понимали, что в современном обществе господствует сильное и непрерывно углубляющееся разделение труда: имеются сотни профессий, а внутри них тысячи специальностей. И каждая про­фессия, даже каждая специальность предъявляют свои требования к людям: одни профессии требуют большой физической силы, другие — ловкости, третьи -глазомера, четвертые — способности долго держать внимание в напряженном состоянии, пятые — памяти на числа, шестые — большой скорости реакции. При этом многие специальности требуют комбинации двух, трех и более качеств. Попятно, что не каждый человек пригоден для любой профессии: необходимо иметь соответствующие физические и психические свойства, соответствующие (рудовые потенции, природную предрасположенность к топ или иной роли в тру­довом процессе, которая делает для человека легкой и доступной одну работу, тяжелой и неприятной — другую.

К сожалению, важность психотехнических задач осознавалась далеко не всегда. ЦИТ, как мы помним, недооценивал последние, поскольку исходил из положения о бесконечной упражняемости, тренируемости человека 63. Нет сомнения, возражали казанцы, в том, что упражнения, тренировки, иными словами, — обучение играет большую роль в формировании работника, но оно не снимает проблему пригодно­сти человека к определенной работе. Более того, некоторые качества, прежде всего интеллектуальные, а также такие, как тонкость осязания, глазомер, техниче­ская сообразительность, могут быть развиты путем упражнение лишь до определенных пределов. Целый ряд способностей, найденных недостаточными в психо­технических испытаниях, могут так и остаться недостаточными в процессе работы, ибо «самая возможность развития способностей значительно ограничена возрас­том»64. Следствием этого является недостаточная продуктивность работы. И лишь тогда, когда наибольшее число лиц будет занято в профессиях, соответствующих их особенностям, их психическим и физическим свойствам, производительность труда всей нации будет приближаться к максимуму (разумеется, при благоприят­ном развитии всех других факторов роста производительности),






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.