Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стих девяносто пятый






«Мене ждаша грешницы погубити мя, свидения Твоя разумех».

Грешники — ненавидевшие меня, враги мои, — составили засаду, чтоб я попался в их руки, дабы погубить меня. Но так как я ничего не знал и знать не хотел, кроме свидений Твоих, то бла­гость Твоя благоволила принять меня под Свой покров, и я избавлен был от рук их; грешники ждали благоприятного случая, и не дождались. Если искусный лоцман умеет провести судно среди подводных камней, то не тем ли более знает, как провести Своих, Господь среди всех окружающих и сретающих их опасностей? Тут как будто пропущено: Ты взял меня под Свой покров; но мысль эта прямо вытекает из пре­дыдущего: «Твой есмъ аз, спаси мя»; здесь же доразумевается только услышание сей молитвы. Свя­той Афанасий пишет: «Надлежало бы сказать: внял я разумом (сведениям Твоим) и помышле­нием о Тебе (молитвенным), привлекшим по­мощь Твою, привел в недействительность зло­умышления их». Или, пожалуй, такая здесь мысль: грешники строят ковы (злоумышления, козни) мне, надеясь погубить меня; но я, оставаясь всегда верным заповедям Твоим и по ним одним направляя ша­ги мои, миную их ковы и бываю спасен. Я и не знаю, что там или здесь у них творится; но пое­лику я стараюсь всегда поступать только так, как внушают свидения Твои, то и прохожу безопас­ною дорогою и делаю тщетными покушения их.

Слова эти можно приложить к мученикам. Чего-чего не употребляли мучители, чтоб откло­нить их от веры и таким образом погубить душу их! Но и ласки, и козни их оставались тщетными пред твердыми духом верующими, потому что они ничего не хотели знать, кроме явной воли Господа, завещавшей им исповедать Его пред человеками. То одно, то другое мучение употреб­ляли мучители, ожидая, что вот-вот отвергнутся мучимые Господа Христа; но ожидания их не оправдывались. Святой Амвросий говорит: «Свя­той, вышедши из судилища, где изречен ему смертный приговор, мог сказать: «мене ждаша греш­ницы погубити мя», — употребляли то есть все роды казней и мучений; но от исповедания моего от­влечь меня не могли. Вера победила приманки жизни и терзания тела. Ожидали грешники восторжествовать надо мною; но благодарение Хри­сту Господу, даровавшему мне восторжествовать над мучителями моими! Оставайтесь побежден­ными, чаявшие одержать победу! «Где ти, смерте, жало?» (1Кор.15, 55). Не твоя, но наша уже начинает быть по­беда, потому что мы теперь побеждаем в тебе, в которой прежде были побеждаемы. Итак, при­лично мученику сказать: «мене ждаша грешницы погубити мя». Чрез минуту (по усекновении) ви­дит он хоры ангелов и говорит в радости: меня ждали те, которые радуются о спасении всякой души, чтобы взять меня от земли, — видит там славу святых и говорит: меня ждали праведные восприять меня в сожительство свое, — видит Господа Иисуса и говорит: меня ждал Христос Господь, чтоб увенчать меня».

Прилично говорить так и всем подвизающим­ся в богоугождении. Против них вооружается мир и с прелестями своими, и с своею ненавис­тью; им строят скрытые ковы исконные враги нашего спасения; и тот и те ожидают успеха, но когда человек, с которым вступают они в борьбу, всем своим умом занят лишь свидениями Божиими, то все покушения их погубить его остаются безуспешными. Как паутину разрывает он все сети врагов, и все стрелы их отскакивают от него, как от несокрушимого утеса. Другим полна душа его, в ином мире витает ум его, к иным предме­там питает сочувствие сердце его; потому и искушения не увлекают его, а порождают непри­язнь против себя, всеваемую духом молитвен­ным. Святой Амвросий влагает в уста подвизаю­щегося следующие слова: «Грешники расставля­ли мне сети, чтоб увлечь меня на грех и заразою его погубить меня; но приманки греха не отвра­тили меня от созерцания предметов Божествен­ного ведения и не отклонили внимания моего от углубления в заповеди Твои, Господи. В свидениях Твоих был я всем умом моим и только их разумел. Если бы я не был так предан им, то, может быть, грех и увлек бы меня, и я погиб бы: но «се» благодатию Твоею «семь, еже еем» (1Кор.15, 10).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.