Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стих сорок второй






 

«И отвещаю поношающим ми слово, яко уповах на словеса Твоя».

В этих словах две мысли: первая, когда ста­нут поносить меня — зачем я так строго держусь закона Твоего, несмотря на лишения, я отвечу им: потому, что «уповах», возложил упование мое «на словеса Твои». В таком случае здесь будет гово­риться то же, что в предыдущем стихе, то есть будет указываться основа упования в словесах или обетованиях Божиих, с приложением только особого случая обнаружения такого упования, именно — поношения поносящих добродетель и благочестие. Зигабен пишет: «Тем, которые будут поносить меня, зачем страдаю за добродетель и соблюдение заповедей, я отвечу такое слово, что уповаю на словеса Бога моего. Бог обетовал, что даст многие блага тем, кто будет хранить запове­ди его. Хоть я и злостражду и бедствую, но за­поведей хранить не перестаю, потому что питаю такие благие надежды». Блаженный Феодорит коротко выражает сущность дела: «Твое, Господи, обетование поддерживает меня; с этою надеждою и совершаю я путь».

Чем воодушевлялись святые мученики, всту­пая в подвиг мученичества, как не уверенностию в непреложности словес Божиих? Милость Бо­жия покрывала их и являла скорую помощь в облегчении страданий; но это было не со всеми, да и в тех, с которыми было, обнаруживалось не тотчас, как только начинались мучения. Чем под­держивали они себя в этом подвиге? — Словом Господа, которое нередко они и повторяли гласно, когда было терзаемо тело их и слух был оскор­бляем поносительными для их исповедания сло­вами.

Святые подвижники, и древние, и нынешние, в чем находили и находят опору твердости в воспринятом ими образе жизни, сущность кото­рого состоит во всесторонних произвольных ли­шениях с прибавлением, особенно ныне, поноси­тельных против них речей? — Не в чем ином, как в обетованиях Божиих. Хорошо выражается это изречением одного старца: «Господин мой сказал мне: работай мне; о прочем же ни о чем не заботься: то уж моя будет забота».

Истинно добродетельные и истинно благочес­тивые люди никогда не имеют недостатка в слу­чаях возгревать свое упование или свидетельст­вовать его пред лицом поносящих. Как сказано в слове Божием, что «хотящий благочестно жити гоними будут» (2Тим.3, 12), так оно всегда и бывает. Сказано, чтобы приступающий работать Господу уготов­лял душу свою на искушения: они всегда и встречают их, — и это не только от нечестивых и грешных, но нередко и от не чуждающихся порядков богоугодной жизни, по разным недоразумениям, источника которых не доберешься. Откуда что возьмется; а терпеть — все терпи. Чем же подкрепиться? — Словом Господа: «блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зал глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф.5, 11-12). «Мужайтеся, и да крепится сердце ваше!» (Пс.30, 25). «Близ Господь со­крушенных сердцем» (Пс.33, 19). В деснице его — покров вам; в шуйце — стрелы врагам вашим. «Очи Его — при­зирают на вас, и уши Его в молитву вашу» (Пс.33, 16). «Живый же в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится» (Пс.90, 1).

Вторая мысль в настоящем тексте такая: ког­да Ты, Господи, окажешь мне милость и спасешь меня во очию всех, тогда я буду иметь, что от­вечать поносящим меня, в оправдание упования моего на Тебя. Очевидная помощь заградит уста поносящих уповающего на обетования Божий. В таком случае тут будет делаться намек на новую основу упования — получение или ощу­щение действительной помощи от Бога, бываю­щей тоже по слову Его. Слово из уст Бога глу­боко коренит упование; но оно все еще есть нечто чаемое, созерцаемое, теоретическое. Когда же избавление получается на деле, тогда сила Божия ощущается всем существом и упование входит в жизнь. Сознание, что такой человек есть человек Божий, сливается с сознанием его бытия и становится неотлучным качеством про­явлений духовной его жизни. Это дает ему сме­лость смотреть в глаза поносителям и исходящее от них поношение возвращать на них самих. Уповаю, потому что бываю избавляем, — слепы вы, что ли? «На Мя упова», сказал Господь, «и избав­лю и, покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его, с ним есмъ в скорби, изму ею, и прославлю ею, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое» (Пс.90, 14-16).

Один мученик, весь истерзанный и едва сто­явший на ногах, когда судья крайне нечестиво поносил его веру в Распятого, помолился внутренно ко Господу, и, в виду всех, раны его ис­чезли, кровь омылась, силы восстановились, и он стал, как бы не страдавший. «Вот что значит Рас­пятый Господь, упование на Которого ты так уничижаешь!» — сказал святой мученик.

Святой Афанасий так перефразирует мысль этого стиха: если приобрету милость Твою, а ми­лость эта будет для меня в спасении Твоем, то возымею дерзновение против тех, которые поно­сят меня и восстают на меня. Скажу, что не за­служивает поношения тот, кто содержит такие догматы, над которыми издеваются чуждые веры невежды; докажу, что догматы эти исполнены разума и премудрости. То же говорит и бла­женный Феодорит: «Даруй, Владыко, спасение, которое обетовал Ты в священных словесах Тво­их, чтобы с дерзновением начать мне речь с смеющимися надо мною; потому что, кто бедству­ет, тот молча выслушивает делаемые ему укориз­ны, а кто бывает обрадоваем избавлением, тот сам обличает злобно укоряющих его». Таким же об­разом изъясняет это и святой Иларий с блажен­ным Августином. Первый пишет: «Стих этот соответствует течению мыслей. Если, говорит, при­дет на меня милость Твоя и спасение Твое, по слову Твоему, то я буду иметь что ответить тем, кто укоряет меня в неразумии и в обманчивой надежде за упование на словеса Твои. Что тогда может сказать неверующий против такого опыта, подтверждающего неложность обетовании Божиих?» Второй говорит: «Поносящим слово о Хри­сте отвечаю словом же о Христе, так как Им по­прекают нас те, для кого Христос Распятый есть «соблазн и безумие» (1Кор.1, 23). Они не знают, что «Слово плоть быстъ и вселися в ны» (Ин.1.14), — Слово, которое «было в начале, было у Бога, было Бог» (Ин.1, 1). Если б знали, «не быша Господа славы распяли» (1Кор.2, 8). Но на кого приидет милость и покрывающее его спасение, тот ответит поносящим слово истины. Мало иметь в сердце Христа и не хотеть исповедать Его, боясь поно­шения, но надо отвечать поносящим слово. Му­ченики отвечали слово, по обетованию: «не вы будете глаголющий, но Дух Отца вашего, глаголяй в вас» (Мф.10, 20).

Опыты милости Божией за упование возвы­шают упование, сообщая ему небоязненное дерз­новение исповедания самого упования. Таких опытов не лишен никто. Всякий, внимательно следящий за жизнию, не может не увидеть перста Божия, изводившего его из действительной край­ности или предотвращавшего находившую и го­товую постигнуть его беду; и потому жаловаться на недостаток возбуждающих упование случаев никто не может. Могут быть только невни­мательные к путям Промысла Божия или зазна­ющиеся, которые хоть и видят иногда нечто особенное, но приписывают то или случайному стечению обстоятельств, которого не знает ис­тинно верующий, или — что не менее худо — своему благоразумию и умению пользовать­ся встречающимися обстоятельствами к под­держанию и возвышению своего благосостоя­ния.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.