Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие финансов и их функции. Финансовая система и ее структура. Государственные и частные финансы.






Финансовая система – совокупность нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения страны.

Финансы – система экономических отношений в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств.

Функции:

ü Распределительная – перераспределительная;

ü Контрольно-стимулирующая;

ü Опосредование кругооборота фондов;

ü Воспроизводственная;

ü Оперативная;

ü Экономического стимулирования.

Структура финансовой системы:

ü Централизованные и государственные финансы;

ü Децентрализованные финансы (предприятий, населения, домашними хозяйств).

Основная задача государственных финансов – обеспечение государства денежными средствами, необходимыми для выполнения экономических и политических функций.

В состав государственных финансов входят:

ü Государственный бюджет;

ü Внебюджетные фонды;

ü Государственный кредит;

ü Государственные фонды страхования.

Внебюджетные фонды – денежные средства региональных и местных органов власти, используемые для финансирования расходов, невключенных в бюджет, формируются за счет отчислений юридических и физических лиц и других источников.

Направления расходования средств определяется правительством или специально уполномоченным правлением фонда.

Фонды делятся (целевое назначение):

ü Социальные

ü Экономические

С уровнем управления:

ü Государственные

ü Региональные

ü Местные

Особое значение имеют государственные, внебюджетные фонды, которые используются для финансирования социальных потреблений всего населения (пенсионный фонд, фонд содействия занятости).Финансы предприятий формируют преобладающую часть финансовых ресурсов страны.Важной функцией финансов домашних хозяйств является инвестиционная.Различают внутренние и внешние государственные займы. Внутренние связаны с аккумуляцией свободных денежных средств населения путем выпуска и продажи на фондовом рынке государственных ценных бумаг. Внешние имеют место, когда государство получает кредиты от иностранных правительств, от международных финансово-кредитных организаций.

Целью страхования является снижение финансовых потерь, связанных с экономическим риском. Страхование осуществляется за счет денежных фондов, формируемых из взносов физических и юридических лиц.

Все подсистемы, звенья финансовой системы образуют единое целое, обусловленное:

ü Общим источником их финансовых ресурсов (ВВП);

ü Общностью их конечной цели (повышение жизненного уровня населения страны);

ü Необходимостью их согласования, балансирования.

Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с государственным бюджетом.

 

53.Налогообложение: сущность и принципы. Виды и функции налогов.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в целях удовлетворения общественных потребностей.

Налоги – один из важных инструментов воздействия государства на развитие экономики.

Налоги выполняют функции:

ü Фискальную: образуются государственные денежные фонды, усиливается вмешательство в экономику;

ü Экономическая (регулирующая): обеспечивает макроэкономическую стабильность;

ü Стимулирующая: создает условия для роста экономической активности;

ü Социальная: уменьшает разрывы в доходах различных социальных групп.

Принципы налоговой системы:

ü Всеобщность (охват налогами всех юридических и физических лиц, располагающих налогами, имуществом);

ü Обязательность (все обязаны уплачивать налоги в строго определенные сроки);

ü Равнонапряженность (взимание налогов по единым меркам);

ü Однократность;

ü Стабильность (ставки налогов не должны часто меняться);

ü Простота и доступность для восприятия;

ü Гибкость;

ü Справедливость.

По принципам построения различают:

ü Пропорциональные (ставка налога остается постоянной при изменении дохода налогоплательщика);

ü Регрессивные (ставки уменьшаются по мере увеличения доходов).

Способы взимания налогов:

ü Кадастровый (реестр с перечнем объектов, прямые реальные налоги);

ü Декларативный (после получения дохода);

ü Изымается у источника выплаты дохода;

ü Путем изъятия в процессе потребления (дорожные сборы).

Налоговая ставка – доля дохода, которая изымается в бюджет.

В зависимости от органа, который изымает налоги и распоряжается ими, различают государственные и местные налоги. Государственные изымаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся: подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т.д.

Местные налоги взимаются местными органами власти и поступают в местный бюджет, взимаются местные акцизы и поимущественный налог.

Налоги по использование подразделяются на общие (единая касса государства) и специальные (целевые: налоги на продажу бензина).

Налоговая система включает:

ü Субъект налога (налогоплательщик);

ü Носитель налога (лицо, из дохода которого выплачивается налог);

ü Объект налога (доход или имущество, на которое начисляется налог);

ü Источник налога (средства, из которых выплачивается налог на прибыль, з/п и т.д.);

ü Налоговая ставка – величина налога с единицы обложения;

ü Налоговые льготы – уменьшение налоговых ставок, освобождение от налогов;

ü Налоговые платежи, виды и группы налогов;

ü Налоговая база – сумма, с которой взимается налог;

ü Налоговое бремя – величина налоговой суммы.

Структура налогообложения в рыночной экономике состоит из следующих платежей:

ü Подоходный налог с населения;

ü Налог с прибыли корпораций;

ü Имущественный налог (налог на постройки);

ü Налог на сделки с капиталом (взимается с доходов от фондовых операций);

ü Налог с наследства.

Все эти виды платежей являются ПРЯМЫМИ налогами.

КОСВЕННЫЕ налоги взимаются с товаров и услуг. Их косвенный характер проявляется в том, что они уплачиваются не всеми гражданами, а лишь теми, кто покупает облагаемые налогом товары и услуги (налог на табак).

Подобного рода косвенные налоги получили название акцизов. Разновидностью акцизов является налог на добавочную стоимость (НДС). К косвенным налогам также относятся таможенные пошлины (экспортные и импортные).

В Беларуси новая ориентированная на рынок система налогообложения была введена в действие согласно закону «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет РБ» в 1992 году.

В настоящее время установлены виды налогов:

ü НДС;

ü Акцизы;

ü Налог на пр-ль и доходы;

ü Налог на недвижимость;

ü Подоходный налог с граждан;

ü Экономический налог;

ü Земельный налог и т.д.

В налоговых поступлениях в бюджет преобладают косвенные налоги, это свидетельствует о том, что налоговая система РБ выполняет в большей мере фискальную, нежели стимулирующую функцию.

Многообразие налогов может приводить к изъятию значительной доли национального дохода в государственный бюджет.

Представитель теории предложения Лаффер доказывал, что высокие налоги не только уменьшают предложение труда, но и побуждают индивидов выбирать или виды деятельности, не подлежащие обложению налогами (теневая экономика), или те, где налоговые ставки низкие; налоговые ставки уменьшают размеры сбережений.

Зависимость между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений выражается с помощью кривой Лаффера. Согласно кривой, при нулевой ставке налоговые поступления равны нулю.

По мере возрастания ставки налогов они увеличиваются. Возрастание налоговой ставки сопровождается уменьшением налоговых поступлений. При ставке налога, равной 100%, производство становится бессмысленным.

Лаффер считал, что ставка подоходного налога не должна быть выше 50%.

Некоторые экономисты утверждают, что наивысшая ставка подоходного налога находится между 50% и 75%.

Налоги на ряду с государственными закупками и трансфертами являются инструментами фискальной политики.

Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительством по измерению государственных расходов и налогообложения. Задачи: сглаживание экономического роста, сглаживание колебаний экономического цикла, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.