Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О правовых основах лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти






ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


Статья 1. Цели и предмет регулирования настоящего Федерального закона

1.1. Целями настоящего федерального закона являются:
а) содействие реализации конституционного права граждан Российской Федерации на участие индивидуально или через различные организации в управлении делами государства посредством воздействия на процесс принятия решений федеральными органами государственной власти;
б) легализация и правовое регулирование взаимодействия юридических лиц и их представителей, осуществляющих коммерческую и некоммерческую деятельность с федеральными органами государственной власти, представительства и продвижения в структурах власти отраслевых, региональных, корпоративных, общественных, частных и иных индивидуальных и групповых интересов;
в) предупреждение коррупции в федеральных и иных органах государственной власти.
1.2. Предметом регулирования настоящего закона являются отношения, складывающиеся в процессе осуществления лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти.

Статья 2. Законодательство о регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти

2.1. Законодательство Российской Федерации о регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти состоит из настоящего закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия

3.1. Под лоббистской деятельностью в настоящем законе понимается взаимодействие юридических и физических лиц с федеральными органами государственной власти и их представителями с целью оказания влияния на разработку и принятие указанными органами законодательных актов, административных, политических и иных решений в своих интересах или в интересах конкретных клиентов.
3.2. Под лоббистом – в смысле настоящего закона - понимается гражданин Российской Федерации, осуществляющий как безвозмездно, так и за денежное или иное вознаграждение (гонорар) лоббистскую деятельность в интересах третьих лиц (клиентов), зарегистрировавшийся в качестве такового и получивший лицензию на право занятия лоббистской деятельностью в установленном законом порядке.
3.3. Лоббистом может быть только физическое лицо:
а) самостоятельно действующий гражданин, не являющийся штатным сотрудником организации-клиента, от имени которой осуществляется лоббистская деятельность, и имеющий доверенность на представление ее интересов; услуги, оказываемые клиентам за денежное и иное вознаграждение самостоятельно действующим лоббистом, являются индивидуальной предпринимательской деятельностью;
б) штатный работник организации, служебные обязанности которого полностью или частично заключаются в осуществлении лоббистской деятельности от имени и в интересах организации – работодателя.
3.4. Под клиентами в настоящем Законе понимаются российские и иностранные коммерческие и некоммерческие организации, защищающие свои интересы.
Клиентами лоббистов могут быть только негосударственные организации.
Клиентами лоббистов, взаимодействующих с федеральными органами государственной власти, могут быть только юридические лица.

Статья 4. Порядок взаимодействия лоббистов с клиентами и органами власти

4.1. Юридические лица осуществляют лоббистскую деятельность только через лоббистов, зарегистрированных в установленном настоящим Законом порядке.
4.2. Взаимодействие лоббистов с государственными органами и их представителями осуществляется на основе:
а) договора с организацией-клиентом об оказании лоббистских услуг, заверенного сторонами;
б) выданной лоббисту от имени организации - клиента или организации - работодателя доверенности;
в) лицензии на право занятия лоббистской деятельностью, выданной регистрирующим органом, и аккредитационного удостоверения.
4.3. Лоббистская деятельность на безвозмездной, волонтерской основе может осуществляться только в интересах некоммерческих организаций, а также их объединений на основании их уставов.
4.4. Для представления и продвижения в органах власти отраслевых, региональных, корпоративных, общественных, частных и иных индивидуальных и групповых интересов могут создаваться специализированные лоббистские фирмы.
Под специализированной лоббистской фирмой (далее - лоббистская фирма) понимается юридическое лицо, основной уставной задачей которого является оказание лоббистских услуг.
Лоббистские фирмы осуществляют лоббистскую деятельность в соответствии с настоящим законом. С этой целью они обязаны зарегистрировать своих представителей - лоббистов в установленном настоящим законом порядке.
4.5. Иностранные коммерческие и некоммерческие организации имеют право представлять и продвигать свои интересы в федеральных органах государственной власти России через лоббистов, являющихся гражданами Российской Федерации, зарегистрировавшихся в качестве лоббистов и получивших соответствующую лицензию в установленном законом порядке.
4.6. Отношения между лоббистом и организацией – работодателем и между лоббистом и организацией - клиентом, регулируются трудовыми или гражданским законодательством Российской Федерации.
4.7. Оказание лоббистских услуг подлежит налогообложению соответствии с налоговым законодательством.


Статья 5. Сфера действия настоящего федерального закона.

5.1. Настоящий федеральный закон распространяется на лоббистскую деятельность в отношении федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Не допускается осуществление лоббистской деятельности в отношении федеральных органов судебной власти.

Статья 6. Ограничения на занятие лоббистской деятельностью


6.1. Лоббистами в смысле настоящего закона не могут быть:
а) лица, занимающие должности в федеральных органах власти;
б) назначаемые или приглашаемые федеральными органами государственной власти Российской Федерации эксперты, консультанты и советники - по вопросам их экспертной деятельности; при этом информация, предоставляемая ими федеральным органам государственной власти по запросам последних не рассматривается в качестве лоббистской.
6.2. Лицам, занимающим должности в федеральных органах государственной власти Российской Федерации запрещается занятие лоббистской деятельностью - в смысле настоящего закона - в течение одного года после прекращения их полномочий, выхода в отставку или увольнения с указанных постов или должностей.
6.3. Лоббистами в смысле настоящего закона не могут быть также:
а) граждане иностранных государств;
б) лица без гражданства или с двойным гражданством;
в) лица, имеющие судимость за уголовные преступления и/или находящиеся под следствием на момент регистрации;
г) несовершеннолетние;
д) лица, не имеющие высшего образования;
е) лица недееспособные, состоящие на учете в психоневрологических учреждениях.


 

Статья 7. Методы лоббистской деятельности

Методами лоббистской деятельности признаются:
7.1 Представление в федеральные органы государственной власти информации, документов и проектов решений по вопросам, находящимся в их компетенции.
7.2. Участие лоббистов в работе комитетов, комиссий, фракций, депутатских групп и иных структур Федерального Собрания, а также органов исполнительной власти по профилю лоббируемых вопросов.
7.3. Устные, письменные, телефонные, электронные и иные контакты лоббистов с депутатами и должностными лицами федеральных органов государственной власти в целях продвижения своих интересов или интересов своих клиентов.
7.4. Экспертиза проектов законов и иных нормативных актов и решений федеральных органов государственной власти с предоставлением последним результатов экспертизы, в случае, если она осуществляется не по запросам этих органов.
7.5. Организация публикаций и выступлений в средствах массовой информации в поддержку конкретных законопроектов или решений государственных органов.
7.6. Иные, не запрещенные законом, способы взаимодействия лоббистов с федеральными законодательными и исполнительными органами государственной власти и их представителями.

Статья 8. Права лоббистов

8.1. Лоббисты имеют право - в установленном соответствующим федеральным органом власти порядке - на получение любой открытой информации, а также законопроектов, поправок к ним и иных документов и материалов по лоббируемому вопросу.
Эту информацию лоббист получает на основании своего Аккредитационного удостоверения.
8.2. Лоббистам гарантируется допуск в Федеральное Собрание Российской Федерации и его структурные подразделения, а также в федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации и соответствующие департаменты, возможность встреч с депутатами и должностными лицами органов исполнительной власти - в порядке, установленном этими органами.
8.3. Порядок предоставления данных прав лоббистам и их профессиональным объединениям устанавливается ст. 9 настоящего закона, а также специальными нормативными актами, принимаемыми в установленном порядке Советом Федерации, Государственной Думой, Администрацией Президента и Правительством РФ.
8.4. Лоббисты имеют право на создание профессиональных ассоциаций. Основным условием членства в этих ассоциациях является наличие действующей лицензии на право занятия лоббистской деятельностью.
8.5. Лоббисты имеют право на обжалование действий должностных лиц, ущемляющих их права, в судебном порядке.

Статья 9. Порядок регистрации лоббистов
9.1. Регистрация лоббистов, выдача им лицензий на право занятий лоббистской деятельностью (далее - лицензия) и анализ их деятельности осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации. В его обязанности входит:
а) разработка регистрационных и отчетных документов, необходимых для эффективной реализации положений настоящего закона; разработка и утверждение единых требований и стандартов осуществления взаимодействия негосударственных организаций с федеральными органами государственной власти;
б) регистрация лоббистов и выдача - им лицензий, равно как и лишение лоббистов лицензии в случае нарушения данного Закона;
в) проверка полученных регистрационных и отчетных документов на предмет полноты и точности содержащихся в них сведений и своевременности их предоставления; в случае необходимости -затребование предоставления уточненных или недостающих сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
г) хранение оригиналов регистрационных и отчетных документов в течение пяти лет, считая со дня получения каждого регистрационного или отчетного документа;
д) обеспечение регулярной публикации регистрационных и отчетных документов в официальных органах печати;
е) в пределах каждого отчетного полугодия систематизация и анализ информации, содержащейся в регистрационных и отчетных документах, относящихся к данному периоду, с целью составления обобщенного представления об основных параметрах лоббистской деятельности в этом полугодии;
ж) ведение специального Реестра выданных, приостановленных и ануллированных лицензий;
з) обеспечение свободного доступа общественности к копиям всех регистрационных и отчетных документов, аналитическим разработкам, указанным в п." е" настоящей статьи;
и) ежегодное представление Президенту, Федеральному Собранию и Правительству отчета о своей деятельности по реализации настоящего Закона и предложений по его совершенствованию, если таковые имеются.
9.2. Регистрация лоббиста состоит в заполнении им регистрационного документа, форма которого разрабатывается в Министерстве юстиции Российской Федерации, и производится не позднее, чем через месяц со дня заполнения регистрационного документа.
9.3. Регистрационный документ должен содержать следующие сведения:
- фамилию, имя, отчество, год и место рождения, профессию, образование, домашний и служебный адрес, телефон лоббиста;
- название, юридический адрес, телефон и род деятельности клиентов;
- цели лоббистской деятельности.
9.4. В случае появления новой информации относительно существа своей деятельности, предусмотренной п.З настоящей статьи, лоббист обязан сообщить об этом в Министерство юстиции Российской Федерации.
9.5. При регистрации лоббистов уплачивается регистрационный сбор, равный десятикратной сумме ежемесячной минимальной заработной платы на день регистрации.
Доход от регистрационных сборов направляется в федеральный бюджет.
9.6. Выдача лицензии на право занятия лоббистской деятельностью производится автоматически в течение месяца со дня регистрации. Регистрация лоббистов и выдача им лицензий осуществляется одним органом.
Лицензия является именной, при передаче другому лицу недействительна.
9.7. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации в течение одного года, по завершении которого, в случае продолжения своей деятельности, лоббист обязан ее продлить.
9.8. В регистрации и выдаче лицензии может быть отказано в случаях, предусмотренных Статьей 5 настоящего закона.
9.9. В продлении лицензии может быть отказано в случае нарушения лоббистом действующего законодательства, а также в случае изменения условий лицензирования.
9.10. Отказ в регистрации, выдаче или продлении лицензии производится в письменной форме и может быть обжалован в судебном порядке.
9.11. Если лоббист прекращает свою деятельность, он в течение 30 дней обязан уведомить об этом Министерство юстиции Российской Федерации и представить отчет о своей деятельности.

Статья 10. Порядок аккредитации и работы лоббистов в федеральных органах государственной власти

10.1. Аккредитация и работа лоббистов в соответствующих федеральных органах государственной власти производятся в порядке, предусмотренном этими органами.
Порядок аккредитации и работы лоббистов в соответствующем органе власти закрепляется в специальном " Положении о порядке аккредитации и работы лоббистов в Совете Федерации (Государственной думе, Правительстве РФ, Администрации Президента РФ)" (далее -Положение об аккредитации), утверждаемом в установленном данным органом порядке в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего закона.
10.2. В Положении об аккредитации должны быть установлены:
а) порядок доступа лоббистов в здания и помещения соответствующего органа власти;
б) порядок работы лоббистов в структурных подразделениях органа власти;
в) порядок взаимодействия с депутатами, должностными лицами и иными лицами, являющимися объектами лоббирования;
г) порядок получения информации, пользования документами и материалами служебного характера;
д) порядок отчетности лоббиста перед аккредитующим органом.
10.3. Аккредитация производится:
а) в Совете Федерации РФ - Комиссией по регламенту и парламентским процедурам;
б) в Государственной думе РФ - Комитетом по организации работы Государственной думы;
в) в Правительстве РФ - Департаментом по взаимодействию с Федеральным собранием и общественными организациями аппарата Правительств;
г) в Администрации Президента РФ - Управлением Президента по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями и депутатами Федерального собрания РФ.
10.4. В полномочия и обязанности аккредитующих органов входит:
а) разработка в месячный срок после вступления в силу настоящего закона Положения об аккредитации и внесение его на утверждение в соответствующую инстанцию данного органа власти;
б) аккредитация лоббистов, а также отказ в аккредитации либо лишение аккредитации;
в) ведение специального Реестра выданных, приостановленных и ануллированных аккредитаций,
г) обращения в Министерство юстиции РФ и в судебные инстанции о применении санкций к лоббистам - нарушителям действующего законодательства.
10.5. Аккредитация производится при наличии:
а) заявления об аккредитации с указанием лоббируемых вопросов, а также структурных подразделений и должностных лиц, являющихся объектами лоббирования;
б) лицензии на право занятий лоббистской деятельностью, выданной Министерством юстиции РФ;
в) подписанного лоббистом Обязательства соблюдать требования Положения об аккредитации.
10.6. Аккредитация является бесплатной.
Число органов государственной власти, в которых может быть аккредитован лоббист, не ограниченно.
10.7. Аккредитация должна быть произведена в месячный срок после подачи заявления. При аккредитации лоббисту выдается Аккредитационное удостоверение, дающее право на доступ лоббиста в определенные Положением об аккредитации здания и помещения.
10.8. В аккредитации может быть отказано в случае несоблюдения лоббистом требований, изложенных в п.10.5., а также в ст.6 настоящего закона. Отказ в аккредитации производится в письменной форме и может быть обжалован в судебном порядке.

Статья 11. Отчетность лоббистов

11.1. Лоббист обязан не позже, чем через месяц после окончания каждого календарного полугодия, а также после завершения своей деятельности представить в Министерство юстиции РФ отчет о своей деятельности. В отчете следует указать сведения о клиентах, в пользу которых осуществлялась лоббистская деятельность, финансовых и материальных средствах, предоставленных ими, произведенных расходах и достигнутых результатах.
11.2. Годовые отчеты лоббистов публикуются в установленном Министерством юстиции РФ порядке.

Статья 12. Ответственность лоббиста

12.1. Лицо, осуществляющее незаконную лоббистскую деятельность, решением суда может быть подвергнуто штрафу в размере 50 и более ежемесячных минимальных заработных плат (окладов).
Организация, осуществляющая незаконную лоббистскую деятельность, решением суда может быть подвергнута штрафу в размере 100 и более ежемесячных минимальных заработных плат (окладов) либо ликвидации.
Лицо или организация, осуществляющие незаконную лоббистскую деятельность в пользу иностранной организации, решением суда могут быть подвергнуты штрафу в размере 1000 и более минимальных заработных плат (окладов) и иным санкциям.
12.2. Нарушение настоящего закона, Положения об аккредитации и иных законов и нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность лоббистов, влечет за собой аннулирование на определенный срок лицензии или аккредитации, а также штраф в размере 50 и более месячных минимальных заработных плат.
12.3. Сообщение лоббистами ложных сведений в регистрационных и отчетных документах ведет к приостановке аккредитации лоббиста в том или ином органе государственной власти или аннулированию на определенный срок лицензии и наказывается штрафом в размере от десяти до пятидесяти месячных минимальных заработных плат из расчета минимальной заработной платы на момент последней перед нарушением перерегистрации.
12.4. Организация пропагандистских кампаний, порочащих депутатов и должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации, подкуп, запугивание, преследование, оскорбление депутатов и должностных лиц органов государственной власти, а также их родственников и близких им людей, шантаж, распространение заведомо ложной или искаженной информации, являются противоправными методами лоббистской деятельности и преследуются в соответствии с действующим законодательством.
12.5. Решение об аннулировании лицензий, а также о наложении штрафа принимается в судебном порядке по иску Министерства юстиции Российской Федерации.
12.6. Решение о приостановке аккредитации принимается соответствующим органом власти в установленном Положением об аккредитации порядке и может быть обжаловано в суде.
12.7. Ответственность лоббиста перед клиентом определяется заключаемым между ними договором об оказании лоббистских услуг.
Споры между лоббистом и клиентом разрешаются в суде.

Статья 13. О введении в действие настоящего закона

13.1. Настоящий федеральный закон вступает в силу через три месяца после его официального опубликования.
13.2. Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок обеспечить создание Министерством юстиции Российской Федерации системы регистрации лоббистов и анализа их деятельности.
13.3. Законодательным собраниям и администрациям субъектов Федерации в течение года со дня принятия настоящего закона подготовить и обеспечить принятие соответствующих Положений об аккредитации лоббистов в данных органах власти.

Статья 14. Переходные положения

В целях совершенствования данного федерального закона на основе накопленного опыта, через три года вернуться к рассмотрению закона " О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти".

Президент
Российской Федерации В.В.Путин

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.