Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическое положение в Японии в 10-15 вв., изменения в социальной структуре.






Дальнейшее развитие страны проявилось в распаде надельной системы и росте частнофеодального землевладения — вотчин (сеэн).

Сёэн возник в результате освоения нови во второй половине VIII в., но его значительный численный рост приходится на X век. В X в. возник также сёэн коммендационного типа, широко развивавшийся в XII в.., когда сёэнская система находилась в зените. По мере ослабления центральной власти и усиления произвола провинциальной администрации местные земледельцы для гарантирования безопасности своего владения «преподносили» (коммендировали) свои земли губернатору, оговаривая себе либо должность приказчика, либо управляющего на ранее принадлежавших им землях. Губернатор в свою очередь часто коммендировал эту землю либо представителю придворной аристократии, либо самому императору. При такой двойной коммендации губернатор становился владельцем, а вышестоящее лицо — патроном, покровителем вотчины. Для сёэна этого типа характерна пирамидальная структура землевладения, где низшим звеном являлся первоначальный коммендатор, а высшим — покровитель-аристократ или сам император. Каж­дое звено этой социально-экономической лестницы имело свои права и обязанности. Администрация сёэна должна была следить за исправ­ным внесением рисового налога и выполнением барщины.

Размер основного налога обычно определялся на основе переписи Местное население пыталось утаить возделываемые земли, и эта тенденция усиливалась. Владельцы сёэнов, как и низовая провинциальная администрация, стремились расширить свои земли за счет казенных полей, но даже в период наибольшего развития сёэнов (со второй половины XI и на про тяжении XII в.) казенная земля, хотя и сократилась, но еще продол жала существовать, а в относительно более отсталых районах свыше 50% земли продолжало находиться под юрисдикцией государства. Основной обязанностью патрона было ограждение сёэна от пося­гательств других претендентов на землю. Если он этого не делал, вла­делец вотчины мог перекоммендировать сёэн другому покровителю. Права патрона могли завещаться, наследоваться, продаваться полно­стью или частично, но все подобные юридические операции не затра­гивали производственной деятельности крестьян. Вотчины коммендационного типа, как правило, были территориально рассеяны.

На заброшенных участках надельной земли, покинутых крестья­нами и включенных в сёэн, возникли особые поселения бродяг, беглых крестьян и ремесленников (кожевников, шорников, могильщиков, убор­щиков мусора и т. д.). Они были освобождены от налогов, податей, повинностей, связанных с владением землей, но обязаны были выполнять повинности государству. В период начавшегося распада вотчин, особенно в XIV—XV вв., когда феодалы наделяли своих вассалов землей, отвоеванной у своих противников, возник сёэн жалованного типа.
Социальной опорой регентов и канцлеров являлось дворянское, самурайское сословие.

Существовали три источника формирования самурайского сосло­вия. Основная масса самурайства произошла от крестьянской верхуш­ки, зажиточного крестьянства, в результате углубления процесса со­циальной дифференциации.

Второй путь — наделение землей домашних слуг в крупных семей­ных группах. Принадлежа к семейной группе, но не находясь в род­ственных или свойственных отношениях с ее главой, они первоначаль­но трудились за рисовую похлебку и в случае военной необходимости с оружием в руках защищали земельные владения семьи. В-третьих, верхи самурайского сословия пополнялись за счет гу­бернаторов, которые, обогащаясь на коммендкруемых им вотчинах, превращались в крупных феодальных собственников.

Самураи объединялись в отряды (то) и в более крупные группы (дан). Эти формирования состояли из кровных родственников, свой­ственников, их вассалов и возглавлялись либо главой семейной группы, либо старшим из наиболее влиятельной самурайской семьи в округе. Внутри самурайских групп отсутствовало единство, что проявля­лось в мятежах и умело использовалось правящим лагерем для по­давления военной оппозиции. В этом отношении показателен мятеж 936 г. Фудзивара Сумитомо на о. Кюсю и мятеж 938—946 гг. на вос­токе, поднятый Тайра Масакадо с целью захвата престола. Масакадо провозгласил себя императором и назначил своих губернаторов в восточные провинции. На подавление этого мятежа был направлен другой представитель той же семейной группы — Таира Садамори.

Эти выступления самураев явились предшественниками других логичных мятежей, число которых увеличилось во второй половине что знаменовало собой усиление процесса феодализации в период него средневековья.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.