Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новеллистическое творчество П. Мериме

Темы семинарских (практических) занятий

 

5.1. Роман Бальзака “Отец Горио” (проблема творческого метода)

План

1. Своеобразие композиции произведения (полицентризм; отличие от структуры романов “Шагреневая кожа” и “Евгения Гранде”.

2. Двуплановость в изображении места действия: бытовая конкретика и символический подтекст в описании улицы, пансиона мадам Воке, вещного мира. “Дантевское” движение начала произведения. Пансион как модель общества.

3. Особенности характерологии Бальзака. Образы главных героев, их много

функциональное значение:

а) Социальный и притчевый смысл трагедии отца Горио. Культурно-

мифологические аллюзии.

б) Тема преступления-бунта. Две грани (социальная и символическая) образа

Вотрена.

в) Растиньяк как проблемный герой, его роль в сюжете, социально-

психологическом и философском контексте произведения.

4. Своеобразие финала.

5. Место романа “Отец Горио” в “Человеческой комедии”.

 

Литература:

 

Бахмутский В. “Отец Горио” Бальзака. М., 1970.

Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. М., 1967. (Гл. Эстетика Бальзака.)

Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970.

Резник Р.А. “Философские этюды” Бальзака. Саратов, 1983.

Реизов Б.Г. Бальзак. Сборник статей. Л., 1960.

Чичерин А.В. Произведения Бальзака. М., 1982.

 

Новеллистическое творчество П. Мериме

План

1. Периодизация и эволюция новеллистического творчества П. Мериме.

2. Ранние новеллы и их признаки (событийность, острый драматизм, особенности подачи “экзотического” материала). “Маттео Фальконе”: переосмысление романтических тенденций в описании местного колорита, корсиканских нравов; использование детали; объективность авторской позиции и пути ее достижения.

3. Своеобразие новеллы “Кармен”.

а) принцип эллипсности;

б) приметы объективной манеры повествования (приемы “снятия” экзотики,

совмещения разных точек зрения двух рассказчиков; намеренная прозаи-

зация романтической фабулы);

в) размышление о любви и свободе чувства, проблеме своеволия и личной

ответственности (позиция pro и contra).

4. “Венера Илльская”.

а) два центра в структуре произведения и их функции;

б) философское звучание новеллы.

 

Литература:

Виппер Ю.Б. Мериме // История всемирной литературы. М., 1989. Т. 6. С. 206-213.

Виппер Ю.Б. Проспер Мериме - романист и новеллист // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. М., 1990

Гедемин Л.П. Проспер Мериме // История французской литературы. М., 1956. Т. 2. С. 407-440.

Михайлов А.Д. Проспер Мериме в своих письмах // Мериме Проспер. Письма к незнакомке. М., 1991. С. 302-327.

Фрестье Ж. Проспер Мериме. Перевод с франц. М., 1987.

Практические занятия по зарубежной литературе. (Под ред. Н.П. Михальской и Б.И. Пуришева.) М., 1981. С. 128-132.

 

5.3. Поэтический сборник Ш. Бодлера “Цветы зла”

План

Сюжет “Цветов зла” как “маршрут” человеческой души. Поэтика названия всего цикла и входящих в него разделов:

I. “Сплин и идеал”. Два полюса мировидения поэта.

1. Многообразные проявления порока и идеала (“Красота”, “Больная муза”, “Альбатрос”, “Полет”, “Маяки” и др.)

2. Философия любви (трагизм страсти, поэтизация безобразия и жажда идеала):

а) образ демонической возлюбленной и роковой разрушительной страсти (“Тебя, как свод ночной, безумно я люблю”, “Вампир”, “Падаль”);

б) мотив светлой любви (“Живой факел”, “Мадонне”);

в) образ гармоничной земной любви (“Облачное небо”, “Разговор”).

3. Поэтическая картина мира: 4 одноименных стихотворения “Сплин” как вариации одной темы, модели бытия.

II. “Картины Парижа”. Урбанистический пейзаж, образ большого города (“Вечерние сумерки”, “Сумерки утра” и др.)

III. “Вино”. Иллюзорный путь спасения, бегства от зла (“Душа вина”, “Вино любовников” и др.)

IV. Раздел “Цветы зла” как образная кульминация сборника (“Путешествие на остров Цитеру”).

V. “Мятеж”. Полемическое истолкование библейских образов и мотивов.

VI. “Смерть”. Итог исканий, обобщение трагической концепции книги (“Смерть любовников”, “Путешествие”).

Заключение: поэтическое новаторство Ш. Бодлера. Значение изящной формы в идейной структуре сборника. Новаторство Бодлера и символизм.

Литература:

Балашов Н.И. Легенда и правда о Бодлере // Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1970.

Готье Т. Шарль Бодлер // Бодлер Ш. Цветы зла и стихотворения в прозе. В переводе Эллиса. Томск: Изд-во “Водолей”, 1993. С. 8-56.

Косиков Г.К. Шарль Бодлер между “восторгом жизни” и “ужасом жизни” // Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. М., 1993. С. 5-40.

Нольман М. Шарль Бодлер. М., 1979.

Сартр Ж.П. Бодлер // Там же. С. 318-449 (доп.)

 

5.4. Роман Ч. Диккенса «Торговый дом “Домби и сын”» (нравственно-эстетический идеал и система образов в романе)

План

I. Нравственный и эстетический идеалы Ч. Диккенса.

II. Система образов в романе (группировка “персонажей добра” и “персонажей зла”:

1) образ собственника, его отличие от “мономанов” Бальзака;

2) образы Флоренс и Поля Домби. Детские образы и детское восприятие в творчестве Диккенса;

3) диккенсовские чудаки (Тутс, Катль)

III. Проблема “преступления и наказания” в романе. Нравственно-психологическая и сказочная интерпретация социального явления.

IV. Мистико-символические мотивы и их функции в произведении.

V. Проповеднический, морализующий тон автора как проявление его этико-эстетической позиции.

VI. Роль счастливой концовки в поэтике диккенсовского романа.

 

Литература:

Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1975.

Катарский И.М. Диккенс. Критико-биографический очерк. М., 1960.

Михальская Н.П. Чарльз Диккенс. Очерк жизни и творчества. М., 1959.

Уилсон Э. Мир Чарлза Диккенса. М., 1975.

Честертон Г.К. Чарлз Диккенс. М., 1982.

 

5.5. “Листья травы” У. Уитмена (своеобразие философии и поэтической образности сборника)

План

I. История формирования поэтического цикла.

II. Состав и композиция сборника.

III. Философская концепция книги У. Уитмена и трансцендентализм:

1) идея единства человека и мира;

2) тема бессмертия, круговорота бытия;

3) понятия природы и человека.

IV. Главные поэтические образы: река, море, трава, ночь, сон и др.

V. Своеобразие лирического героя.

VI. Особенности поэтики У. Уитмена (традиция и новаторство):

1) библейский стих

2) синтез поэзии и прозы.

 

Литература:

Венедиктова Т. Поэзия У. Уитмена. М., 1972.

Литературная история США. Т. 1. М., 1977. (Гл. 4, раздел 29).

Мендельсон М. Жизнь и творчество У. Уитмена. М., 1969.

Павлычко С.Д. Философская поэзия американского романтизма: Эмерсон, Уитмен, Дикинсон. Киев, 1988.

Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990.

Чуковский К.И. Мой Уитмен. Его жизнь и творчество. М., 1972.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практическая работа №6. Использование поисковых серверов | Задание 4. Расширенный фильтр. Задание условий с использованием логической операции И.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.