Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система управления качеством






 

Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять отдельные потребности в соответствии с ее назначением.

Выделяют следующие показатели качества продукции:

– назначения;

– надежности;

– стандартизации и унификации;

– эргономические;

– эстетические;

– транспортабельности;

– патентно-правовые;

– безопасности.

Ценой качества считают затраты, связанные с его обеспечением.

Концепции управления качеством (отечественный и зарубежный опыт):

– индивидуальный контроль качества;

– статистический контроль качества;

– многоэтапный выборочный контроль;

– комплексное управление качеством (TQM).

В 1980-е гг. появляются стандарты ИСО серии 9000. Стандарты формулируют 8 принципов менеджмента качества:

1) организация, ориентированная на потребителя;

2) роль руководства;

3) вовлечение всех работников;

4) акцент на процессы;

5) системный подход к менеджменту;

6) непрерывное улучшение;

7) метод принятия решений, основный на фактах;

8) взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Стандарты ИСО серии 9000 базируются на основе процессного подхода. Процессный подход предполагает, чтодля успешного функционирования организация должна определить и осуществлять управление многочисленными процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

Обеспечивающие процессы и процессы менеджмента способствуют получению добавленной ценности опосредованно, через основные процессы.

В табл. 7 приведен состав бизнес-процессов, соответствующих требованиям ИСО 9001 и описанных документами системы менеджмента качества.

Таблица 7

Состав бизнес-процессов

 

Код процесса Наименование процесса (подпроцесса)
   
Базовые бизнес – процессы (Б)
Б1 Заключение контракта на поставку продукции
Б1.1 Определение требований к продукции
Б1.2 Анализ требований потребителя
Б1.3 Осуществление связи с потребителем
Б2 Планирование разработки продукции
Б3 Проектирование и разработка
Б3.1 Анализ входных данных для проектирования и разработки
Б3.2 Анализ проекта
Б3.3 Верификация проекта/разработки
Б3.4 Управление изменениями проекта/разработки
Б3.5 Валидация проекта/разработки
Б4 Управление закупками
Б4.1 Выбор поставщиков
Б4.2 Входной контроль закупаемой продукции
Б5 Производство и обслуживание
Б5.1 Производство продукции
Б5.2 Хранение продукции и поставка
Б6 Сервисные услуги
Процессы менеджмента (М)
М1 Управление политикой в области качества
М2 Управление целями организации в области качества
М3 Планирование системы менеджмента качества
М4 Распределение ответственности и полномочий
М5 Аудит системы менеджмента качества

Окончание табл.7

 

   
M6 Анализ СМК со стороны руководства
М7 Постоянное улучшение качества
Обеспечивающие процессы (О)
O1 Управление документацией
O2 Управление записями о качестве
О3 Изучение запросов потребителей
О4 Внутреннее информирование
O5 Подготовка и обеспечение компетентности персонала
О6 Управление инфраструктурой
О7 Управление производственной средой
О8 Управление устройствами мониторинга и измерений
О9 Обеспечение прослеживаемости
О10 Управление несоответствующей продукцией
О11 Корректирующие и предупреждающие действия

 

Цели, задачи и порядок выполнения процессов и управления ими установлены в соответствующих процедурах, методиках и инструкциях. Обеспечение ресурсами и информацией, необходимыми для поддержки осуществления процессов и мониторинга за этими процессами регламентировано в соответствующих процедурах.

Инструменты повышения качества продукции:

Схема процесса (последовательность операций, маршрутная карта и т.п.). Является графическим изображением последовательных стадий процесса, дает представление о программе и может быть полезной для понимания взаимосвязей процесса. Строят фактическую и оптимальную схему процесса протекания, находят отличия, потенциальные источники помех и трудностей, по результатам изучения разрабатывают мероприятия по улучшению процесса.

Контрольный листок (таблица проверок) - информация о динамике различных дефектов для анализа количества и частоты бракованных изделий.

Мозговая атака - используется, чтобы помочь группе выработать наибольшее количество идей по проблеме в возможно короткое время.

Диаграмма Парето – применяется, когда требуется представить относительную важность всех проблем и условий с целью выбора отправной точки для решения проблем. Диаграмма Парето – особая форма вертикального столбцового графика. Построение диаграммы основано на информации контрольных карт. Диаграмма помогает ранжировать факторы. Ранжирование факторов может осуществляться с помощью корреляционно-регрессионного анализа, метода анализа структуры, экспертного метода. По горизонтальной оси показывают причины брака. Вертикальная ось отражает долю брака. Выбирается определенный период для анализа. На основе анализа диаграммы разрабатывают мероприятия по улучшению важнейших факторов.

Пример: причина 1 – 45 %, 2 – 30 %, 3 – 12 %, 4 – 5 %, 5 – 8 %.

Кружки качества - маленькие группы рабочих, периодически собирающиеся для обсуждения связанных с их трудовой деятельностью проблем и возможностей, включая качество работы, ее объем, издержки, оценку и др. вопросы (компонент системы японского менеджмента).

Сертификация продукции и систем качества играет важнейшую роль в повышении эффективности производственных процессов и качества продукции.

Сертификация соответствия – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированные продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Сертификация основывается на проведении испытаний и оценке условий производства сертифицируемой продукции, контроле за выполнением этих процедур и надзоре за качеством продукции со стороны независимого органа. Сертификация проводится под контролем государственных и неправительственных организаций.

Цели сертификации:

· создание условий для эффективной деятельности предприятий, организаций, предпринимателей на товарном рынке;

· содействие потребителям в выборе конкретной продукции;

· содействие экспорту и повышение конкурентоспособности;

· защита потребителя от недобросовестного изготовителя;

· контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

· подтверждение показателей качества, заявленных изготовителями.

Система сертификации – совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе. При сертификации однородной продукции применяются одинаковые стандарты и правила.

Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.

Знак соответствия – зарегистрированный в определенном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие продукции установленным требованиям.

Способ сертификации – совокупность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заявленным требованиям.

Сертификация может быть обязательной и добровольной.

Обязательная сертификация – законы РФ, межгосударственные и международные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности и т.д.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц.

Объекты сертификации: конкретная продукция, состояние производства, система управления качеством.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.