Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История формирования научной базы производственного менеджмента






 

Производство является важнейшим компонентом любой страны. Уровень развития производства определяет структуру экономики страны в целом, так является ключевым элементов в формировании ВВП, источником доходной части бюджета, базой для развития финансово-инвестиционного сектора. Для успешной конкуренции на внутреннем и мировом рынках производители должны иметь передовые технологии, соответствующие организационные структуры. При этом, возникают многочисленные проблемы, связанные с изменениями в культуре, управлением операционными, производственными, финансовыми и информационными потоками и политикой в области человеческих ресурсов. Таким образом в мировой науке назрела необходимость подготовить теоретический базис для решения производственных проблем.

Исследования в области производства стали активно проводиться в ХVIII в. и связаны со становлением и развитием капиталистического способа производства. Машинное производство привело к замене специализированной трудовой деятельности частичного мануфактурного рабочего действиями мощных высокопроизводительных механизмов. Весь процесс был разделен на составляющие фазы. Открылись широкие возможности для технологического применения науки, развития прикладных исследований, связанных с материальным производством. Крупное машинное производство потребовало слаженного действия всех звеньев, установления и строгого соблюдения определенных норм и пропорций между всеми сторонами производства. Возникли такие проблемы, как обеспечить пропорциональность числа рабочих машин, их производительности и темпов работы. Появились многообразные задачи управления производством, начиная от технической подготовки производства, конструирования намечаемых к производству изделий, проектирования технологических процессов и др. Это потребовало обеспечения согласованности и слаженности различных работ.

Традиционный взгляд на управление производством отражается в трудах Адама Смит, который доказал экономические преимущества специализации труда. Специализация означала разделение производственного процесса на ряд мелких операций, каждая из которых выполнялась отдельными рабочими, что повышало мастерство рабочих и эффективность их труда. Специализация труда поддерживается и тезисом о необходимости рациональной стандартизации. Эли Уитни разработал принцип взаимозаменяемости деталей на сборке и довел его до промышленного применения в производстве огнестрельного оружия. Вскоре этот принцип был использован в производстве и других видов продукции, что дало мощный толчок развитию промышленности.

Родоначальник менеджмента (школа научной организации управления) Фредерик Уинслоу Тейлор в своих работах 1885-1920 гг. обосновывает необходимость использования аналитических методов в управлении. Область его научных интересов — оптимизация рабочих процессов за счет нормирования трудовых операций и их регламентации. В 1911 г. вышла его классическая книга «Принципы научного управления», которая утвердила положение о научных подходах к организации управления.

Генри Л. Гантт — последователь и ближайший ученик Ф.Тейлора. Рассматривая технологический процесс как комбинацию отдельных операций, он разработал методы планирования последовательности операций, которые применяются и поныне (загрузочный и планировочный/временной графики Гантта). Гантт выдвинул собственные теории организации производства и поощрительных систем оплаты труда.

Среди последователей Тейлора появились специалисты по анализу технологических операций и трудовых процессов. К ним обычно относят совместно работавших Фрэнка и Лилиан Гилберт, которые сумели расчленить технологические операции таким образом, что выделенные компоненты операций не зависели от содержания работы. Это позволило «проектировать» любую работу из стандартных компонентов, которые назвали «треблигами», что соответствует слову Гилберт, прочитанному наоборот.

В1910-е гг. получил распространение термин «производственный менеджмент», который отражал совокупность научных подходов к управлению производством, сводившихся к управлению детерминированными производственными процессами. В 1913г. Генри Форд и позднее Чарльз Соренсон объединили идеи взаимозаменяемости деталей и сборочной полулинии по упаковке мясных продуктов и сортировке почты и дополнили их концепцией координируемой (синхронизируемой) сборочной линии. Таким образом, за счет поточного производства впервые удалось наладить массовый выпуск автомобилей по доступной для каждого цене.

В 1924 г. Уолтер Шухарт использовал методы статистики в целях контроля качества и заложил основы статистического отбора выборок образцов и контроля качества процессов.

Значительный вклад в формировании науки внес Генри Эмерсон (1853-1931). Ширукую известность получил его труд «Двенадцать принципов производствительности», в котором излагаются подходы к рационализации производства.

Классическая (адимнистративная) школа управления расширила заданные рамки исследования, предложила системный подход, увязывающий воедино «материальный и социальный организм» организации. Так, родоначальником школы Анри Файолем были выделены шесть основных групп операций управленческой деятельности и пять обязательных общих функций администрирования — предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль. Принципы, разработанные Файолем затрагивают вопросы разделения труда, полномочий, ответственности, выстраивания иерархических отношений в структуре организации и соблюдения порядка и дисциплины на рабочих местах. Отдельное внимание уделяется вопросам планирования.

Вслед за Файолем системный взгляд на управление производственными предприятиями предлагает Гамильтон Черч. В своей работе «Основы управления производством» он уделяет особое внимание структурным вопросам производства и управления на предприятии, внес свой вклад в разработку общих правил организации труда, включая принципы его разделения, координации, вознаграждения и т. п.. Черч делит весь производственный процесс на ряд функций, необходимых для производства продукта — проектирование, оборудование, распорядительство, учет и оперирование.

Школа психологии и человеческих отношений, предлагает сочетать процессы совершенствования производственной деятельности с оптимизацией социальной компонентой организации — персоналом. В результате, формируются такой блок задач как адаптация сотрудников к рабочему месту, профориентация, профконсультация, обучение и развитие персонала (основоположниками данного направления являются Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, М. П. Фоллет, Р. Оуэн, Ч. Бернард и др.).

Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук, широким использованием АСУ. Наиболее известными представителями данной школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Лис., Р. Кэплан, Д. Нортон и др. С компьютеризацией связано развитие прогнозирования, управления запасами, планирования материальных ресурсов, компьютерного проектирования (CAD), экспертных систем. Разработка протокола (стандарта) производственной автоматизации (MAP)дала возможность упорядочить использование средств компьютеризации для управления производством и обеспечить развитие производственных систем вплоть до создания компьютерных интегрированных перерабатывающих систем (CIM).

В последние годы получил распространение менеджмент цепи поставок (SCM).Эта область знаний, активно развивающаяся на основе логистических принципов, позволяет уплотнять движение материальных потоков и уменьшать затраты в различных звеньях производства. В настоящее время это направление является одним из наиболее востребованных бизнесом.

 

1.3. Объект управления как производственная система

 

Система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов. Производственная система – система, предназначенная для производства продукции и оказания услуг.

С точки зрения системного подхода, предприятие представляет собой совокупность технических, экономических, информационных, социальных компонентов (подсистем).

Предприятие следует рассматривать как:

– открытую систему, взаимодействующую с внешней средой;

– динамичную систему, т.е. обладающую способностью изменяться и переходить из одного состояния в другое;

– саморегулирующуюся систему, т.е. способную в определенных пределах приспособиться к внутренним и внешним изменениям.

По признаку управления и исполнения на предприятии выделяются управляемая и управляющая подсистемы, соединенные между собой каналами передачи информации.

Управляющая подсистема представляет собой совокупность взаимосвязанных методов управления, реализуемых людьми с помощью технических средств для обеспечения эффективного функционирования производства.

Функции управления осуществляет специальный орган – заводоуправление.

Функция управления - это обособившийся вид управленческой деятельности. Состав функций управления: целеполагание и планирование, организация (регулирование и координирование), мотивация, контроль.

Методы управления - совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Метод управления характеризует законченный акт воздействия на объект управления.

Характеристика методов управления представлена в табл. 1.

Внутреннее строение любой системы может быть представлено структурой.

Структура управления (организационная структура) – это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев управления.

Звено управления – самостоятельная часть организационной структуры на определенной ступени (уровне), состоящая из аппарата управления и производственных подразделений.

Ступень (уровень) управления – единство звеньев управления, одинаково удаленных от верхнего звена (вершины) организационной структуры.

Структурное подразделение – самостоятельная часть звена управления (отдел, служба, участок), выполняющая определенные задачи управления на основе положения о структурном подразделении. Различают функциональные и производственные подразделения.

К основным типам организационных структур управления организацией относят линейную, функциональную, линейно-функциональную, дивизиональную и матричную.

 

 

Таблица 1

Характеристика методов управления

 

  Методы управления
административные экономические cоциально-психологические
Определение Основанные на том, что субъект управления вырабатывает решения, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении Способы воздействия посредством создания экономических условий, побуждающих работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач Способы воздействия на объект управления, основанные на использовании социально-психологических факторов и направленные на управление социально-психологическими отношениями, складывающимися в коллективе
Примеры Правовые нормы, приказ, распоряжение, инструктаж, команда, установлении правил положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д. Материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена Моральное поощрение, социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе

 

Субъектом управления в организации определяют как лицо (группа людей или организация), принимающий решения и управляющий объектами, процессами или отношениями путём воздействия на управляемую систему для достижения поставленных целей.

Задачи субъекта управления:

- отделить ценную информацию от шумов;

- выделить из информации наиболее ценную часть, позволяющую анализировать состояние системы и выработать правильное решение.

В экономической литературе субъект управления также определяется как руководитель (менеджер).

Руководитель (менеджер) – наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, фирмы, учреждения, наделенный субъектом собственности определенными полномочиями. К числу менеджеров относятся линейные и функциональные руководители организации или ее структурных подразделений. В круг должностных обязанностей руководителя входят подбор и расстановка кадров, координация работы исполнителей, производственных звеньев и подразделений управления.

Линейный руководитель – должностное лицо, непосредственно руководящее работами прямых исполнителей какой-либо части проекта, несущее ответственность за сроки, качество выполнения работ и использование всех видов необходимых ресурсов (например, мастер на производственном предприятии). Линейные руководители, возглавляющие относительно обособленные хозяйственные системы, играют большую роль в осуществлении управленческой деятельности, посредством приданного им аппарата управления они координируют деятельность находящихся в их непосредственном подчинении сотрудников и руководителей низшего звена.

Функциональный руководитель – начальник специализированной службы, отдела и других подразделений всех уровней соответствующих хозяйственных систем управления. В его обязанности входит подготовка специфических рекомендаций линейным руководителям для принятия последними тех или иных решений. Функциональный руководитель одновременно является и линейным по отношению к возглавляемому им специальному подразделению.

Стиль управления – методы и приемы согласования работы подчиненных. Выделяют четыре основных стиля управления:

1) приказной (Tells) – руководитель принимает решение и излагает его, решение является обязательным для исполнения;

2) убеждающий (Sells) – руководитель принимает решение, объясняет его подчиненным, решение является обязательным для исполнения;

3) консультационный (Consults) – перед принятием решения руководитель консультируется с подчиненными, их мнение учитывается при принятии решения, после того, как решение принято, оно становится обязательным для исполнения;

4) делегирующий (Delegates) – руководитель делегирует принятие решения одному из своих подчиненных, принятое им решение обязательно для исполнения.

Особенности управленческого труда (УТ) в условиях компьютеризации:

1) информация постепенно переходит в категорию товара;

2) освобождается часть рабочего времени за счет ИСУ;

3) возрастает комфортность УТ, существенно уменьшается мобильность УТ;

4) руководитель выбирает из ряда правильных решений лучшее на его взгляд;

5) увеличивается стоимость результатов принятого решения;

6) уменьшается двойственный характер работы руководителя. ИСУ сокращают время работы руководителя в качестве специалиста.

Аппарат (орган) управления – коллектив работников управляющей системы, наделенный правами координации деятельности подразделений, имеющий помещение, технические средства, штатное расписание, положение о структурных подразделениях и должностные инструкции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.