Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава шестая. Изучение социологическими методами полити­ческой деятельности и политического поведения раз­личных социальных групп предполагает выяснение в этом роли






ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Изучение социологическими методами полити­ческой деятельности и политического поведения раз­личных социальных групп предполагает выяснение в этом роли массового политического сознания. Хотя участие в политической жизни, в тех или иных поли­тических движениях и может носить стихийный ха­рактер, значение массового (группового) сознания всегда велико. От его состояния, господствующих в нем идей и настроений зависит чрезвычайно много.

Структура и содержание политического сознания

Политическое сознание — одна из основных форм общественного сознания. Как и все остальные (право, искусство, мораль, религия), она имеет свой специфи­ческий объект отражения. В качестве такового выступает политическое бытие (политическая деятельность, поведение) социальных субъектов. Основными субъ­ектами политической деятельности являются классы. Именно с момента их исторического возникновения появляется политическая деятельность как таковая. Она предполагает создание специальных институтов (организаций), с помощью которых классы, взаимо­действуя, реализуют свои специфические интересы, ведут борьбу за власть, политическое господство, вла­дение ресурсами, территориями и т. д. Господствую­щие в обществе классы регулируют производство и распределение духовных (идейно-нравственных) ценностей своего времени; а это значит, что их идеи и ценностные ориентиры доминируют в обществен­ном сознании. Это относится ко всем формам обще­ственного сознания, включая политическое.

Классы отнюдь не единственные субъекты полити­ческой деятельности. Наряду с ними в этом качестве выступают нации (народности), социально-демогра­фические, социально-профессиональные группы и со­циальные слои населения.

Социологическое изучение политического созна­ния предполагает его соотнесение с объектом отраже­ния, т. е. с политической деятельностью (поведением), с теми условиями, в которых она формируется, функционирует, развивается (руководствуясь при этом со­отнесении принципом единства сознания и деятель­ности).

Политическая деятельность осуществляется в сис­теме определенных общественных отношений, имма­нентных тому или иному общественному строю. Она всегда направлена либо на их развитие (совершенст­вование), либо на их разрушение (замену). Такого ро­да направленность политической деятельности прида­ют наиболее активные группы, функционирующие внутри классов и других социальных общностей, име­ющих собственные политические интересы.

Политическая деятельность, как и любая другая, включает средства и методы, с помощью которых до­стигаются поставленные на определенную временную перспективу цели. При этом цели и методы их дости­жения должны соответствовать общечеловеческим нормам морали и нравственности. Всякое их забвение, нарушение, чем бы оно ни оправдывалось, ведет к огромным политическим и социальным издержкам, к серьезным духовным деформациям.

Политическая деятельность, ориентирующаяся на сверхрадикализм, экстремизм, волюнтаризм, автори­тарное подавление оппозиции, инакомыслия, не мо­жет привести в конечном счете к позитивным переменам, к утверждению в обществе социальной спра­ведливости, идеалов и ценностей гражданского общества.

Выяснение природы политического сознания пред­полагает соотнесение политической деятельности (поведения) как его основного объекта отражения с экономической, ибо последняя является тем фундаментом (первопричиной), который в конце концов определяет изменения в самом политическом созна­нии. Это не означает, однако, что экономика непо­средственно определяет сущность политической деятельности как объекта отражения и тем более специ­фику способа его отражения в политическом сознании.

Еще бытующие представления о том, что полити­ческое сознание непосредственно и полно отражает экономические отношения, — явное упрощение слож­ных связей и взаимозависимостей между экономикой, политикой и политическим сознанием. Из весьма рас­пространенного утверждения, что политика есть кон­центрированное выражение экономики, идущего от В. И. Ленина, отнюдь не следует, что политическое со­знание непосредственно отражает экономические от­ношения, экономический базис. Экономические отно­шения — первопричина появления политики. Они обуславливают направленность и основное содержа­ние политики. Но политика при этом остается относи­тельно самостоятельной (автономной) и в свою оче­редь воздействует на экономику, стимулируя ее раз­витие (или затрудняя его).

Политическая деятельность испытывает на себе влияние наряду с экономикой всей суммы социаль­ных, культурных, этнических и других условий, в кото­рых она проистекает, и особенно она зависит от со­циального расслоения общества и от изменений, про­исходящих в социальной сфере.

В политическом сознании получает отражение от­ношение различных групп населения к общественно­му строю, к системе собственности и власти, к госу­дарству, политическому режиму, партиям и обще­ственным движениям. Все это обусловливает сложный, внутренне противоречивый и постоянно изменяю­щийся характер политического сознания.

Политическое сознание выполняет в обществе спе­цифические функции. Главными среди них являются: политическое целеполагание и политическое про­граммирование. Они теснейшим образом взаимосвя­заны. Основной задачей любой политики является вы­работка системы целей, соответствующей интересам данного класса (группы), а также стратегии и тактики, необходимых для ее реализации. Эти цели и способы их достижения находят свое теоретически обоснован­ное воплощение в соответствующих программах, заяв­лениях, декларациях субъектов политической деятель­ности.

Политическое сознание не только отражает поли­тическую деятельность, но и активно воздействует на нее, формирует определенные требования к ней. В этом состоит его нормативная роль. Его нормотворческая функция заключается в том, что оно формирует определенную систему ценностей (таких, например, как толерантность, демократичность, патриотизм, интернационализм, коллективизм и т. д.). Оно выпол­няет также и научно-познавательную (когнитивную) функцию, предполагающую систематически осущест­вляемый анализ политической практики и выявляю­щий ее определенные закономерности и тенденции (на базе чего вырабатывается политическая стратегия и тактика).

Политическое сознание, как и все другие формы общественного сознания, обладает «памятью». Конеч­но, в каждый конкретный момент времени оно выра­жает актуальные стремления и потребности тех или иных субъектов политического действия, но при этом направлено в будущее и вместе с тем покоится на опыте прошлого, на его традициях, обычаях, знаниях. Каждый период исторического прошлого соответст­вующим образом запечатлен в политическом созна­нии. Изучая его состояние, следует всегда соотносить последнее с конкретным содержанием четко определенных периодов истории. Без такого экскурса в прошлое трудно правильно оценить настоящее со­стояние политического сознания.

Следует специально подчеркнуть, что на определен­ных, особенно переломных, переходных этапах ис­тории происходит актуализация исторической памя­ти, прошлое как бы вторгается в сегодняшний день и заставляет по-новому взглянуть на себя, с одной стороны, и оказывает при этом определенное воздей­ствие на дела текущие — с другой. В этих условиях характерные черты политического сознания прошло­го времени как бы вновь оживают и становятся харак­терными чертами настоящего. Конечно, это состояние преходяще, и такое столкновение идей, концепций, настроений, связанных с прошлым и настоящим, спо­собно создать конфликтную ситуацию, определенную напряженность в политическом сознании.

По степени и формам отражения сущности и со­держания политической деятельности в структуре политического сознания выделяются два диалекти­чески взаимосвязанных уровня: теоретический и обы­денный. Для теоретического уровня характерна ориентация на раскрытие закономерностей (тен­денций) политической жизни общества и их ис­пользование в организации практической полити­ческой деятельности. Его содержание составляет выработка теорий и концепций, обоснование системы ценностей и политических установок. Этот уровень связан непосредственно с деятельностью идеологов и потому нередко называется политической иде­ологией. Политическая идеология более подвижна и изменчива, чем политическое сознание в целом, и тем более, чем его такая часть, как обыденное сознание. Субъекты политической деятельности только тогда могут рассчитывать на успех, если их идеоло­ги постоянно анализируют и обобщают социально-экономические и политические явления и вырабаты­вают соответствующие коррективы для политической стратегии и тактики, если умеют предвидеть измене­ния в общественных потребностях и расстановке противоборствующих сил. Политическая идеология играет значительную роль в духовной жизни обще­ства, она оказывает влияние на образование, искус­ство, нравственность. Политическая идеология много­образна. Она прямо и непосредственно обслуживает нужды и цели того или иного класса (социальной группы), отсюда и существует ее классификация, ее подразделение на идеологию буржуазную, идеологию пролетарскую, идеологию мелкобуржуазную и т. д. Пролетарская идеология, или идеология рабочего класса, воплощена в марксизме, в теориях и концепци­ях социал-демократического толка. Иначе говоря, иде­ология имеет ярко выраженный классовый характер, и господствующей в обществе является идеология экономически господствующего класса.

На разных исторических этапах фактический ста­тус идеологии различен. На этапе действительной классовой борьбы (а не ее надуманного обострения, по Сталину) ей принадлежит главенствующая роль. Это понятно и оправданно. Однако в нашей стране получилось так, что идеология стала диктовать многое и политике, и общественной науке, не довольствуясь общей ориентацией, а претендуя на монопольное вла­дение истиной. Эта явно гипертрофированная роль идеологии достигла своего апогея в начале 50-х годов и приобрела уродливые формы. Пожалуй, наиболее ярким примером этого явилось «учение» о классовом характере языка. В послесталинское время идеология, провозгласив борьбу с культом личности и его послед­ствиями, сама оказалась непоследовательной и недиалектичной. Она утвердила догматизм в общественной науке, воздвигла жесткие границы научному поиску и выводам научных исследований: все, что выходило за рамки партийных документов (программ, решений съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС), отвергалось и подвергалось уничтожающей критике или попросту замалчивалось.

Перекосы идеологической борьбы, выразившиеся в преследовании всякого инакомыслия (борьба с дис­сидентами отнюдь не только с помощью идейных средств) нанесли значительный урон научному твор­честву.

Конечно, проблемы сегодняшнего дня нельзя рас­сматривать в отрыве от прошлого. Прошлое не исчеза­ет бесследно ни в материальном, ни в духовном произ­водстве. Кризис экономики, социальная напряжен­ность и нестабильность не могли не отразиться на состоянии массового сознания. Сегодня есть достаточ­но оснований для вывода и о кризисе массового сознания. Он выражается в хаотичности последнего, его «разынтегрированности», ослаблении роли идеологии, в «идеологической растерянности» кадров, в шараха­нье из одной крайности в другую, в необоснованном отречении от позитивного, добытого с таким трудом в прошлом, только потому, что это были годы сталин­ского террора или застоя, в некритическом отношении к опыту западных стран, отходе от интернационализма и коллективизма, резком снижении ответственности и дисциплины, росте анархистских, националистиче­ских и религиозно-мистических настроений и т. д.

Этуситуацию нельзя объяснить утверждением плю­рализма (кстати, не всегда правильно понимаемого многими). В основе ее лежит переходное состояние общества, рост социальной нестабильности, взрыво­опасной конфликтности (особенно в межнациональ­ных отношениях), неспособность адекватно понять и объяснить происходящее.

Наши теоретики и идеологи много сделали за по­следние годы в плане выяснения причин культа лич­ности и критики его последствий. Но складывается впечатление, что в принципе нужная работа не сочета­лась в должной мере с теоретической разработкой проблем насущных и перспективных. И это не могло не сказаться. Сложность и парадоксальность ситуации в том, что мы начали сначала перестройку, а затем и реформы, иначе говоря переход от старой модели общества к новой, имея довольно абстрактные («кон­турные») представления об этой новой модели. Мы не выяснили, какие же социальные силы действительно заинтересованы в радикальных, а не в косметических изменениях и каков должен быть характер последних.

Мы не преодолели в полной мере привычку безог­лядной словесной поддержки всего, что идет сверху (а перестройка и реформы тоже начались сверху). Сего­дня особенно нужна последовательная борьба как с идеологическим консерватизмом, так и с мифотвор­чеством. Но борьба путем не замены одних мифов другими, а действительной демифологизации созна­ния, утверждения в нем научно обоснованных ценно­стей и идеалов.

Создание правового государства и формирование гражданского общества предполагают разрушение прежних догм и стереотипов, связанных с монополи­ей на власть и на истину узкой группы партийно-государственного аппарата. В однопартийной системе существовал единственный всевластный полити­ческий центр, олицетворяющий публичную власть. Это не могло не отразиться на политическом созна­нии масс, не могло не породить настроений полити­ческой зависимости, безынициативности, формализ­ма и перестраховки.

Наряду с обоснованной критикой догматизма и ми­фологизации политической идеологии сегодня идут откровенные атаки на нее из-за ее обоснования воз­можности социалистического выбора. Под флагом «деидеологизации» идет настоящая идеологизация, но уже с другим знаком: все, что раньше превозносилось, теперь отвергается и наоборот. При этом критики часто не утруждают себя аргументацией, полагаясь больше на заранее заданные установки, а то и просто апеллируя не столько к разуму, сколько к чувствам людей. Общество не может двигаться без целей, без ясных перспектив, без апробированной временем сис­темы ценностей, а стало быть, без научно обоснован­ной идеологии.

На нынешнем, переходном этапе обществу нужна новая политическая идеология — идеология обновле­ния политической системы, обеспечивающей станов­ление действительно демократических принципов по­литической жизни, утверждение социальных и поли­тических инноваций. Идеология, свободная от догм, иллюзий и мифов (но наследующая все лучшее из прежнего опыта), способная интегрировать разные социальные и национальные группы, аккумулировать политическую энергию и опыт людей.

На нынешнем этапе реформ остро встает вопрос о политическом обеспечении оптимального функцио­нирования и сосуществования разных форм собствен­ности. Новые субъекты хозяйственной деятельности — акционеры, арендаторы, частные собственники — на­ряду с работниками государственных предприятий должны иметь необходимые политические структуры для формирования, обоснования и отстаивания своих специфических интересов. Создание и развитие спе­циальных политических организаций (партий, ассо­циаций, союзов) будет способствовать и соответст­вующим изменениям в политическом сознании: росту его реального плюрализма, с одной стороны, и весьма вероятному усилению его внутренней конфликтности — с другой. Естественное развитие политического плюрализма, политических теорий и концеп­ций не должно привести к подмене плюрализма эклек­тикой, т. е. к утрате определенной целостности в понимании закономерностей, целей и ценностей политической жизни, свойственной устоявшейся госу­дарственной идеологии. Наличие последней является обязательным условием политической стабильности общества, интеграции общества и государства.

Обыденное политическое сознание, представляю­щее собой своеобразный сплав знаний, представле­ний, настроений, чувств, мнений, носителями кото­рых являются разные социальные общности, форми­руется под влиянием как политической идеологии, так и политической практики.

Внесение передовых, революционных идей в созна­ние масс как способ его формирования имеет дли­тельную историю в нашей стране. Он широко приме­нялся в годы подготовки трех русских революций, и особенно в годы подготовки революции социалис­тической в октябре 1917 г. Он применялся и в после­дующие годы в форме политического просвещения масс. Его конечная цель — воспитать и сформировать способность масс самостоятельно анализировать си­туацию и делать правильные выводы для полити­ческих действий. Этим оно отличается от полити­ческого манипулирования сознанием масс, целью ко­торого всегда является достижение быстрого политического эффекта, нужного той или иной политической организации результата любым путем, в том числе и путем психологического давления, рекламы и даже обмана.

Неотъемлемым элементом содержания как тео­ретического (политической идеологии), так и обы­денного (эмпирического) уровней сознания являются политические знания. Они в различной степени представлены в том и другом уровне, но, поскольку в их основе лежит политический опыт, в разной степени осмысленный и систематизированный, они во многом определяют оба эти уровня. Политические знания, отражающие интересы тех или иных классов и групп, нередко отличаются скорее по форме, чем по существу. Так, теоретические знания, разработанные политическими идеологами, преподно­сятся затем в виде политических призывов и ло­зунгов и усваиваются обыденным политическим со­знанием.

Между политическими интересами и знаниями су­ществует тесная корреляция. Интересы отчасти зави­сят от уже приобретенных знаний. В то же время они являются стимулом приобретения новых. Усвоение новых знаний в свою очередь увеличивает способ­ность адекватно отражать происходящие полити­ческие изменения, адаптироваться к ним, участвовать в принятии политических решений. (В нашем обще­стве, например, немало людей, чье политическое сознание сформировалось в более ранние периоды советской истории и плохо поддается воздействию условий и идей, рожденных процессами реформи­рования). Обыденное политическое сознание, как и идеология, связано с классовыми интересами, но эта связь менее стабильна и последовательна. Если политическая идеология ориентирована, главным образом, на коренные интересы того или иного класса в целом, то обыденное политическое сознание в большей мере отражает дифференциацию этих интересов внутри класса. Иначе говоря, оно носит дифференцированный, более пластичный характер. Вместе с тем на содержание обыденного полити­ческого сознания оказывают значительное воздей­ствие не только приобретенные опыт и социально-политическая ситуация, но и различные традиции, обычаи, связанные с образом жизни тех или иных групп населения.

Основным источником формирования обыденного политического сознания является политический опыт масс, их реальное участие в политической деятель­ности, условия, в которых это участие осуществлялось.

Не вызывает сомнения, что такие качества обыден­ного политического сознания, как политическая наи­вность, неустойчивость взглядов и оценок, подвержен­ность иллюзиям, мифам, суевериям, присущи целым группам населения, детерминируются в первую оче­редь социальными условиями, в которых эти группы находятся. Для преодоления подобного состояния, конечно, нужно время. Можно быстро пробудиться от политической спячки, но быстро освободиться от по­литических суеверий, а тем более преодолеть недове­рие «к верхам» нельзя. Политическое сознание, как и всякое иное, обладает известной инерционностью, да и сама политическая деятельность и социально-экономические условия, в которых она проистекает, явно недостаточно способствуют этому.

На состояние обыденного политического сознания в обществе прямо влияют в современных условиях неудачи экономических реформ, под влиянием кото­рых происходят изменения в самом политическом сознании, в системе социально-политических пред­ставлений, взглядов, установок и ценностей разных групп населения. Важным фактором, воздействующим на состояние политического сознания, является поли­тический опыт масс. Этот опыт интенсивно нарастает. В нем есть и позитивные, и негативные моменты. По­зитивные — это жажда перемен, открытость, гласность, участие в политических акциях (митинги, демонстра­ции, акты политического протеста, народная диплома­тия), негативные — это возникновение новых иллю­зий, популизм, охлократия, поиски врага, воздействие социальной демагогии. Но главное — возросли поли­тическая активность масс, их участие в политической жизни, которая как бы заново открылась для них. И этот опыт — главная гарантия эволюции политического сознания в сторону позитивных перемен.

На этом пути основным препятствием являются та­кие укоренившиеся черты политического сознания, сформировавшиеся за многие десятилетия, и особенно за годы застоя, как авторитарность, равнодушие, кон­формизм. Изменения в политической сфере связаны с переходом от авторитарного политического режима к демократическому. И этот переход возможен на пути гуманизации политических отношений, преодоления отчуждения масс от политической деятельности, кото­рое пока еще в полной мере не произошло.

Обыденное политическое сознание остро реагиру­ет на те явления общественной жизни, которые вопло­щают в себе отступления от тех или иных норм мора­ли и идеологии. Эти реакции отражаются наиболее полно в общественных настроениях. Общественные настроения — самый изменчивый элемент обыденно­го политического сознания. На общественные на­строения большое влияние оказывают также различ­ного рода трудности, особенно экономического ха­рактера, а также политические и национальные коллизии. Так, обострение межнациональных отноше­ний в условиях нашей страны вызвало резкий всплеск общественных политических настроений, в которых отражается тревога, озабоченность масс и их требова­ние к политическому руководству принять все необходимые меры для ненасильственного разрешения воз­никающих конфликтов. Сложная гамма политических настроений имеет два крайних полюса: пессимизм и оптимизм. Они наиболее явно прослеживаются в соотнесении с перспективами решения насущных проб­лем и с глобальными перспективами в целом (напри­мер, при оценке вероятности утверждения демокра­тии или тоталитаризма, победы на выборах прогрессивных или реакционных сил и т. д.).

Политические знания и настроения создают основ­ные предпосылки для формирования оценочных суж­дений, лежащих в основе группового (коллективного) и общественного мнения. Последнее образуется как результат группового (массового) общения, интенсив­ного обмена социальной информацией по актуаль­ным и жизненно важным для людей проблемам.

Групповое и общественное мнения являются важ­ным показателем состояния обыденного полити­ческого сознания. Многие исследователи отмечают та­кую тенденцию в развитии и функционировании об­щественного мнения, как рост его компетентности. Это свидетельствует о том, что научные знания (тео­рии, концепции) проникают в обыденное сознание, влияют на его характер и общую направленность. Состояние общественного мнения является важным ориентиром при принятии политических решений. Разумеется, такого рода решения должны приниматься прежде всего на основе научных знаний (т. е. прини­маться компетентно), но при этом обязательно долж­но учитываться состояние обыденного политического сознания.

Существенный элемент обыденного политического сознания составляют политические чувства. Они обусловлены характером отношений, в которые вклю­чен субъект политического действия. Условием их вза­имодействия и распространения служит систематиче­ское участие субъекта в политической жизни в той или иной ее форме. Спектр политических чувств богат — это и патриотизм, и национализм, и солидарность, и классовая ненависть и т. д.

Политические чувства можно в целом подразделить на следующие категории.

1. Чувства политической преданности целям, иде­алам, ценностям класса (или государства) в целом. Они воплощают в себе и соответствующее отношение к лидерам, олицетворяющим (или защищающим их), к соответствующей символике.

2. Чувства политического послушания. Возникают на основе веры в правильность целей и способов дея­тельности политической власти или на основе кон­формизма, привычки «не рассуждать», не проявлять активности и не брать на себя ответственность.

3. Чувства политического отчуждения. Появляются на основе ощущения невозможности лично влиять на политическую жизнь, на принятие важных полити­ческих решений на основе восприятия власть имущих как внешней, господствующей над человеком силы, диктующей ему нормы и правила поведения, не учиты­вающей его мнения и взгляды.

4. Чувства страха перед власть имущими (полити­ческим режимом) имеют наибольшее распростране­ние в условиях кризиса. Они возникают из-за ощуще­ния незащищенности людей от волюнтаризма и про­извола властей.

Чувства отличаются от настроений большей устой­чивостью и большей подконтрольностью.

Политические знания, настроения и чувства оказы­вают значительное влияние на формирование политических убеждений субъектов политического дей­ствия. Политические убеждения — это всегда синтез знаний, чувств, настроений, выражающий глубокую веру в определенные идеалы и ценности, готовность действовать во имя их осуществления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.