Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ финансового положения предприятия






Основные задачи анализа финансового положения предприятия:

· определение меры влияния объективных и субъективных факторов на финансовые результаты деятельности предприятия;

· оценка финансового положения предприятия и факторов его изменения;

· оценка работы предприятия и его структурных подразделений по выполнению показателей финансового плана;

· анализ соблюдения финансовой, расчетной и кредитной дисциплины;

· выявление резервов повышения рентабельности и разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

В процессе финансового анализа исследуются:

· наличие, состав и структура средств предприятия, причины и последствия их изменения; наличие, состав и структура источников средств предприятия, причины и последствия их изменения;

· состояние, структура и динамика изменения долгосрочных активов;

· дебиторская задолженность;

· эффективность использования средств.

В конечном счете, такой анализ должен позволить прогнозирование возможных финансовых результатов, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности в планируемом периоде.

Основными источниками информации для анализа финансового положения предприятия являются бухгалтерский баланс, формы бухгалтерской отчетности: «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2); «Приложение к балансу предприятия» (форма № 3); а также данные текущего учета.

Финансовое положение характеризуется системой таких показателей, как текущая и перспективная платежеспособность, оборачиваемость, наличие собственных и заемных средств, эффективность их использования и др. Финансовый анализ, проводимый в процессе обоснования плановых решений, имеет свои особенности. Начинается он с анализа активов предприятия.

В процессе анализа активов предприятия исследуются их наличие, состав, структура, динамика. Выясняется, насколько увеличилась или уменьшилась общая сумма средств предприятия в предплановом году, как изменилось распределение средств между долгосрочными и текущими активами.

Долгосрочные активы – это вложение средств в недвижимость, ценные бумаги (акции, облигации других субъектов хозяйствования и государства), уставные капиталы совместных предприятий. К долгосрочным активам относятся и нематериальные активы. Их анализ позволяет оценить степень риска вложения в них средств, гудвилл (превышение покупной цены над балансовой), а также их ликвидность.

Особый акцент необходимо сделать на анализе структуры текущих активов. Следует установить, как изменился в структуре удельный вес материальных оборотных средств (производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, товаров отгруженных); денежных средств (наличности, ценных краткосрочных бумаг); дебиторской задолженности и прочих активов (расходов будущих периодов и др.). В процессе анализа важно выявить негативные факторы, ухудшившие их структуру в отчетном периоде, для того чтобы устранить действие этих факторов в планируемом периоде и разработать эффективную финансовую стратегию.

Финансовый план должен иметь свою стратегию, которая формируется под воздействием множества внешних и внутренних факторов. К числу важнейших из них следует отнести:

· инфляцию. С инфляционным изменением цен связана оборачиваемость оборотных фондов: чем медленнее их оборачиваемость, тем больше будет завышена прибыль;

· структуру активов (распределение на денежные и неденежные). В период инфляции выгоден рост денежных пассивов и невыгоден рост денежных активов. Поэтому выгодно занимать деньги и вкладывать их в материальные средства;

· способы финансирования. Чем больше долг под фиксированные проценты и чем больше срок, тем надежнее защита активов предприятия от инфляции;

· уровень производственных запасов.

· Важное место при анализе текущих активов отводится дебиторской задолженности, поскольку она иногда является значительной частью оборотных средств. Здесь необходимо изучить изменение как абсолютной суммы, так и структуры дебиторской задолженности. Анализ должен проводиться в разрезе следующих статей дебиторской задолженности: расчет с покупателями и заказчиками; расчеты по векселям полученным; расчеты по авансам выданным; расчеты по претензиям; расчеты по внебюджетным платежам; расчеты по оплате труда; расчеты с дочерними предприятиями и другие расчеты.

В ходе анализа необходимо установить возможность возврата дебиторской задолженности в планируемом периоде. Эта возможность характеризуется качеством дебиторской задолженности (вероятность получения в полном объеме) и ликвидностью (скорость превращения задолженности в денежные средства).

В процессе анализа пассивов должна быть дана оценка собственных и заемных источников средств предприятия. Данный анализ должен проводиться в разрезе следующих источников средств: собственные (уставный капитал, резервный фонд, фонды специального назначения, резервы по сомнительным долгам, резервы предстоящих расходов и платежей, целевое финансирование, арендные обязательства, расчеты с учредителями, нераспределенная прибыль); заемные (долгосрочные финансовые обязательства, долгосрочные кредиты банков, долгосрочные займы, краткосрочные финансовые обязательства, краткосрочные кредиты, краткосрочные займы, расчеты и прочие краткосрочные пассивы).

Необходимо выяснить, насколько выросли или уменьшились источники, как изменилось соотношение собственных и заемных источников средств. Следует иметь в виду, что в условиях рыночной экономики нормальной считается доля собственных источников в общей величине источников, равная 60%. Отношение собственных источников к их общей величине принято называть коэффициентом собственности. Именно такая величина этого коэффициента делает предприятие привлекательным для инвесторов.

Важной составляющей анализа является установление соответствия долгосрочных и нематериальных активов источникам их покрытия, а также изучение источников финансирования текущих активов. Необходимо выявить, снизилась или увеличилась доля собственных источников в формировании основных и оборотных средств, на какую сумму в качестве недостающих источников были привлечены краткосрочные финансовые обязательства, то есть кредиторская задолженность.

Следует иметь в виду, что бывают случаи, когда уставный капитал используется для финансирования оборотных активов. Сумма уставного капитала, направленная на финансирование оборотных средств, определяется как разность между уставным капиталом и суммой собственных источников, вложенных в долгосрочные и нематериальные активы. Конечной процедурой анализа является установление факторов, повлиявших на изменение величины собственных оборотных средств, с целью отражения их в финансовом плане.

Заканчивается анализ пассивов оценкой кредиторской задолженности. Необходимо четко сформулировать причины ее возникновения.

Для этого кредиторскую задолженность целесообразно структурировать на следующие составляющие:

· за товары, работы и услуги;

· по векселям выданным;

· по авансам полученным;

· по страхованию;

· по внебюджетным платежам;

· с бюджетом;

· по оплате труда и отчислениям на социальные нужды;

· с дочерними предприятиями.

Отсюда можно сделать сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности на начало планируемого периода и наметить мероприятия по их снижению.

В заключение проводится оценка платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

Платежеспособность может быть оценена с помощью следующих показателей:

· коэффициента текущей ликвидности;

· коэффициента критической ликвидности;

· коэффициента абсолютной ликвидности;

· коэффициента обеспеченности собственными средствами;

· коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности.

Финансовая устойчивость отражает перспективную платежеспособность предприятия, что очень важно для планирования финансов, и оценивается рядом коэффициентов, характеризующих соотношение заемного, собственного и общего капитала.

Сюда входят следующие показатели:

· удельный вес заемных средств в общем капитале;

· удельный вес заемных средств в собственном капитале;

· доля привлечения долгосрочных кредитов и займов для финансирования активов, наряду с собственными средствами;

· коэффициент маневренности собственных средств;

· коэффициент накопления амортизации;

· коэффициент соотношения реальной стоимости основных средств к общей сумме средств;

· коэффициент соотношения реальной стоимости основных средств и материальных оборотных с общей суммой средств;

· способность предприятия оплатить проценты по кредитам.

 

Планирование доходов и поступлений

Планирование доходов и поступлений средств осуществляется на основе расчетов движения денежных потоков предприятия на планируемый период. Расчет планового движения денежных средств в планируемом периоде имеет целью обеспечить контроль за денежными потоками предприятия в ходе осуществления им хозяйственной деятельности. Денежные потоки позволяют определять и планировать размеры избытка или недостатка денежных средств, определять на этой основе размеры привлечения в оборот кредитных ресурсов, а также сроки и суммы их погашения, выплаты процентов по кредитам.

Источниками доходов и поступлений средств предприятия являются:

· прибыль от производственно-хозяйственной деятельности;

· амортизационные отчисления;

· устойчивые пассивы (кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия);

· средства от продажи ценных бумаг, финансовых операций с временно свободной денежной массой;

· паевые, членские взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;

· долгосрочные банковские кредиты;

· займы;

· пожертвования и благотворительные взносы;

· поступления от долевого участия в строительстве;

· финансовые ресурсы, мобилизуемые в процессе строительства (плановые накопления по работам, выполняемым хозяйственным способом), а также мероприятия по снижению себестоимости этих работ, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.

Рассмотрим методику планирования основных источников доходов и поступлений.

1. Прибыль. План по прибыли рекомендуется составлять: в ценах и условиях планируемого периода; в ценах и условиях, сопоставимых с предыдущим годом; в действующих ценах и условиях. Для полного и всестороннего учета влияния изменения цен, использования отчетных данных предыдущего года и обеспечения соответствия между перспективным и текущими планами предприятия расчеты прибыли первоначально должны выполняться в ценах и условиях предыдущего года, а для сопоставления с перспективным планом необходим расчет и в ценах, принятых в перспективном плане.

Одновременно целесообразно определить влияние изменения цен, тарифов, условий оплаты труда и других подобных факторов на издержки производства и прибыль.

Конечным финансовым результатом является балансовая прибыль. Она включает:

· прибыль от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг основного производства;

· прибыль от прочей реализации, в частности, основных фондов и другого ненужного имущества предприятия;

· финансовые результаты от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции (услуг) целесообразно рассчитывать по отдельным видам хозяйственной деятельности раздельно. Такой подход обусловлен тем, что некоторые виды деятельности не облагаются налогами на прибыль и добавленную стоимость (НДС). Это повышает точность и объективность расчетов как налогооблагаемой базы, так и величины налогов и прибыли.

Величину прибыли от реализации продукции (Пб) можно определить по следующей формуле:

(8.1)

где Врi – выручка от реализации i -гo вида продукции в отпускных ценах предприятия, млн. руб.; Офi – отчисления во внебюджетные фонды, включаемые в отпускную цену продукции, млн. руб.; Наi – акцизный налог, млн. руб.; НДСi – налог на добавленную стоимость, млн. руб.; Сi – полная себестоимость реализуемой продукции, млн. руб.

Расчет плановой суммы прибыли целесообразно вести методом прямого счета по каждому виду продукции (услуг) с последующим суммированием результата в целом по предприятию. Результаты расчетов следует свести в таблицу (табл. 8.2).

Показатели табл. 8.2 отражают последовательность и логику выполнения плановых расчетов. Расчет прибыли от реализации конкретного вида продукции начинается с расчета остатков нереализованной продукции на начало планируемого года (конец отчетного года – года, предшествующего планируемому).

В остатки входит готовая продукция на складе, в неотфактурованных поставках (не оформленных транспортными и платежными документами), если такое имеет место, и на ответственном хранении у покупателей (клиентов). Сведения об остатках готовой продукции на начало планируемого года можно взять из данных бухгалтерского учета. Однако на момент составления финансового плана (за один-два квартала до окончания отчетного года) они, как правило, неизвестны.

Поэтому остатки готовой продукции на конец отчетного года рассчитываются, исходя из прогнозных оценок факторов, влияющих на их уровень, например, изменения объемов реализации, формы безналичных расчетов, объема бартерных поставок, платежеспособного спроса.

Затем рассчитываются остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого года, так называемые выходные остатки. Они рассчитываются, исходя из среднесуточного выпуска продукции и норматива запасов готовой продукции в днях по формуле

(8.2)

где П т – годовой объем товарной продукции в отпускных ценах предприятия, млн. руб.; Н о – норматив остатков готовой продукции на складе, дней; 360 – расчетное количество дней в году.

На основе изменения остатков готовой продукции на начало и конец планируемого года и объема товарной продукции, рассчитанных по полной себестоимости и в отпускных ценах, определяется объем реализованной продукции (по полной себестоимости и в отпускных ценах) и доход, полученный от реализации данного вида продукции. Величина дохода (Дв) рассчитывается как сумма дохода от реализации товарной продукции (Двт)и дохода в остатках готовой продукции на начало планируемого года (Двн) за минусом дохода в остатках на конец планируемого года (Двк) по формуле:

(8.3)

Величина дохода по каждому виду продукции (Дв) рассчитывается на основе плана производства, плана изменения остатков готовой нереализованной продукции, отпускных цен и сметы затрат на производство по формуле:

(8.4)

где Вр – выручка от реализации i -го вида продукции в отпускных ценах предприятия; Сi – полная себестоимость, рассчитываемая на основе сметы затрат на производство i -го вида продукции.

На основе сметы затрат рассчитываются затраты на валовую продукцию; производственная и полная себестоимость товарной продукции; себестоимость реализованной продукции; осуществляется нормирование оборотных средств.

В заключение рассчитывается плановый объем прибыли от реализации данного вида продукции (Пб) по формуле:

(8.5)

где Оф – отчисления во внебюджетные фонды от i -й продукции; На – акцизный налог от реализации продукции; НДС – налог на добавленную стоимость продукции; Дв – доход от реализации продукции.

Общий объем плановой прибыли от реализации продукции (работ, услуг) рассчитывается как сумма прибыли по всем видам продукции по формуле

(8.6)

где п – количество видов продукции (работ, услуг), запланированных к реализации в плановом году.

Использование метода прямого счета при планировании прибыли предусматривает наличие на момент расчетов широкого круга различных данных. Однако динамизм внешней среды, неопределенность экономической ситуации иногда не позволяют прогнозировать некоторые экономические параметры, влияющие на финансовые результаты, с достаточной степенью достоверности. В этих случаях приходится довольствоваться оценочными расчетами прибыли, выполняемыми на базе достигнутого уровня прибыли и прогнозируемого процента инфляции.

Прогнозируемый объем прибыли (Пб) рассчитывается по формуле:

(8.7)

где Пбо – фактическая прибыль, полученная в отчетном году; I и – прогнозируемый годовой индекс инфляции.

Если планируемый уровень инфляции на сырье и готовую продукцию предприятия не совпадает с уровнем повышения цен, что имеет место в условиях государственного регулирования уровня цен, то при расчете прибыли от реализации авторы книги «Финансовые планы предприятий» рекомендуют применять дифференцированные поправочные коэффициенты инфляции. Расчет выполняется по формуле

(8.8)

где Врi – выручка от реализации i -й продукции в отпускных ценах; Офi – отчисления во внебюджетные фонды, включаемые в отпускную цену продукции; Наi – акцизы; Сi – полная себестоимость реализованной продукции; НДС – налог на добавленную стоимость; (1 + т)12 – коэффициент роста инфляции на продукцию предприятия; (1 + n)12 – коэффициент роста инфляции на сырье, используемое предприятием.

Эффективным средством прогнозирования прибыли, особенно в зарубежной практике управления, являются графики рентабельности, учитывающие сложные взаимосвязи между издержками, объемом реализации, прибылью и ценой. Они позволяют ответить на ряд сложных вопросов: «Что случится с прибылью, если выпуск уменьшится?», «Что будет с прибылью, если цена увеличится, издержки снизятся, а объем реализации упадет?».

Главная задача заключается в том, чтобы определить точку, для которой денежные доходы равны денежным расходам. Для этого необходимо знать постоянные издержки, переменные издержки, объем продаж, отношение переменных издержек к объему выпуска, объем выпуска и общий объем сбыта. Если эти величины известны, то можно построить график и быстро определить прибыль и убытки. Точка безубыточности может быть также определена аналитическим путем. Одна из возможных формул имеет следующий вид:

(8.9)

где BE – точка безубыточности; Fc фиксированные издержки; Vc переменные издержки; S – соответствующий объем продаж.

 

Формула позволяет проследить влияние различных переменных на положение точки безубыточности. Например, что произойдет, если фиксированные издержки возрастут на 10%?

(8.10)

Каково будет влияние 10%-ного снижения переменных издержек?

(8.11)

Предположим, увеличение цены на 10% приведет к уменьшению количества продаваемых изделий на 5%; как это повлияет на положение безубыточности?

(8.12)

Эта простая зависимость основывается на целом ряде важных допущений: издержки могут быть разделены на переменные и постоянные; переменные издержки прямо пропорциональны объему производства, и это отношение не меняется; продажная цена остается постоянной, так же как остается постоянным общий уровень цен. Если выпускаются различные виды продукции, то делается допущение о том, что структура производства остается неизменной. Исходят также из того, что уровень производительности не меняется, что имеется надлежащая синхронизация производства со сбытом и что она сохраняется для различных объемов выпуска и на различные моменты времени. Эффективность управления считается постоянной, а условия конкурентной борьбы принимаются неизменными. Очень редко подобные допущения соответствуют действительности.

Если отклонения велики и не могут быть подсчитаны, этот метод имеет меньшую ценность, чем в случае, когда отклонения незначительны и могут быть скорректированы. Например, если издержки изменяются при изменении объемов выпуска и зависимость между ними известна и носит нелинейный характер, то это не значит, что такая зависимость не может быть отражена на графике.

Линия издержек на рис. 8.1 не обязательно должна быть прямой. Аналогично, если может быть построена кривая спроса, определяющая объемы продаж, она может быть нанесена на графиквместо прямой линии. Но обычно получение таких данных связано с большими расходами и не практикуется, если это только не ведет к значительному повышению точности расчетов.

Когда фирма выпускает продукцию, в себестоимости которой преобладают издержки на материалы, и цены на материалы колеблются в широком диапазоне, структура производства постоянно меняется, норма прибыли для различных видов продукции различна, расходы на рекламу тесно связаны с объемом продаж, технология производства быстро изменяется, то графики рентабельности могут принести пользу только в том случае, если имеются результаты анализа изменения этих факторов в будущем.

Следует отметить, что простые зависимости, показанные на рис. 8.1, действительно имеют место во многих компаниях в пределах некоторого интервала. В этом интервале, обозначенном на графике заштрихованной областью, функциональные зависимости можно рассматривать как линейные. Обычно этот интервал достаточен, чтобы охватить область прогнозов компании на ближайшее будущее. В этом случае графики рентабельности могут служить простым, но важным инструментом интеграции сложных элементов систем бюджетов и планирования.

Балансовая прибыль предприятия, кроме прибыли от реализациипродукции, включает также прибыль от прочей реализации, прибыль от внереализационных операций.

Под прибылью от прочей реализации понимается финансовый результат от реализации: основных фондов; сырья; материалов; материальных активов в виде лицензий, патентов, торговых марок; ценных бумаг; иностранной валюты и прочего имущества предприятия. Прибыль определяется в виде разницы между отпускной ценой и балансовой стоимостью имущества, расходами на реализацию, косвенными налогами и отчислениями во внебюджетные фонды, включаемыми в отпускную цену.

Внереализационные прибыли (убытки) характеризуют дополнительные возможности предприятия получать доходы в рыночных условиях. Перечень источников таких доходов достаточно широк. К ним можно отнести следующие:

§ доходы от сдачи имущества в аренду и лизинг;

§ доходы от краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений (приобретение акций и долевое участие в деятельности других предприятий, покупка облигаций, предоставление займов другим хозяйствующим субъектам);

§ сальдо уплаченных и полученных штрафов, пени, неустоек (кроме санкций в расчетах с госбюджетом и внебюджетными фондами);

§ прочие доходы (прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде; доходы от дооценки товаров; проценты по денежным средствам на расчетных и депозитных счетах предприятия).

При планировании внереализационных операций важно учесть не только прибыль, но и убытки, которые могут иметь место в плановом периоде.

Основные источники таких убытков:

§ убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, которые необходимо погасить в планируемом периоде;

§ убытки от уценки товаров;

§ убытки от списания дебиторской задолженности, истребовать которую не представляется возможным;

§ затраты по аннулированным заказам;

§ судебные издержки.

2. Амортизационные отчисления. После прибыли они являются вторым источником финансовых ресурсов предприятия. Они предназначены для финансирования затрат, связанных с простым и расширенным воспроизводством основных фондов предприятия. Сумма амортизационных отчислений определяется, исходя из среднегодовой стоимости в планируемом периоде групп амортизируемых основных фондов (здания, сооружения, рабочие машины, оборудование и др.) и средней нормы амортизационных отчислений по этим группам, фактически сложившейся в отчетном году по формуле:

, (8.13)

где Оап – плановая сумма амортизационных отчислений, млн. руб.;

На – средняя фактически сложившаяся норма амортизационных отчислений по отчету за год, предшествующий планируемому, %;

Софп – среднегодовая плановая стоимость амортизируемых основных фондов, млн. руб.

Средняя норма амортизации (На) рассчитывается делением суммы фактически начисленной амортизации по отчету за предшествующий плановому год (Оа) на фактическую среднегодовую стоимость амортизируемых основных фондов (Софф) по формуле

(8.14)

Следует иметь в виду, что в случае применения метода ускоренной амортизации средняя фактически сложившаяся норма амортизации по предприятию может быть увеличена не более чем в два раза. Имеются также особенности
в начислении амортизации на малых предприятиях и по арендованным основным производственным фондам. Так, малым предприятиям разрешено в первый год эксплуатации списывать дополнительно, как амортизационные отчисления, до 20% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы их свыше трех лет. Этот порядок может применяться как в сочетании с методом равномерной амортизации, так и при использовании метода ускоренной амортизации.

При сдаче в аренду предприятиями отдельных объектов основных производственных фондов амортизация планируется и начисляется с отнесением суммы в состав расходов от внереализационных операций, а поступающая от арендатора плата зачисляется в состав доходов от внереализационных операций. При сдаче в аренду целых предприятий или их структурных единиц (например, цехов, участков) амортизация по арендуемым основным фондам планируется арендным предприятием с отражением отчислений в составе себестоимости производимой продукции.

Планируемая сумма амортизационных отчислений рассчитывается в составе издержек предприятия и заносится в табл. 8.1.

3. Финансовые ресурсы строительства. Финансовые ресурсы, мобилизуемые в строительстве, планируются при выполнении работ хозяйственным способом в условиях внутрихозяйственного расчета. В этом случае структурному подразделению предприятия, выполняющему ремонтно-строительные работы, доводятся финансовые показатели: плановые накопления; задания по снижению себестоимости работ; норматив оборотных средств.

К источникам финансовых ресурсов относятся следующие:

• мобилизация внутренних ресурсов в капитальном строительстве;

• плановые накопления и экономия в строительстве.

Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве (Соб) может быть результатом сокращения потребности строительного комплекса предприятия в оборотных средствах или ускорения их оборачиваемости и рассчитывается по формуле

(8.15)

где Он – оборотные активы стройки на начало планового периода, млн. руб.;

Ко – потребность стройки в оборотных активах на конец года, млн. руб.;

Кн, Кк – кредиторская задолженность стройки на начало и конец планового периода, соответственно, млн. руб.

В случае, если потребность в оборотных средствах стройки на конец планируемого года больше их наличия на начало, необходимо увеличивать объем финансирования капитального строительства.

Плановые накопления (Нп) по строительным работам, выполняемым хозспособом, рассчитываются по формуле

(8.16)

где У – планируемый объем строительно-монтажных работ в сметных ценах, млн. руб.;

П – планируемый процент накоплений.

Экономия в строительстве может быть достигнута за счет снижения себестоимости строительно-монтажных работ. Задания по снижению себестоимости устанавливаются в процентах (Пс) и в абсолютном выражении (Зс). Расчет экономии ведется по формуле:

(8.17)

4. Устойчивые пассивы. К устойчивым пассивам относятся средства, не принадлежащие предприятию, но которые по условиям расчетов постоянно находятся в его обращении. Предприятие может до момента погашения задолженности распоряжаться ими по своему усмотрению. Поскольку такое положение может носить систематический характер, устойчивые пассивы являются объектом планирования. В качестве финансовых ресурсов планировать их целесообразно в минимальных размерах.

К устойчивым пассивам относятся следующие средства:

• задолженность по заработной плате рабочим и служащим предприятия;

• отчисления во внебюджетные фонды, связанные с фондом оплаты труда, а также резерв предстоящих платежей по отпускам работающих;

• задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам, авансовым платежам клиентов.

При составлении финансового плана в качестве финансовых ресурсов планируется прирост устойчивых пассивов. Для расчета этой величины первоначально определяются устойчивые пассивы на конец планируемого года. Затем методом сравнения устойчивых пассивов на конец планируемого года с устойчивыми пассивами, учтенными на начало планового периода, определяется величина изменения задолженности.

Минимальная задолженность по заработной плате работникам предприятия (Зз) рассчитывается как произведение среднесуточного расхода заработной платы (Рзс), определенного делением фонда заработной платы четвертого квартала на 90 плановых дней или годового фонда на 360 дней, на число дней минимального разрыва (Др) между днем выплаты заработной платы и последней датой месяца, за который она выплачивается:

(8.18)

Устойчивые пассивы по отчислениям во внебюджетные фонды, связанные с фондом оплаты труда (Уфот), планируются, исходя из суммы задолженности по заработной плате (Зз) и действующего суммарного процента (П) отчислений во внебюджетные фонды:

(8.19)

Резерв предстоящих платежей (ЗОТП) по отпускам работающих планируется в размере минимального остатка по этому счету за последние 12 месяцев, предшествующих планируемому году, с учетом предполагаемого изменения фонда оплаты труда в плановом периоде. Расчет ведется по формуле:

(8.20)

где ЗОТП – минимальные остатки по счету предстоящих платежей, млн. руб.; Iфот – индекс изменения фонда оплаты труда в планируемом периоде.

Задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам планируется в размере 50% от ее минимальной задолженности, числящейся по балансу за год, предшествующий планируемому. В условиях инфляции данную величину можно скорректировать на индекс роста цен на материалы.

Общая сумма прироста устойчивых пассивов по сравнению с прошлым годом заносится в табл. 8.1.

5. Прочие доходы. В состав прочих доходов входят доходы от выпуска ценных бумаг, паевые (членские) взносы членов трудового коллектива предприятия.

Доходы от выпуска ценных бумаг планируются, исходя из размера подписки, а также суммы оставшихся в распоряжении предприятия ценных бумаг и предполагаемого объема их продаж. При планировании доходов от ценных бумаг важно рассчитать оптимальную их структуру, то есть соотношение между отдельными видами ценных бумаг. Чаще всего предприятия прибегают к акциям и облигациям.

Выпуск облигаций эффективен в том случае, если собственник имущества предприятия не хочет отдавать право владения и распоряжения имуществом другим юридическим и физическим лицам. Кроме того, у руководства предприятия должна быть уверенность в том, что средства от продажи облигаций будут использованы эффективно, что позволит регулярно выплачивать проценты по облигациям и своевременно погасить долг.

Средства, полученные от размещения облигаций, образуют заемный капитал предприятия. Средства, полученные в результате выпуска и размещения акций, образуют собственный капитал предприятия. Спектр акций достаточно широк. Сюда входят обыкновенные (простые) и привилегированные (преференциальные) акции.

Привилегированные акции могут быть следующих видов:

• кумулятивные;

• некумулятивные;

• возвратные;

• невозвратные;

• конвертируемые;

• ретрективные;

• преференциальные акции с плавающим (переменным) курсом;

• акции с ордерами;

• преференциальные акции с участием.

Финансовые ресурсы в форме паевых взносов характерны для предприятий коллективной формы собственности (народных предприятий). Паевые взносы имеют место при создании предприятия или в случае расширения его уставного капитала.

Членские взносы характерны для совместного предпринимательства (партнерства). Эти виды поступлений ресурсов могут иметь постоянный характер и уплачиваться с определенной очередностью, что находит свое отражение в финансовом плане.

На основе рассмотренных источников ресурсов рассчитывается итоговая величина доходов и поступлений средств, которая заносится в раздел 1 «Баланса доходов и расходов» (см. табл. 8.1).

 

Планирование расходов и отчислений

Расходы и отчисления предприятия в плановом году составляют раздел 2 финансового плана. В расходной части финансового плана предусматриваются следующие статьи расходов:

• отчисления в фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, на благотворительные цели;

• свободная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

• свободная амортизация, имеющаяся в распоряжении предприятия;

• прочие расходы;

• итого расходов и отчислений;

• превышение доходов над расходами (+) или расходов над доходами (–).

Таким образом, в данном разделе финансового плана отражаются только те расходы предприятия, которые связаны с расширением и развитием производства, удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей трудового коллектива, прочие расходы, финансируемые за счет прибыли и других финансовых ресурсов предприятия.

Конкретные направления и пропорции использования финансовых ресурсов предприятие определяет самостоятельно. Это является результатом стратегического планирования. Законодательство регламентирует только ту часть прибыли, которая должна направляться в государственный бюджет в виде налогов и платежей.

Для эффективного функционирования на принципах коммерческого расчета, проведения сбалансированной стратегии и тактики в условиях рыночной экономики предприятие должно иметь три фон-

да:

• фонд накопления;

• фонд потребления;

• резервный (страховой) фонд.

Фонд накопления предназначен для следующих целей:

• финансирования капитальных вложений; прироста собственных оборотных средств; научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

• уплаты процентов по долгосрочным кредитам.

Фонд потребления предусматривает покрытие следующих расходов:

• вознаграждение трудового коллектива по итогам работы за год;

• оказание единовременной помощи членам трудового коллектива;

• премирование работников за выполнение особо важных производственных заданий;

• культурно-бытовое обслуживание работников предприятия;

• строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских и спортивно-культурных учреждений;

• дотации на питание членам трудового коллектива и др.

Соотношение между этими фондами предприятие устанавливает самостоятельно. Однако хозяйственная практика свидетельствует, что наиболее оптимальным соотношением между ними будет следующее: фонд накопления – 60%; фонд потребления – 40%.

Резервный фонд (страховой) предназначен для компенсации недополучения доходов от предпринимательской деятельности вследствие наступления факторов риска. Эти средства могут быть направлены на корректировку параметров проекта в случае, если его реализация в силу различных причин идет не по намеченному плану.

Рассмотрим порядок планирования основных расходных статей финансового плана.

1. Капитальные вложения. Капитальные вложения составляют значительную часть инвестиций, направляемых на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Объем и структуру капитальных вложений предприятие планирует самостоятельно.

Однако необходимо иметь в виду, что инвестиционная деятельность регулируется государством, что может вносить некоторые ограничения в план. Например, капитальное строительство относится к лицензируемым видам деятельности. Для его ведения необходима государственная экспертиза проектов, декларация объемов и источников финансирования. Основанием для планирования капитальных вложений является наличие проектно-сметной документации, гарантирующей освоение денежных средств: лицензии, решения органа государственной власти об отводе земельного участка, договоров подряда.

Источником финансирования капитальных вложений могут быть собственные и заемные финансовые ресурсы. При планировании их состава и структуры необходимо придерживаться определенной очередности привлечения средств. Так, в первую очередь на финансирование направляются собственные средства: средства, мобилизуемые в процессе строительства, осуществляемого хозспособом, амортизация, прибыль, а также средства долевого участия в строительстве. Во вторую очередь – кредит и другие заемные средства. Все расчеты сводятся в табл. 8.5.

2. Прирост собственных оборотных средств. Основой для планирования инвестиций в расширение собственных оборотных средств служат расчеты по формированию оборотных средств на конец планируемого года. Сравнение полученной величины с нормативом на начало планового периода даст изменение норматива (его рост или сокращение).

Норматив оборотных средств это объем финансовых ресурсов, предназначенных для формирования неснижающихся минимальных запасов оборотных фондов и фондов обращения (сырья, материалов, топлива, готовой продукции на складе и т. д.).

Для расчета изменения норматива составляется табл. 8.6, в которой указываются нормируемые элементы оборотных средств. Целесообразно придерживаться следующего порядка расчетов.

По сырью, основным и вспомогательным материалам, топливу норматив определяется как произведение нормы запаса в днях и однодневного расхода по соответствующему элементу согласно смете затрат на производство.

Норма оборотных средств в днях по видам сырья и основных материалов включает:

• транспортный запас – время пребывания оплаченных материальных ценностей в пути (разница между продолжительностью грузооборота и временем документооборота);

• технологический запас – время разгрузки, складирования и подготовки к производству;

• время пребывания материалов в текущем, складском запасе (50% среднего интервала между поставками);

• страховой запас (50% текущего запаса).

По незавершенному производству и готовым изделиям на складах норматив исчисляется как произведение нормы запасов в днях и однодневных затрат, рассчитанных, соответственно, исходя из себестоимости валовой продукции и производственной себестоимости товарной продукции.

Норма оборотных средств по незавершенному производству исчисляется умножением длительности производственного цикла на коэффициент нарастания затрат (К).

Коэффициент нарастания затрат всегда меньше 1. Он рассчитывается как отношение себестоимости незавершенного производства к общей сумме плановых затрат по формуле

(8.21)

где Зе – единовременные затраты, производимые в начале производственного цикла (сырье, материалы);

Зц – последующие затраты для окончания процесса производства (зарплата, другие расходы).

По запасным частям, малоценным и быстроизнашивающимся предметам норматив рассчитывается как произведение норм оборотных средств и тех показателей, по отношению к которым исчислены эти нормы (стоимость производственного и силового оборудования, численность работников).

Норматив запасов готовой продукции (Нтм) рассчитывается по формуле

(8.22)

где Зс – среднесуточные затраты на производство продукции, тыс. руб.; Ио – интервал отгрузки готовой продукции, дн.; Вд – время на оформление платежных документов, дн.

Общий норматив собственных оборотных средств по предприятию определяется как сумма нормативов по отдельным элементам.

Указанный метод расчета норматива оборотных средств весьма трудоемок. Поэтому в практике планирования применяются укрупненные методы расчета. Например, можно определять норматив путем умножения однодневного расхода материальных ценностей в целом по предприятию на среднюю сложившуюся норму запаса в днях.

Иногда при составлении финансового плана пользуются методом коэффициентов, учитывающих соотношение между темпами роста объема производства и величиной нормируемых оборотных средств. В этом случае нормируемые оборотные средства подразделяются на две группы: зависящие и не зависящие от роста объема производства. Норматив по первой группе рассчитывается путем умножения этой части норматива оборотных средств на начало года на индекс роста объема товарной продукции в планируемом периоде. Норматив оборотных средств по второй группе может планироваться на прежнем уровне или увеличиваться на планируемый процент инфляции.

3. Проценты по долгосрочным кредитам. Расходы по обслуживанию долгосрочных банковских кредитов планируются на основе договоров с кредитными учреждениями и сведений банков о возможных изменениях в размере процентной ставки и методики расчета суммы процентов. Планируемая сумма процентов за пользование кредитами может быть рассчитана следующими методами:

• методом простых процентов, когда проценты начисляются и выплачиваются ежегодно в установленном размере;

• методом сложных процентов. В этом случае ежегодно начисляемые проценты не выплачиваются в течение всего срока пользования кредитом, а присоединяются к сумме задолженности по кредиту и в последующие периоды сами приносят кредитору проценты;

• методом снижающихся процентов, когда сумма уплачиваемых ежегодно процентов снижается, а сумма подлежащих уплате процентов начисляется от уменьшающегося остатка долга.

4. Расходы по смете фонда потребления. При планировании данных расходов необходимо исходить из принятых в коллективном договоре, уставе предприятия и отраслевых тарифных соглашениях обязательств по социальной защите членов трудового коллектива предприятия.

При расчете отдельных статей затрат необходимо учитывать следующие факторы:

• численность работающих;

• уровень средней заработной платы на предприятии;

• условия труда и быта сотрудников;

• расположение предприятия.

5. Платежи в бюджет. В финансовом плане предприятия отражаются не только те платежи в бюджет, источником которых является прибыль. К ним относятся: налог на недвижимость, налог на доходы, налог на прибыль. Все другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды в плане отражаются за балансом «Справочно». Расчеты сумм налогов, подлежащих перечислению в бюджет, выполняются в соответствии с действующими методическими рекомендациями Государственного налогового комитета, доведенными лимитами и нормативами.

Плановые расчеты сумм налога на добавленную стоимость и акцизы рекомендуется выполнять по формуле

(8.23)

где Н – сумма налога; Ооб – планируемый облагаемый оборот, млн. руб.; Пи – средний процент изъятия, сложившийся по отчету за предшествующий плановому год, исчисляемый путем деления суммы соответствующего налога за отчетный период на объем реализованной продукции, облагаемой налогом за этот же период.

 

Проверка финансового плана

Назначение данной процедуры состоит в том, чтобы по каждой статье затрат определить источники финансирования и распределить доходы по направлениям. Баланс доходов и расходов предприятия осуществляется по принципу: на покрытие расходов, в первую очередь, направляются собственные доходы. При этом учитывается целевое использование доходов и очередность их направления по статьям затрат. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами банка или другими заемными ресурсами.

При достижении баланса доходов и расходов переходят к заполнению формы финансового плана предприяти. Эта процедура предполагает разноску показателей шахматки по соответствующим разделам финансового плана, подсчет итоговых показателей и четырех следующих проверочных показателей:

• превышение доходов над расходами;

• превышение расходов над доходами;

• превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета;

• превышение ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.

Критерием правильности финансового плана является соблюдение следующих соотношений: величина превышения доходов над расходами должна равняться сумме превышения платежа в бюджет над ассигнованиями из бюджета, а величина превышения расходов над доходами – величине превышения ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.

Оперативные финансовые планы

Наряду с годовым финансовым планированием, главной целью которого является согласование планируемых расходов и финансовых возможностей в годовом разрезе, не менее важное значение имеет финансовое планирование на более короткие отрезки времени (месяц, декаду, пятидневку). Для этого на предприятиях разрабатывают оперативные финансовые планы. К ним относятся платежный календарь и кассовый план.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.