Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подбросить выше - увидеть дальше






Последние задачи нашего конкурса не сложнее предыдущих. Но вот, что любопытно. Поскольку задачи взяты были из жизни, то все они имеют конкретное решение, за которое в свое время изобретатели получили авторские свидетельства или патенты, а ученые - свидетельства об открытиях. Между тем среди решений, которые давали слушатели курсов ТРИЗ и РТВ, есть и такие, которые не соответствуют реальным действиям изобретателей. Так что же, эти решения неверны?

Это сложный вопрос, и я к нему еще вернусь. А сейчас давайте разберем решения задач.

Задача первая - как стрелять пилоту самолета, если перед ним пропеллер, и пули попадают в лопасти? Напомню, что проблема эта возникла не сейчас, а в те давние годы первой мировой войны, когда до эры реактивной авиации оставалось еще лет тридцать.

Итак, противоречие: нужно стрелять через винт (чтобы попасть в противника), и нельзя стрелять (чтобы не попасть в собственные лопасти). Решение противоречия тоже стандартно: разделить противоречащие друг друга части в пространстве или во времени. В пространстве? Это как же? Пули не должны лететь вперед, через пропеллер? Но ведь тогда придется стрелять куда-то вбок, а это сразу скажется на точности. Эта идея, кстати, рассматривалась тоже и была в свое время отвергнута французскими конструкторами.

Значит - разделить во времени. А это как? Да очень просто - как в кино. Вспомните принцип стробоскопа, и все станет ясно. Именно так и поступили немецкие изобретатели в 1914 году: они поставили на пулемет синхронизатор, связанный с лопастями пропеллера. Выстрел производился таким образом, чтобы пуля вылетала из ствола пулемета в момент, когда впереди нет лопасти. Задача вторая - о подсолнухах. Житейская, кстати, задача: так " смотрят" подсолнухи на солнце или нет, в конце-то концов? Ответ, который дали ученые-ботаники, вполне диалектичен: и да, и нет. Опять разделение во времени! Оказывается, в определенные периоды своего развития подсолнух действительно все время поворачивает свою " шляпку" вслед за солнцем. Но этот период сменяется другим, и вот тогда-то подсолнуху вовсе без разницы, где находится солнце, и находится ли оно над горизонтом вообще! Как видите, метод устранения противоречий действует не только в изобретательстве, но и в живой природе. И это естественно - разве живая природа развивается не по тем же законам, что природа искусственная, создаваемая людьми?

Третья задача - о северных охотниках. Напоминаю: кругом тундра, низкорослые деревья, а вам нужно осмотреться в поисках стада оленей. Как быть? Сопок вокруг нет, а деревья тонкие, на них не влезешь.

Ответ легко найти, используя оператор РВС. Помните? Нужно менять или размеры объекта (в данном случае это невозможно), или его стоимость (что тоже не годится), или - время действия. Вот это и есть решение. Чтобы осмотреться и понять, где он находится, хорошему охотнику-оленеводу достаточно буквально одной секунды. Именно эту секунду он и имеет в запасе, когда друзья… подбрасывают его вверх, на высоту, превышающую высоту деревьев - это ведь всего-то три метра! Делают своеобразный батут - подбрасывают охотника на одеялах (я ведь не зря упомянул одеяла в условии задачи!). Кстати, в условии была и подсказка: о том, что для оценки ситуации охотнику достаточно секунды…

И наконец четвертая, последняя задача многоборья: как Л.М.Исаев справился с малярийными комарами? Напоминаю - пока личинки комаров находятся в озерах, с ними еще можно справиться, но когда они становятся комарами… А личинкам нужно дышать, нужен кислород. Значит, естественное решение: преградить доступ кислорода к местам, где скапливаются личинки, то есть - в глубину озера.

Надо сказать, Л.М.Исаев применил в свое время достаточно варварский метод - но ведь цели своей он достиг, и эпидемия малярии была предотвращена. Врач попросту разлил на поверхности озера бензин. Бензин легче воды, образовалась пленка, сквозь которую воздух в глубину поступать не мог. Личинки погибли, а потом тогдашним " экологам" осталась неблагодарная задача - очистить поверхность от бензиновой пленки.

Чего не сделаешь ради здоровья…






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.