Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачник для Творца






Вообще говоря, прежде, чем приступить к решению задач, нужно хорошо усвоить теорию. Но изучать ЖСТЛ - жизненную стратегию творческой личности - можно до конца жизни, особенно, если изучаешь на собственном примере. С другой стороны, решая задачи, лучше понимаешь теорию. Вот и попробуйте представить себя на месте творческой личности. Как бы поступили вы? Какие вы можете предложить решения? Не ждите ответов в следующем номере - их не будет, а почему - вы сами поймете, прочитав условия задач.

Задача первая. Вообразите себя на месте известного полярного исследователя О.Ю.Шмидта. В 1909 году, будучи студентом, Отто Юльевич составил список необходимых книг, отведя на чтение каждой определенное число часов. Когда он подсчитал, оказалось, что для того, чтобы прочитать все отобранные книги, нужна… тысяча лет!

Вот вам задача. Составьте и обоснуйте список из десяти художественных книг, чтение которых представляется вам совершенно обязательным для творческого человека. А потом составьте список из десяти абсолютно необходимых научно-технических книг. Когда (и если) вы справитесь с этим заданием, отберите десять абсолютно необходимых книг по истории. Пришлите ваши списки в редакцию, и совместными усилиями мы, возможно, узнаем, наконец, без каких тридцати книг современный человек, претендующий на звание творческой личности, не может обойтись ни в коем случае.

Задача вторая. Рассказывая о ЖСТЛ, я упоминал о дебютном ходе: о том, что путь в творчество чаще всего начинается с какого-то события, запомнившегося на всю жизнь. Попробуйте конкретизировать. Какое событие, по вашему мнению, способно перевернуть жизнь ребенка дошкольного возраста? Может быть, вы сами оказались причастны к такому событию в жизни вашего сына или внука? Может быть, такое событие произошло в вашей жизни, когда вы еще " под стол пешком ходили"?

Если вы справились с этим заданием, подумайте, как нужно воздействовать на личность школьника пятого класса? На выпускника средней школы? На студента, обладателя первой степени? На молодого специалиста? На опытного инженера сорока лет? На " молодого" пенсионера?

Подчеркиваю: речь идет о том, каким должен быть в каждом случае начальный толчок, способный изменить жизнь. И не нужно улыбаться - даже пенсионер, никогда творчеством не занимавшийся, способен " вдруг" ощутить в себе некие силы… Нужен толчок, импульс, вот и подумайте, каким он может быть.

Задача номер три выглядит достаточно простой, но только на первый взгляд. В ней есть " подводный камень": решая задачу, вы, сами того не желая, можете сыграть не за творческую личность, а за " черных", за жизненные обстоятельства.

Постарайтесь, чтобы этого не случилось. А условие задачи таково: назовите цель (например, связанную с вашей специальностью), которая сегодня считается еретической, безумной, бредовой, но через 50-100 лет станет, по вашему мнению, признанной и вполне респектабельной. И, кстати, скажите, пожалуйста, почему вы сами эту цель не разрабатываете? Кишка тонка? Или не хочется лишних неприятностей?

Четвертая задача более конкретна. Мы уже не мыслим себе жизни без автомобилей, пробки на израильских дорогах стали привычным явлением. Но, с другой стороны, автомобили разрушают биосферу, уничтожают запасы нефти, убивают людей. Предположим, что у вас есть возможность отменить полностью или частично " автомобильный образ жизни". Как бы вы построили наш безавтомобильный мир? Как решали бы производственные задачи? Какие другие ценности предложили бы жителям страны вместо так любимого ими автомобиля? Как удержали бы жителей от бегства в другие страны, где автомобиль не стал " персоной нон грата"?

Попробуйте сконструировать такой реальный безавтомобильный мир. Задача очень непростая, вполне достойная творческой личности, овладевшей приемами развития фантазии. Кстати, не предлагайте перейти на электромобили - это ведь ничего в принципе не меняет.

СЫГРАТЬ ЗА " ЧЕРНЫХ"

До сих пор мы рассматривали игру под названием " жизнь" с точки зрения игрока, играющего за " белых". Мы представляли себя творческими личностями, мы добивались своих целей, а внешние обстоятельства, игравшие за " черных", нам, естественно, мешали. Но согласитесь, в реальной жизни часто случается так, что нам с вами достается неблагодарная роль играть за " черных". К примеру, вы работаете в патентном бюро, и к вам приходит изобретатель… Вы называете его " чайником", он досаждает вам своими претензиями, и вы с легкой душой отправляете его прочь, делая, таким образом, классический ход " черных" в окончании дебютной стадии ЖСТЛ.

Господа, если вам доведется играть за " черных", помните, что играете вы не в шахматы, и что " белые" - это не противник за доской, а творческая личность, которой вы можете сломать жизнь!

И чтобы вы поняли сложность игры, вот еще две задачи из учебника ЖСТЛ. Я приведу два отрывка, две модели ситуаций, две " позиции" в игре. А вы подумайте, как поступили бы вы, играя за " белых". А за " черных"? И еще - как бы вы поступили, глядя на игровую ситуацию со стороны?

Позиция первая - отрывок из школьного сочинения, посвященного теме " Кем я хочу стать? ":

" Я хотел бы, получив аттестат, пойти в армию и овладеть профессией водителя. После армии я бы хотел купить дом, но не в городе, а где-нибудь в селе, жениться и иметь трех детей, а также собаку и автомобиль. А может, я и не женюсь и буду холостяком. Стране нужны счастливые люди, у которых есть работа. Сперва нужно исходить из этого."

Вы думаете, что это простая позиция? Вы ошибаетесь. Определите для начала, кто здесь " белые", а кто " черные"!

А вот второй отрывок, вторая жизненная позиция. Приведенные ниже слова написаны на старости лет Альбертом Эйнштейном:

" Я никогда беззаветно не принадлежал ни стране, ни государству, ни кругу друзей, ни моей семье. Внешние условия играли второстепенную роль в моих мыслях и чувствах. Восприятие мира рассудком, отбрасывая все субъективное, стало сознательно или бессознательно моей высшей целью… Материальное благополучие и счастье не казалось мне единственной целью жизни."

Позиция ясна, верно? Попробуйте сыграть за " черных", за внешние обстоятельства. А потом поставьте себя на место " белых" и сделайте ход за Эйнштейна. Нет, я не прошу, чтобы вы заново создавали теорию относительности! Ведь мы играем не в науку, а в жизнь…

Кстати, о жизни. Согласитесь, что сейчас не время для одиночек. Если в начале века Эйнштейн мог сам создать новую теорию, включая ее математический аппарат, то в наши дни чаще приходится говорить не о творческой личности, а о творческих коллективах. Конечно, если против жизненных обстоятельств играет не личность, а коллектив, правила игры немного меняются. Пример идеального творческого коллектива - три мушкетера и Д'Артаньян из романа Александра Дюма. Каждый из четверки друзей имеет свою особенность, каждый играет свою роль, и все они взаимно дополняют друг друга. Именно исходя из такого " принципа дополнительности" и должен создаваться творческий коллектив - это одно из важнейших условий для победы. А теперь присмотритесь: часто ли вы сами или ваши знакомые олим, создавая фирмы или открывая новое дело, подбираете себе компаньонов, пользуясь " принципом дополнительности"? И не потому ли так много олимовских фирм терпят поражение уже в дебюте? " Черные" -то играют по правилам и обычно делают лучшие ходы!

Вот еще одна задачка: как по-вашему, может ли творческий коллектив состоять только из нетворческих личностей? Что будет представлять собой такой коллектив, как он будет функционировать, какие задачи сможет решать? Одно дело, если речь идет о посреднической фирме (кстати, добьется ли успеха такая фирма, если в ней нет ни одной творческой личности?), и совсем, вроде бы, другое - коллектив ученых, созданный для решения научной задачи…






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.