Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этот противоречивый мир






Не будем временно говорить о приемах развития воображения. Во-первых, хочу дать читателю время освоиться с теми приемами, с которыми мы уже познакомились. А во-вторых, хочу, чтобы читатель не думал, что наука о сильном мышлении состоит всего лишь из набора приемов - выучил, и стал изобретателем.

Конечно, все сложнее. Отдельные приемы были известны изобретателям и раньше, даже в прошлом веке. У психологов можно найти списки двадцати-тридцати приемов. Многим казалось - вот пополним список, будем пользоваться не десятью приемами, а сотней, и все, никакая техническая проблема не устоит. Однако быстро обнаружилось, что с помощью простых приемов можно решать только простые задачи, вроде похищения картин (кстати, вы-то эту задачку решили?) или измерения температуры жука (вы уже придумали ответ?). А чтобы решить задачу посложнее, нужно использовать комбинации приемов, число комбинаций очень велико - десятки тысяч! Так что же, возвращаться к старому методу тыка и перебирать, только теперь не идеи, а приемы?

Нет, конечно. Автор ТРИЗ Г.С.Альтшуллер " перевернул" проблему (прием " наоборот") и сказал: прежде чем пытаться сделать изобретение, давайте разберемся, что это такое - изобретательская задача.

Вспомним задачу о переводе стихов-пародий из " Алисы в стране чудес". В чем трудность? Перевод делается, естественно, не для англичан - им-то русский текст ни к чему. Но чтобы понять смысл пародии, нужно знать какое стихотворение пародируется. А чтобы читатель знал это стихотворение, он должен быть англичанином. Что получается? Читатель должен быть англичанином, и читатель не должен быть англичанином…

Противоречие.

Вот-вот! Именно из противоречия и возникает любая изобретательская задача. Только ли изобретательская? Нет - любая задача на воображение.

Есть противоречие и в задаче об измерении температуры жука. Чтобы измерить температуру нужен градусник, и в то же время - градусник не нужен, потому что жуку его некуда поставить!

А задача о фальшивых картинах? Противоречие: подписи экспертов были поставлены на подлинниках, но эти самые подписи стоят на подделках!

А уж какое очевидное противоречие в задаче о разгрузке минеральных удобрений! Груз нужно нагревать (иначе, вроде бы, заледеневшие глыбы не разбить), и груз нагревать не нужно (уходит очень много топлива).

Нет задачи без противоречия. Но ведь нет и решения, если противоречие остается. И неужели наука о сильном мышлении, в которой существуют десятки приемов фантазирования, не придумала способов, как избавляться от всякого рода противоречий?

Вопрос риторический. Конечно, такие способы есть. Вот два. Первый: нужно разделить противоречащие свойства в пространстве. Второй: нужно разделить противоречащие свойства во времени. Классический пример - проблема запертой комнаты. Убили миллионера, труп лежит в комнате, закрытой изнутри. Все заперто - двери, окна, форточки. Противоречие: убийство произошло (вот же труп!), но его не могло быть (как вошел и вышел убийца?). И решение - либо убийство произошло, когда комната еще не была запертой (разделение во времени!), либо убили в другом месте (разделение в пространстве!).

Вот вам, кстати, подсказка к решению задачи о подделке картин: нужно разделить подлинники картин и подписи к ним… в пространстве. Как? С помощью одного из уже известных нам приемов воображения!

А чтобы потренироваться, давайте сыграем в игру, которая называется " Хорошо-плохо" или " Цепочка противоречий".

Соберите вечером всю семью за олимовским столом и начните:

- Я говорю " Идет дождь. Это хорошо, потому что после дождя лучше растут цветы". А ты, Соня (это вы жене), подхватываешь " Цветы растут лучше - это плохо, потому что, когда в квартире много цветов, начинает болеть голова". Тогда ты, Лена (это вы дочке), говоришь " Но если болит голова - это хорошо, потому что тогда не нужно делать уроки". А Игорь (это - сын) продолжает " Если не нужно делать уроки - это плохо, потому что тогда меньше знаешь." Круг замыкается, теперь опять ваша очередь: " Меньше знать - это хорошо, потому что…"

Поняли принцип? Так и продолжаете " это хорошо, потому что… А это плохо, потому что…" И тянете эту цепочку противоречий до тех пор, пока не окажется, что для очередного раунда вы уже не в состоянии придумать логичной причины.

Потренируйтесь, а потом, вместо того, чтобы перед сном читать детектив или смотреть боевик, сосредоточьтесь и " нарисуйте" цепочку " плохо-хорошо…" для такой начальной фразы: " На юге теплый климат, и это хорошо, потому что…"






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.