Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание смерти Христа с точки зрения медицины






(из «New Wine Magazine», апрель 1982; первоисточник – журнал «Arizona Medicine»,
март 1965)

В этой статье я хочу обсудить некоторые физические аспекты страстей, или страданий, Иисуса Христа. Мы проследим его путь из Гефсиманского сада на суд, затем, после его бичевания, шествие на Голгофу и, в конце концов, его последние часы на кресте...

Я начал с того, что занялся изучением того, как практически осуществлялся акт распятия, т.е. истязания и лишения человека жизни, когда его пригвоздили к кресту. По всей видимости, первое известное в истории распятие совершили персы. Александр Македонский и его военачальники возобновили эту практику в странах Средиземноморья – от Египта до Карфагена. Римляне переняли распятие у Карфагенян и быстро, как и все, что они делали, превратили его в эффективный способ казни. Некоторые римские авторы (Ливий, Цицеро, Тацит) пишут об этом. Некоторые нововведения и изменения описываются в древнеисторической литературе. Я упомяну только несколько из них, имеющих отношение к нашей теме. Вертикальная часть креста, иначе ножка, может иметь горизонтальную часть, иначе древо, расположенную на 0, 5 - 1 метра ниже вершины – как раз такую форму креста мы считаем сегодня классической (позже он был назван латинским крестом). Однако в те дни, когда наш Господь жил на земле, форма креста была иная (наподобие греческой буквы тау или нашей буквы Т). На этом кресте горизонтальная часть креста располагалась в выемке на вершине ножки. Существует достаточно много археологических свидетельств того, что Иисус был распят именно на таком кресте.

Вертикальная часть, или ножка, обычно находилась на месте казни, и осужденный человек должен был нести древо креста, весившее около 50 кг, от тюрьмы до места казни. Без каких-либо исторических или библейских доказательств художники средневековья и эпохи Ренессанса изображали Христа, несущего целиком весь крест. Многие из этих художников и большинство скульпторов сегодня изображают ладони Христа, в которые забиты гвозди. Римская историческая летопись и экспериментальные доказательства говорят о том, что гвозди вбивались между малыми костями запястья, а не в ладони. Гвоздь, вбитый в ладонь, разорвет ее сквозь пальцы под действием веса тела осужденного. Это ошибочное мнение, возможно, явилось результатом недопонимания слов Христа, обращенных к Фоме – «Посмотри руки мои». Анатомы, как современные, так и древние, всегда считали запястье частью руки.

Небольшую дощечку с надписью о преступлении осужденного обычно несли впереди процессии, а затем прибивали к кресту над головой. Эта табличка вместе с древком, прикрепленным на вершине креста, могла создать впечатление формы, характерной для латинского креста.

Страдания Христа начинаются уже в Гефсиманском саду. Из многих аспектов я рассмотрю только один, представляющий собой физиологический интерес: кровавый пот. Интересно, что Лука, который был врач среди учеников, единственный упоминает об этом. Он пишет: «И в мучениях еще усерднее молился Он. И, словно капли крови, падал на землю пот Его». Современные исследователи использовали все немыслимые попытки, чтобы подыскать объяснение этой фразе, очевидно пребывая в ложной уверенности, что этого не может быть.

Много напрасных усилий можно было бы избежать, если обратиться к медицинской литературе. Описание явления гемптидроса, или кровяного пота, хотя и очень редко, но встречается в литературе. Во время большого эмоционального стресса мельчайшие капилляры в потовыделяющих железах разрываются, что приводит к смешению крови и пота. Одно лишь это могло вызвать у человека состояние сильной слабости и, возможно, шока.

Мы опускаем здесь места, связанные с предательством и арестом. Должен подчеркнуть, что важные моменты страданий Христа отсутствуют в этой статье. Возможно, это огорчит вас, но для того, чтобы следовать нашей цели – рассмотреть только физические аспекты страданий – это необходимо. После ареста ночью Христа привели в Синедрион к первосвященнику Каиафе. Здесь ему наносят первую физическую травму, ударяя по лицу за то, что он молчал и не отвечал на вопрос первосвященника. После этого охранники дворца надели ему повязку на глаза и издевались над ним, требуя сказать, кто из них плевал и бил по лицу.

Утром Христа, избитого, жаждущего и изнеможённого от бессонной ночи, ведут по Иерусалиму в Преторию Крепости Антония, место, где находился прокуратор Иудеи, Понтий Пилат. Вам, конечно, известно, что Пилат попытался переложить ответственность за принятие решения на тетрарха Иудеи Ирода Антипу. Очевидно, что у Ирода Христу не причиняли физических страданий, и он был приведен обратно к Пилату.

И вот затем, уступая крикам толпы, Пилат приказал освободить мятежника Варавву и осудил Христа на бичевание и распятие. Существует много разногласий среди авторитетных ученых относительно того, что бичевание служило прелюдией к распятию. Большинство римских писателей того времени не связывают вместе эти два вида наказания. Многие исследователи считают, что первоначально Пилат приказал бичевать Иисуса и этим ограничиться, а решение о смертной казни через распятие было принято под давлением толпы, утверждающей, что прокуратор не защищает данным образом Кесаря от человека, называвшего себя Царем Иудейским.

И вот идет подготовка к бичеванию. С узника срывается одежда, и его руки привязывают над головой к столбу. До конца не ясно, пытались ли римляне соблюдать иудейский закон относительно бичеваний. У иудеев был древний закон, по которому запрещалось наносить более чем сорок ударов. Фарисеи, всегда следившие за неукоснительным соблюдением закона, настаивали на том, чтобы число ударов было тридцать девять, т.е. в случае ошибки при счете закон, тем не менее, не был нарушен. Римский легионер приступает к бичеванию. В руках у него плеть, которая представляет собой короткий кнут, состоящий из нескольких тяжелых кожаных ремней с двумя маленькими свинцовыми шариками на концах. Тяжелая плеть со всей силой снова и снова опускается на плечи, спину и ноги Христа. Вначале тяжелые ремни рассекают только кожу. Затем они врезаются глубже в подкожную ткань, вызывая кровотечение из капилляров и подкожных вен, и, наконец, приводя к разрыву кровяных сосудов в мышечной ткани.

Маленькие свинцовые шарики сначала образуют большие и глубокие кровоподтеки, которые при повторных ударах разрываются. Под конец этой пытки кожа на спине свисает длинными клочьями, и все это место превращается в сплошное кровавое месиво. Когда руководящий этой экзекуцией сотник видит, что узник близок к смерти, бичевание, наконец, прекращается.

Христу, находящемуся в полусознательном состоянии, развязывают руки, и он падает на камни, залитые кровью. Римские воины решают теперь позабавиться над этим провинциальным евреем, заявляющим, что он царь. Они набрасывают на его плечи одежду и дают ему в руки палку в качестве скипетра. Но нужна еще корона, чтобы завершить эту забаву. Они берут небольшой пучок гибких веток, покрытых длинными шипами (обычно используемых для костра) и сплетают венок, который надевают на его голову. И снова происходит обильное кровотечение, поскольку на голове расположена густая сеть кровеносных сосудов. Наглумившись вдоволь и разбив его лицо, легионеры берут у него трость и бьют его по голове, чтобы терновые шипы еще глубже впивались в кожу. Устав, наконец, от этой садистской забавы, они срывают с него одежду. Она прилипла уже к сгусткам крови на ранах и ее срывание, также как и неосторожное снятие хирургической повязки, вызывает мучительную боль, почти такую же, как если бы его снова хлестали плетью; и раны опять начинают кровоточить. Из уважения к еврейской традиции римляне возвращают ему одежду. Тяжелое древо креста привязывают к его плечам, и процессия, состоящая из осужденного Христа, двух разбойников и отряда римских легионеров, начинает свое медленное шествие на Голгофу. Несмотря на все усилия Христа идти прямо, это ему не удается, и он, спотыкаясь, падает, так как деревянный крест слишком тяжел, и было потеряно много крови. Грубая поверхность древа раздирает кожу на плечах. Иисус пытается встать, но силы оставляют его. Сотник, проявляя нетерпение, заставляет некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, взять и нести крест вместо Иисуса, который, в холодном поту и теряя много крови, пытается идти сам. Путь от крепости Антония до Голгофы длинной 600 метров, наконец, завершен. С узника снова срывают одежду, оставляя только набедренную повязку, что позволялось евреям.

Начинается распятие, и Христу предлагают выпить вино, смешанное с миррисом – слабо анестезирующая смесь. Он отказывается от нее. Симону приказывают положить крест на землю и затем быстро кладут Христа спиной на крест. Легионер проявляет некоторое замешательство перед тем, как он вбивает тяжелый, квадратный, кованый гвоздь в запястье руки и пригвождает ее к кресту. Он быстро проделывает тоже самое с другой рукой, стараясь не тянуть ее слишком сильно, чтобы дать некоторую свободу в движениях. Древо креста затем поднимается и водружается на вершине ножки креста, после чего прибивается табличка с надписью: “ИИСУС НАЗАРЯНИН, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ”.

Левую ступню прижимают к правой пальцами вниз и вбивают гвоздь в подъем ступней, оставляя колени слегка согнутыми. Распятие жертвы завершено. Его тело повисает на гвоздях, вбитых в запястье, что вызывает мучительную нестерпимую боль, которая отдает в пальцы и пронзает всю руку и мозг – гвоздь, вбитый в запястье, давит на срединный нерв. Пытаясь уменьшить нестерпимую боль, он поднимается, перенося вес своего тела на ноги, прибитые гвоздем к кресту. И вновь жгучая боль пронзает нервные окончания, расположенные между плюсневыми костями ступни.

В этот момент происходит еще одно явление. По мере того, как накапливается усталость в руках, волны судорог проходят по мышцам, оставляя за собой узлы неослабевающей пульсирующей боли. И судороги лишают его возможности приподнять свое тело. Из-за того, что тело повисло на руках, грудные мышцы парализованы, а межреберные мышцы не могут сокращаться. Воздух можно вдохнуть, но нельзя выдохнуть. Иисус изо всех сил пытается подтянуться на руках, чтобы сделать хотя бы маленький глоток воздуха. В результате накопления углекислого газа в легких и крови судороги частично ослабевают, и появляется возможность приподняться и сделать выдох, чтобы затем получить спасительный глоток воздуха. Несомненно, именно в этот период времени он произносит семь коротких фраз, которые приведены в Святом Писании.

Первую фразу он произносит, когда смотрит на римских воинов, делящих его одежду, бросая жребий: “Отец, прости им, ибо они не ведают, что творят”.

Вторую – когда обращается к раскаявшемуся разбойнику: “Истинно говорю тебе, сегодня будешь со Мной в раю”.

Третью – когда видит в толпе свою мать и убитого горем юного апостола Иоанна: “Вот сын твой, о женщина” и “Вот мать твоя”.

Четвертую, являющуюся первой строфой 21-го Псалма: “Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня? ”

Проходят часы непрекращающихся мук, судороги пронзают все тело, возникают приступы удушья, жгучей болью отдается каждое движение, когда он пытается приподняться, так как раны на спине вновь раздираются о поверхность креста. После этого следует другая агония: сильная сдавливающая боль возникает в груди из-за того, что кровяная сыворотка медленно заполняет околосердечное пространство, сжимая сердце.

Вспомним слова из 21-го Псалма (стих 15): “Я пролился, как вода; сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей”. Все почти кончено: потеря жидкости в теле достигла критической точки, сдавленное сердце еще пытается перекачивать густую и вязкую кровь через сосуды; измученные легкие делают отчаянную попытку втянуть хоть немного воздуха. Чрезмерное обезвоживание тканей приносит мучительные страдания. Иисус издает крик: “Меня мучает жажда” – это пятая его фраза.

Вспомним другую строку из пророческого 21-го Псалма: “Сила моя иссохла, как черепок, язык мой прилип к гортани моей, и ты свел меня к персти смертной”. Губка, смоченная в дешевом кислом вине Поска, которое было в ходу у римских легионеров, подносится к его губам. Он, видимо, ничего не пил. Страдания Христа достигают крайней точки, он чувствует холодное дыхание приближающейся смерти. И он произносит свою шестую фразу, которая не является всего лишь причитанием в предсмертной агонии: “Вот теперь все”.

Его миссия искупления грехов человеческих завершена, и он может принять смерть. Еще одно последнее усилие, он снова упирается разбитыми ступнями ног, выпрямляет колени, делает вдох и издает свою седьмую и последнюю фразу: “Отец, в Твои руки передаю дух Мой”.

Остальное известно. Не желая омрачать субботу перед Пасхой, евреи попросили о том, чтобы казненных сняли с крестов. Обычным методом, используемым для завершения казни через распятие, было перебивание костей голени. Тогда жертва не сможет больше подниматься на ногах и вследствие большого напряжения в мышцах груди наступает быстрое ухудшение. Ноги у двух разбойников были перебиты, но когда воины подошли к Иисусу, то увидели, что в этом уже нет необходимости, и таким образом сбылось Писание: “Кость его да не сокрушится”. Один из воинов, желая убедиться в том, что Христос умер, пронзил его тело в области межреберья по направлению к сердцу. В Евангелии от Иоанна, гл.19 ст.34, говориться: “и сразу же кровь и вода хлынули из раны”. Это говорит о том, что вода вышла из объема вокруг сердца, а кровь – от пронзенного сердца. Таким образом, у нас есть достаточно убедительные посмертные доказательства, что наш Господь умер не обычной при распятии смертью – от удушья, но от сердечной недостаточности вследствие шока и сдавливания сердца жидкостью в перикардии.

Итак, мы увидели то зло, на которое способен человек по отношению к другому человеку – и к Богу. Это весьма неприглядная картина, которая производит угнетающее впечатление. Как же благодарны мы должны быть Богу за Его милосердие к человеку – чудо искупления грехов и ожидания пасхального утра!

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.