Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 1. Досократические школы.

  1. Милетская школа

· Представители: Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, Эмпедокл

· Общие принципы: основополагающий принцип или начало природы – архэ – то, из чего все вещи состоят, из чего, как из первого возникают и во что, как в последнее, уничтожаются; рациональное (научное) объяснение мира

· Основные понятия: причина ß à следствие; движение; становление; единство ß à множественность; закон (логос); фюзис – принцип объяснения природы, исходя из понятий самой природы

· Понятие стихий (вода, огонь, земля, воздух, апейрон)

· Фалес Милетский: в качестве основы всего сущего полагает воду; ввёл понятие проматерии – первой материи (как основного принципа бытия); многообразие мира выводил из процессов сгущения и разбавления воды

· Анаксимандр: в качестве первоосновы полагал материальное, беспредельное начало – апейрон

· Анаксимен: в качестве первоосновы полагал бесконечный, неограниченный воздух – первопринцип и первоматерию

  1. Атомисты

· Представители: Левкипп и Демокрит

Основные идеи:

· Мир – это атомы и пустота

· Атомы сами по себе неизменны, постоянно будут одними и теми же, единообразными

· Концепция атомизма исходит из положения о несотворимости и неуничтожимости материи

· Атомы бесконечны относительно их величины, числа, формы

· Движение присуще атомам в их естественном состоянии; движение – основной способ существования атомов

· Проблему единого и многого атомисты решают так: сами атомы единообразны, а их соединения многообразны

· Атомисты вводят понятие “эйдол” – подобие предмета, воспринимаемого чувствами

· Атомисты придерживаются последовательного детерминизма (положение о том, что в природе нет ничего случайного)

  1. Пифагорейцы

· Представители: Пифагор

· Пифагорейство это учение о: числах самих по себе, богах как о числах, космосе как числе, вещах как числах, душах как числах, искусстве как числе

· Абсолютизация, “мистика” чисел (число 1 – начало всего сущего, 2 – противоположность, различие и особенность, 10 – идеальное, божественное число и так далее)

· Числа поднимаются до сущности вещей, считаются творческой мощью бытия и жизни, идущей от нерасчленённых хаотических потенций к расчленённому, завершённому и гармонически цельному организму

· “Всё существующее должно быть пределом или беспредельным или и тем, и другим вместе”

· Число владеет всеми прочими вещами

  1. Гераклит Эфесский

· Огонь – первооснова мира, его основной элемент, символ развития и движения: “Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов, но всегда есть и будет вечно живым огнём, разгорающемся и угасающем, согласно мере”

· “Всё, абсолютно всё находится в состоянии непрерывного изменения”

· “В одну и ту же реку нельзя войти дважды”

· Panta rei – “всё течёт”

· Всё управляется Нике – судьбой, необходимостью

· Сама судьба подчиняется логосу – закону, закономерности

· “Все вещи происходят, благодаря конфликту”

  1. Элейская школа

· Представители: Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский

· По Ксенофану: лучшее может быть лишь единым; никто из богов не может находиться под властью другого; боги не возникают и не перемещаются; существует лишь единый бог “несравнимый со смертными ни по образу, ни по подобию”; единое божественное существо вечно и неизменно

· По Пармениду: только сущее есть, не-сущего нет и оно немыслимо; множественность и изменчивость вещей – одна только видимость; мышление не отлично от бытия, ибо оно есть мышление сущего; сущее не может возникнуть или перестать существовать, ибо оно есть нераздельно и всецело в настоящем; сущее неделимо и всюду одинаково; сущее неподвижно и неизменно, всюду равно самому себе; чувства, которые говорят нам о множественности вещей – источник всех заблуждений

· По Зенону: вводит понятие “апория” – тупик, отсутствие выхода, непреодолимая трудность; вводит понятие “антиномия” – неразрешимое противоречие

  1. Софисты

· Представители: Протагор, Продик, Горгий

· “Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют”

· Интерес к внутреннему миру человека

· Проблемы начала сущего обращаются лишь в сферу сознания

· Софисты размышляют о “бытии для себя”

· Задача софистов - воспитание людей

· Суть софистики, как искусства убеждать в чём угодно – выпячивание, гипертрофирования “нужной” стороны какого-либо объекта или явления

· Принцип индивидуализма

 

Тема № 2. Элейская школа. (+ взять информацию из 1 вопроса)

  1. Бытие и мышление, бытие и ничто

· Мышление неотличимо от бытия, ибо оно есть лишь мышление сущего

· Мыслить и быть – суть одно и то же

· Всё по 1 вопросу

· Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие немыслимо

· Бытие элеатов полно, реально и познаваемо, однако вместе с тем оно нераздельно, неизменно и вечно, у него нет ни прошлого, ни будущего, ни рождения, ни смерти.

  1. Мнение и доказательное знание

· Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину

· Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет.

· За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.

  1. Следствие из положения “небытия нет”

· Смотри вопрос 1 – все характеристики бытия

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Российская экологическая партия зеленых | Программа кандидата от партии «Слово и Дело» Романовой.Н.С




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.