Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношение ко времени.






Важнейшей типологической характеристикой культур является отношение, принятое в этих культурах ко времени, существующему в трех известных измерениях – прошлое, настоящее, будущее, таким образом разные культуры могут быть в большей или меньшей степени ориентированы на одно из них. Весьма ощутимо, с данной точки зрения, то, как представители того иного национального сообщества относятся к своей истории. Изучение истории, традиций, достижений нации в прошлом составляют либо исключительно значимый компонент образования и интеллектуальной жизни нации, либо же рассматриваются в лучшем случае как база данных, призванная для того, чтобы избежать допущенные в прошлом ошибки.

То же самое можно отнести и к будущему. С точки зрения представителей культур, ориентированных на будущее, оно всегда лучше, чем прошлое и настоящее, к нему надо стремиться, работать для того, чтобы его приблизить. Эти культуры приветствуют изменения, прогресс, учатся планировать и управлять процессом эволюции.

Представители других культур испытывают перед будущим оправданный с их точки зрения страх. Перемены для них – это обязательный хаос и неопределенность, ибо хуже нет, чем жить во времена перемен. Культуры, более ориентированные на настоящее, заняты сиюминутным выживанием, и не слишком озабочены тем, что будет с ними в будущем, или было в прошлом. Очевидно, что отношение ко временным измерениям во многом связано с религией, которую исповедуют члены того или иного сообщества, поскольку именно основные догматы религии определяют значимость человеческого жития на земле и будущей загробной жизни или реинкорнации.

Отношение ко времени, принятое в различных национально-культурных сообществах, также определяет важность времени вообще и, соответственно, его продуктивного использования. В отдельных культурах время рассматривается как вполне материальный ресурс, который может быть измерен и оценен даже в денежном эквиваленте. Время нельзя терять, им можно управлять, его можно планировать, оно является важным ресурсом и стоит денег. Проволочки недопустимы, поскольку они наносят финансовый ущерб, утраченное время – утраченные возможности. Неудивительно, что представители культур, ориентированных подобным образом, склонны быстро принимать решения, в ходе деловой встречи немедленно переходить к делу, жестко планировать, например, график своего визита или пребывания в стране. Подобный подход кажется бездушным и даже невежливым представителям других культур. Мы уже говорили выше о том, что представители некоторых национально - культурных сообществ не могут заключать важные договора и заниматься бизнесом с людьми, которых они совсем не знают. Поэтому для них время, потраченное на то, чтобы узнать друг друга получше, совсем не потрачено даром. Кстати говоря, показательно и то, что та или иная продолжительность времени воспринимается по-разному в разных странах. В одной стране все делается на бегу и час времени рассматривается как весьма существенный интервал. В других культурах время просто «течет», его нет смысла измерять и можно, например, просидеть на одном месте, занимаясь медитацией часами или даже днями. Естественно, что представители культур, в которых принято действовать быстро, считают подобное времяпровождение непродуктивным, в то время как их самих считают излишне суетными, несолидными, не понимающими смысл бытия.

Следующим важным аспектом отношения ко времени является восприятие трех временных измерений – прошлого, настоящего и будущего либо в последовательности (одно, естественно, следует за другим), либо в определенной взаимосвязи (прошлое, настоящее и будущее тесно связаны и границы между ними не существует). Вполне естественно, что подобные различия в отношении ко времени находят непосредственное отражение в отношениях между людьми. Если вы придерживаетесь последовательного подхода, то вы не будете придаваться ностальгическим воспоминаниям о старых друзьях, бывших коллегах, домах, в которых вы жили, и прошлом в целом. Прошлое прошло, теперь у вас новые друзья, новые коллеги и новый дом и это нормально. Люди, для которых прошлое тесно связано с настоящим, не могут так легко разорвать связи с прошлым, они склонны придаваться воспоминаниям, «жить прошлым», и это применимо как к отношениям с людьми, так и к происходящему в целом, что может быть отражено крылатой фразой «что пройдет, то будет мило».

Вторым важным последствием восприятия времени либо последовательно, либо синхронно, в тесной взаимосвязи всех временных измерений, являются различия в коммуникативном поведении представителей различных культур. Так, представители последовательных или монохромных культур четко планируют не только свой график работы, но и строят последовательно свою речь – сначала говорят об одном, потом переходят к другому и так далее. В построении высказывания для них очень важна последовательность, которая очень часто устанавливается на основе причинно-следственных связей. То же самое относится к их поведению даже в бытовых ситуациях – они никогда не возьмутся за новое дело, не закончив уже начатое. Представители синхронных (иногда их называют полихромными) культур могут, что называется, делать десять дел одновременно, причем это их нисколько не утруждает. То же самое характерно для их стратегий построения беседы: они свободно перескакивают с одной темы на другую, делают экскурсы в прошлое, перескакивают в будущее, затем возвращаются в настоящее, чем полностью сбивают с толку представителей последовательных культур, которые просто теряют мысль разговора.

Отношение национально-культурного сообщества ко времени, как уже упоминалось выше, зависит от истории и возраста страны, религии и многих других обстоятельств. Учитывать различия, существующие в отношении ко времени, необходимо, поскольку они определяют как базовые мировоззренческие постулаты, так и систему ценностей и нормативы социально приемлемого поведения, что особенно важно в межкультурном общении.

 

Отношение к окружающему миру. Человек не только существует в обществе, он также взаимодействует с окружающим миром, причем в данном плане мы имеем ввиду прежде всего его отношение к природе и понимание своей роли как хозяина природы, части природы или ее раба. В самом деле, все культурные сообщества вступают в контакт с природой, прежде всего в процессе производственной деятельности. Так, первобытный человек занимался охотой и рыбной ловлей, а впоследствии земледелием для того, чтобы получить необходимые для его выживания продукты питания и одежду. Мы знаем о том, что, оказывая воздействие на природу, он также ощущал свою зависимость от ее сил, поклонялся богам или идолам, олицетворяющим эти силы, от которых, как ему казалось, зависела успешная или неудачная охота, выпадение осадков, жизнь и смерть и многое другое. По мере развития человеческого общества вероисповедание претерпевало существенные изменения, однако и сейчас разные культурные сообщества исповедуют разные религии и по-разному рассматривают свою свободу или зависимость в окружающем их мире.

В некоторых культурах господствует активное, реформаторское начало по отношению к природе: человек, с их точки зрения, может и должен преобразовать природу в зависимости от своих нужд и потребностей, поскольку считается, что именно человек принимает решения относительно того, как можно преобразовать ландшафт, воспользоваться природными богатствами и недрами Земли для того, чтобы сделать свою жизнь удобнее и лучше. Активное начало по отношению к природе находит отражение в признании власти человека над такими сокровенными областями как зарождение жизни и смерть, продление жизни человека, пересадка донорских органов пациентам, страдающим тяжелыми недугами, пластическая хирургия, использующаяся как средство омолаживания человека, генная инженерия и многие другие области современных знаний, которые могут быть рассмотрены как активное вмешательство человека в Божий промысел. С другой стороны, существуют культуры, в которых человек воспринимается не как господин, а как часть природы, а значит должен существовать сообразно, а не вопреки ее законам.

В зависимости от степени активности человека в его воздействии на природу, в разных странах господствуют разные представления о том, сколь сильно зависит от самого человека то, что с ним происходит. Неоднократно отмечалось, что во многих культурах люди, достигшие успеха и процветания в жизни, убеждены в том, что всего этого они достигли сами, так как происходящее всегда находится под контролем человека. Если же жизнь человека складывается не слишком успешно, то происходящие с ним потрясения он склонен приписывать некоторым высшим силам, над которыми он не властен, причем к таким внешним силам относится не только Божья воля, они могут иметь вполне конкретное воплощение и быть либо природными катаклизмами, либо экономическими потрясениями, либо принять облик родителей, которые не сумели правильно воспитать своего ребенка или дать ему надлежащее образование.

Справедливости ради надо отметить, что практически всем людям характерно воспринимать успех и процветание как заслуженную награду и винить кого-то другого в происходящих с ними несчастьях и болезнях. Тем не менее, говоря о нормах социально приемлемого поведения, мы не можем не отметить, что для представителей одних культур свойственно отстаивать убеждения в том, что они ответственны за свою жизнь, а представители других проповедуют некоторый фатализм, зависимость человека от судьбы, предписанной ему какими-то внешними силами. Оптимисты и пессимисты существуют во всех странах и народах, однако в межличностном общении представители фаталистических культур демонстрируют либо олимпийское спокойствие и покорность, поскольку от них ничего не зависит, либо же определенный пессимизм, граничащий с обреченностью, поскольку как ни пытайся, все равно будет так, как предписано свыше. С другой стороны, в странах, в которых господствуют активные реформаторские настроения и уверенность в собственных силах, зачастую принято демонстрировать гордость по поводу даже маленьких достижений и позитивизм по поводу неприятностей, которые принято преуменьшать. Таким образом, если в одних культурах преувеличиваются сложности, то в других наоборот демонстрируются достижения, а сложности преуменьшаются, что безусловно отражается в принятых нормах межличностного общения, о чем мы будем неоднократно говорить ниже.

Если раньше человека интересовало то, как можно защититься от господствующих сил природы, то в настоящий момент, в начале 21 века, весьма остро стоит вопрос о том, как надо защитить природу от воздействия человека, поскольку данное воздействие влечет за собой зачастую катастрофические последствия. Появление новых наук и дисциплин, занимающихся этими вопросами, свидетельствует о том, что отношения между природой и человеком, роль человека в своем природном окружении являются центральными вопросами бытия человека.

Таким образом, взявши за основу аспекты, определяющие бытие человека – взаимодействие человека с силами природы, его отношение ко времени и взаимоотношения с другими людьми, можно выделить основные типы культур, в которых господствует то или иное отношение к каждому из вышеуказанных аспектов. Мы уже отмечали выше, что абсолютно чистых типов в природе не существует, однако превалирующие черты того или иного типа можно все же выделить для каждого отдельно взятого национально-культурного сообщества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.