Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шри Нисаргадаттом Махараджем






Беседы с

Перевод с аудиозаписей на маратхи

Мориса Фридмана

Под редакцией

Судхакара С. Дикшита

Перевод с английского Н. Горина

 

Нисаргадатта Махарадж ( 1897-1981 ) — реализованный Учитель Адвайты ( учение недвойственности ).

Книга содержит собрание бесед Нисаргадатты Махараджа, систематизированные и опубликованные Морисом Фридманом, с большой силой и убедительностью раскрывающих природу подлинной реальности. В ней даются исчерпывающие ответы на вопросы, связанные с поиском на духовном пути, отвечающие запросам всех типов искателей.

Эта замечательная книга выдержала свыше 20-ти переизданий только в Индии, в США недавно вышло 12-ое её переиздание, переведена на многие европейские языки, неизменно вызывая мощный резонанс у тех, кто читает её с искренней заинтересованностью.

ISBN 5-901518-19-5

© 1973 by Nisargadatta Maharaj

© Издательство К. Кравчука, оформление, макет, 2003


Он не предлагает никакую идеологию или религию, но лишь тонко раскрывает тайну Истинной Реальности. Его послание просто, прямо и возвышенно.

«... Я делаю то, что нужно, спокойно и не прилагая усилий. Я не следую никаким правилам и не создаю свои правила. Я теку вместе с Жизнью с верой и без сопротивления

«... Когда вы поймёте, что личность просто тень реальности, а, не сама реальность, ваши раздражение и беспокойство исчезнут. Если вы согласитесь быть ведомым изнутри, ваша жизнь станет захватывающим
путешествием

«... В мире нет хаоса, кроме хаоса, создаваемого вашим умом. Он создан вашим « я », в том смысле ., что в его центре находится концепция о себе как о. вещи; отличной и отдельной от других вещей: В действительности вы не вещь и не отдельны. Вы являетесь бесконечной потенциальностью, неистощимой возможностью. Вы есть, поэтому возможно всё .. Вселенная это просто частичное проявление вашей неограниченной способности превращаться ».


То, в чём пребывают все существа и что пребывает во всех существах, чья Милость простирается повсюду, Высшая Душа вселенной, безграничное бытие я есть то.

Амритбинду упанишада

То, что пронизывает и охватывает всё, что подобно пространству вселенной вокруг нас, заполняет всё изнутри и снаружи, Высший недвойственный Брахман ты есмь то.

Шанкарачарья

Ищущий тот, кто находится в поиске самого себя.

Отбросьте все вопросы, кроме одного: « Кто я В конце концов, единственное, в чём вы можете быть уверены, — это в том, что вы есть. « Я есть » несомненно. « Я есть это » — вызывает сомнения. Старайтесь постичь, кем вы являетесь в действительности.

Чтобы узнать, кем вы являетесь, вы должны сначала выяснить, кем вы не являетесь.

Отбросьте всё, чем вы не являетесь, — тело, чувства, мысли, время, пространство, это или то ничто из того, что вы воспринимаете, конкретное или абстрактное, не может быть вами. Сам акт восприятия говорит о том, что вы не есть то, что вы воспринимаете.

Чем яснее ваш ум осознает, что « я » может быть описано только в терминах отрицания, тем быстрее вы подойдёте к концу вашего поиска и осознаете, что вы есть безграничное бытие.

Шри Нисаргадатта Махарадж


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. 7

Предисловие переводчика. 13

Чувство « я есть ». 14

Одержимость телом.. 17

Живое настоящее. 19

Реальный мир за гранью ума. 22

Что рождено должно умереть. 24

Медитация. 26

Ум.. 28

Я находится за пределами ума. 31

Отзвуки памяти. 36

Наблюдение. 38

Осознание и сознание. 40

Личность это не Реальность. 42

Высшее, ум и тело. 45

Видимость и реальность. 51

Джняни. 56

Отсутствие желаний высшее блаженство. 60

Вечно-присутствующее. 66

Чтобы узнать, кто вы, определите, кем вы не являетесь. 68

Реальность в объективности. 73

Высшее за пределами всего. 77

Кто я?. 82

Жизнь есть любовь, а любовь есть жизнь. 88

Различение ведёт к непривязанности. 92

Бог всё-деятель, джняни не-деятель. 98

Придерживайтесь « я есть ». 104

Личность это препятствие. 110

Безначальное начинается всегда. 115

Все страдания порождаются желаниями. 120

Жить единственное предназначение жизни. 124

Вы свободны СЕЙЧАС.. 130

Нельзя недооценивать внимание. 134

ЖИЗНЬ ВЫСШИЙ Гуру. 139

Всё происходит само собой. 144

Ум сама суета. 152

Величайший Гуру ваше внутреннее Я.. 159

Убийство вредит убийце, не убитому. 165

За пределами боли и удовольствия лежит блаженство. 171

Духовная практика это воля, утверждаемая снова и снова. 177

Само по себе ничто не имеет существования. 184

Реально только Я.. 189

Развивайте подход свидетеля. 193

Реальность нельзя выразить словами. 197

Опознать можно неведение, не Джняну. 203

« Я есть » истинно, всё остальное -умозаключение. 208

Что приходит и уходит, не обладает бытием.. 212

Осознание бытия блаженство. 218

Наблюдайте свой ум.. 223

Осознание свободно. 227

Ум причина незащищённости. 236

Самоосознание это свидетель. 241

Будьте равнодушны к боли и удовольствию.. 245

Быть счастливым, дарить счастье это ритм жизни. 252

Исполнение желаний рождает ещё больше желаний. 256

Тело и ум симптомы неведения. 260

Откажитесь от всего, и обретёте всё. 266

С появлением сознания возникает мир. 271

За пределами ума нет страдания. 276

Совершенство судьба всего. 280

Желание и страх: эгоцентричные состояния. 284

Живите фактами, не фантазиями. 288

Материя это само сознание. 292

В Высшем появляется свидетель. 298

Считать, что вы что-то делаете, — это связанность. 303

Всё, что доставляет удовольствие, задерживает вас. 307

Тихий ум это всё, что вам надо. 313

Все поиски счастья это несчастье. 318

Опыт не является реальностью.. 326

Ищите источник сознания. 331

Недолговечность доказательство нереальности. 335

Бог это конец всех желаний и знаний. 341

В самоосознании вы получаете знание о себе. 347

То, что чисто, неподдельно, непривязанно, — реально. 353

Смерть ума это рождение мудрости. 362

Истина здесь и сейчас. 369

В покое и безмолвии вы растёте. 377

Знать, что вы не знаете, — это истинное знание. 383

« Я » и « моё » — ложные понятия. 391

Всё знание есть неведение. 396

Личность, свидетель и Высшее. 402

Осознание. 407

Коренная причина страха. 413

Абсолютное совершенство здесь и сейчас. 419

Истинный Гуру. 426

Ваша цель это ваш Гуру. 433

« Я есть » — основание всего восприятия. 440

Неизведанное родной дом реальности. 446

Держите ум в покое, и найдёте. 454

Умственное знание не истинное знание. 458

Прогресс в духовной жизни. 464

Отдайте себя своему Я.. 469

Удовольствие и счастье. 476

Выйдите за пределы представления « я есть тело ». 480

Человек не является деятелем.. 485

Вы за пределами пространства и времени. 489

Принимайте жизнь такой, какая она приходит. 495

Отбросьте воспоминания и ожидания. 500

Ум и мир неразделимы.. 505

Свобода от самоотождествления. 513

Воспринимаемое не может быть воспринимающим.. 520

Понимание ведёт к свободе. 527

Джняни не хватает и не удерживает. 532

Приложение I. Нисарга Йога. 540

Приложение II. Навнатх Сампрадайя. 543

Глоссарий. 546

 

 


Предисловие

Существует множество различных религиозных и философских систем, которые претендуют на роль учителей, наполняющих человеческую жизнь смыслом. Но все они несовершенны из-за свойственных им ограничений. Они излагают благозвучными словами свою веру и идеологию, духовную или философскую. Однако рано или поздно становится очевидной ограниченность этих слов. Тогда их приверженцы утрачивают иллюзии и стремятся покинуть систему, подобно тому как покидают научные теории, когда обнаруживается слишком много противоречащих им опытных фактов.

Когда оказывается, что какая-либо система духовной интерпретации мира неубедительна и её нельзя рационально обосновать, многие люди позволяют обратить себя в другие системы. Со временем, однако, они обнаруживают ограничения и противоречия и в этих системах. В этом бессмысленном стремлении разделить всё на « подходящее » и « неподходящее » всё, что им остаётся, — это скептицизм и агностицизм, ведущие к бессмысленному существованию, цель которого накопление материальных благ. Однако иногда, хотя и редко, скептицизм порождает интуитивное ощущение абсолютной реальности, более истинное, чем все слова, религии или философские системы. Это, как ни странно, позитивный аспект скептицизма. Именно в таком состоянии скептицизма, но с интуитивным ощущением абсолютной реальности я впервые прочитал книгу Шри Нисаргадатты Махараджа « Я есть То ». Я был поражён законченностью и неоспоримой убедительностью его слов. Хотя слова и ограничены по самой своей природе, высказывания Махараджа были для меня подобны прозрачным отполированным окнам.

Тем не менее, никакая духовная литература не может заменить присутствия самого учителя. Только слова Гуру, обращённые непосредственно к вам, полностью теряют свою неясность. В присутствии Гуру рушатся последние барьеры вашего ума. Шри Нисаргадатта Махарадж воистину такой Гуру. Он не проповедник, но он даёт ищущим именно те указания, которые им нужны. Реальность, исходящая от него, неотделима от Абсолюта. Это настоящее. После прочтения его книги « Я есть То » многие ищущие с Запада были так впечатлены, что отправились к Махараджу искать просветления.

То, как Махарадж интерпретирует истинную реальность, не отличается от Джняна Йоги ( Адвайты Веданты ). Но у него есть своя специфика. Многообразные формы вокруг нас, говорит он, состоят из пяти элементов. Они находятся в постоянном движении и изменении. Они также управляются законом причин-следствий. Всё это отражается в теле и уме, которые недолговечны и подчинены рождению и смерти. Мы знаем, что мир познаётся только при помощи органов чувств и ума. Как и в кантианской философии, он является коррелятом человека, познающего реальность, и, таким образом, имеет основную структуру нашего способа познания. Это означает, что время, пространство и причинно-следственные связи не « объективны », то есть не являются независимыми объектами, а представляют собой ментальные категории, формирующие всё под свой шаблон. Существование и форма всех вещей зависит от ума. Познание это продукт ума. И весь видимый мир, воспринимаемый умом, есть мир субъективный, постоянно меняющийся в соответствии с неугомонностью нашего ума.

В противоположность беспокойному уму с его ограниченными категориями намеренностью, субъективностью, двойственностью и т. д. — стоит безграничное чувство « я есть ». Единственное, в чём я могу быть уверен, — это в том, что « я есть », без каких-либо условностей. Снова и снова Махарадж привлекает наше внимание к этой основной идее, чтобы мы могли избавиться от тюрьмы, которую сами себе создали, и реализоваться в « я есть ». Он говорит: « Единственно верное утверждение это « я есть ». Всё остальное просто следствия. Никакое усилие не поможет вам изменить « я есть » на « меня нет »«.

Истинный воспринимающий это не ум, а я сам, свет, в котором проявляется всё. Я это общий знаменатель у корня всего существования, осознание, в котором происходит всё. Всё поле сознания это всего лишь одна крупинка в « я есть ». Это « я есть », сознавая сознание, осознаёт себя. Оно неописуемо, поскольку не имеет атрибутов. Можно только быть собой, и быть собой это всё, что может быть. Всё существующее существует как я сам. Нет ничего отличного от меня. Двойственности не существует, следовательно, и боли не существует. Нет никаких проблем. Есть только Любовь, в которой всё совершенно. Всё, что происходит, случается спонтанно, без намерения как пищеварение или рост волос. Осознайте это и освободитесь от ограничений ума.

В глубоком сне нет чувства, что вы являетесь тем или этим. Однако « я есть » остаётся. Обратитесь к вечному сейчас. Память несёт из прошлого в настоящее множество вещей, но всё происходящее происходит только в настоящем. Весь мир объектов проявляется в безвременном сейчас. Таким образом, время и причины-следствия в действительности не существуют. Миру, телу и уму предшествует я есть. Они появляются и исчезают в я есть. Я есть это источник всех вещей, универсальная сила, благодаря которой проявляется весь этот разнообразный мир.

Однако, несмотря на свою первичность, чувство « я есть » не является наивысшим. Это не Абсолют. Чувство, или вкус, « я есть » не находится всецело за пределами времени. Поскольку оно является основой, сущностью пяти элементов, оно в какой-то мере зависит от мира. Оно поднимается из тела, которое, в свою очередь, выстроено пищей, состоящей из пяти элементов. Оно исчезает со смертью тела, подобно тому как исчезает пламя, когда догорает свеча. Когда достигается чистое осознание, не остаётся никаких желаний, даже желания быть в « я есть », которое является всего лишь полезной точкой отсчёта, указателем на Абсолют. Тогда осознание « я есть » просто уходит. Что остаётся так это То, что невозможно описать, То, что за пределами слов. Именно это « состояние » является реальным состояние чистого потенциала, которое находится в основе всего. « Я есть » и вся вселенная это всего лишь отражения Того. Это реальность, которую реализует только джняни.

Самое лучшее, что вы можете сделать, — внимательно слушать джняни, живым воплощением которого является Нисаргадатта Махарадж, — и верить ему. Слушая подобным образом, вы осознаете, что его реальность это ваша реальность. Он помогает вам постичь природу мира и « я есть ». Он устремляет вас к изучению функционирования тела и ума с серьёзной и интенсивной концентрацией, чтобы вы могли осознать, что не являетесь ни тем, ни другим, и отбросить их прочь. Он предлагает вам вновь и вновь возвращаться к « я есть », пока оно не станет вашим единственным пристанищем, вне которого не будет ничего, пока не исчезнет эго, как ограничение « я есть ». Только тогда высшая реализация может произойти без усилий.

Обратите внимание на слова джняни, которые уничтожают все концепции и догмы. Махарадж говорит: « Пока человек не станет самореализованным, не постигнет себя, не выйдет за пределы себя, до тех пор и нужны все эти сказки, все эти концепции ». [1] Да, это концепции, даже « я есть », но поистине нет концепции более драгоценной. Ищущий должен относиться к ним с крайней серьёзностью, поскольку они указывают на Высшую Реальность. Нет более подходящей концепции, чтобы избавиться от всех концепций.

Я благодарен Судхакару С. Дикшиту, редактору этой книги, за то, что он пригласил меня написать предисловие и, таким образом, дал мне возможность выразить своё почтение Шри Нисаргадатте Махараджу, который выразил высшее знание простыми, ясными и убедительными словами.

Философский факультет Даув Тьемерсма

Университета Erasmus Роттердам, Голландия Июнь, 1981

Кто такой Нисаргадатта Махарадж?

Когда Мастеру задавали вопрос о дате его рождения, он невозмутимо отвечал, что никогда не был рождён!

Писать биографию Шри Нисаргадатты Махараджа занятие тяжёлое и неблагодарное. Потому что неизвестна не только точная дата его рождения, но также нет никаких подтверждённых сведений, касающихся его детства. Однако некоторые его старшие родственники и друзья говорят, что он родился в марте 1897 года вдень полнолуния, который совпал с фестивалем Ханумана Джаянти, когда индусы почитают Ханумана, также называемого Марути, бога-обезьяну из Рамаяны. И в честь этого родители Махараджа назвали его Марути.

Доступная информация о его молодых годах склеена наспех и бессвязна. Мы знаем, что его отец Шиврампант был бедным человеком, работавшим одно время в качестве домашнего слуги в Бомбее, а затем ставшим мелким фермером в Кандалгаоне, маленькой деревушке в лесах Ратнагири в Махараштре. Марути рос практически без образования. Будучи ещё мальчишкой, он помогал отцу по мере своих сил ухаживал за скотом, пас быков, работал на полях и исполнял мелкие поручения. Его развлечения были простыми, как и его работа, но он был одарён пытливым умом и постоянно донимал всех своими вопросами.

У его отца был друг брахман по имени Вишну Харибхау Гор, который был человеком набожным и образованным. Гор часто разговаривал с мальчиком на религиозные темы, а маленький Марути внимательно слушал и много размышлял об этом, чего никто не мог предположить. Гор был для него идеалом честный, добрый и мудрый.

Когда Марути исполнилось восемнадцать, его отец умер, оставив вдову, четырёх сыновей и двух дочерей. Ничтожный доход от маленькой фермы стал ещё меньше после смерти главы семьи и не мог прокормить столько ртов.

Старший брат Марути покинул деревню и уехал в Бомбей в поисках работы. Вскоре его примеру последовал и сам Марути. Говорят, что в Бомбее он несколько месяцев работал мало оплачиваемым помощником клерка в офисе, но эта работа вызывала у него отвращение, и он ушёл оттуда. Затем он начал торговать галантереей и открыл маленькую лавочку, где продавал детскую одежду, табак и скрученные вручную деревенские сигареты биди. Говорят, что этот бизнес со временем стал приносить неплохой доход, давая ему некоторую финансовую уверенность. В этот период он женился, и у него появились сын и три дочери.

Детство, юность, брак, потомство Марути жил типичной скучной монотонной жизнью обычного человека вплоть до средних лет, без малейшего намека на последующую духовность. В это время среди его друзей был человек по имени Яшвантрао Баагкар, который был преданным Шри Сиддхарамешвара Махараджа, духовного учителя Навнатх Сампрадайи [2], одного из направлений в индуизме. Однажды вечером Баагкар взял Марути к своему Гуру, и этот вечер стал поворотной точкой в его жизни. Гуру дал ему мантру и указания по медитации. Уже в самом начале практики у него часто бывали видения, и он периодически впадал в транс. Что-то взорвалось внутри него, давая рождение космическому сознанию, чувству вечной жизни. Образ Марути, мелкого лавочника, исчез, и на его месте возникла лучезарная личность Шри Нисаргадатты.

Большинство людей живут в иллюзорном мире своих образов и не имеют желания или силы покинуть его. Они существуют только для себя, все их усилия направлены на достижение самоудовлетворения и самолюбование. Однако в мире есть видящие, учителя, которые, хотя и живут в том же мире, в то же время живут и в другом мире мире космического сознания, сверкающего беспредельным знанием. Шри Нисаргадатта Махарадж жил такой двойной жизнью. Он продолжал держать магазин, но перестал быть торговцем, думающим только о выгоде. Позже, оставив семью и бизнес, он стал бродягой, пилигримом в безбрежном и многообразном океане индийских религий. Он пошёл босиком в Гималаи, где планировал провести остаток своих дней в поиске вечной жизни. Но вскоре вернулся домой, осознав тщетность своих поисков. Нет смысла искать вечную жизнь, понял он, она у него уже была. Выйдя за пределы представления « я есть тело », он обрёл такую радость и покой, что по сравнению с этим всё меркло. Он достиг самореализации.

Хотя у Мастера нет образования, его слова наполнены необыкновенным знанием. Хотя он родился и рос в бедности, он богатейший из богатых, поскольку обладает безграничным богатством вечного знания, по сравнению с которым самые невероятные сокровища кажутся простой жестянкой. Его доброта, нежность, проницательный юмор, абсолютное бесстрашие и абсолютная подлинность вдохновляют, ведут и поддерживают всех, кто приходит к нему.

Любая попытка написать биографию такого человека будет фривольной и бесполезной. Ведь он не обычный человек с прошлым и будущим, он живое настоящее, вечное и неизменное. Он есть То, что является всем.


Предисловие переводчика

[на английский]

Я встретил Шри Нисаргадатту Махараджа несколько лет назад и был поражён спонтанной простотой его внешности и поведения и глубиной и искренностью в передаче своего опыта.

Несмотря на то что его скромное жилище довольно трудно найти в лабиринтах Бомбея, туда приезжает очень много людей. Большинство из них индусы, которые свободно общаются с ним на своём родном языке. Но приезжают также иностранцы, которым нужен переводчик. Когда бы я ни присутствовал там, роль переводчика доставалась мне. Многие из задаваемых вопросов и ответы на них были столь интересны и значительны, что там установили магнитофон для записи бесед. Большинство кассет были на маратхи и английском, но некоторые представляли собой смешение нескольких индийских и европейских языков. Позднее все кассеты были переведены на английский язык.

Было непросто переводить дословно и в то же время избегать утомительных повторений. Я надеюсь, что настоящий перевод этих записей не ослабит впечатление, производимое этим мудрым, щедрым и во многом необычным человеческим существом.

Запись этих бесед на маратхи, отредактированная самим Шри Нисаргадаттой Махараджем, была опубликована отдельно.

Бомбей, Морис Фридман

16 октября 1973 года Переводчик


Чувство «я есть»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.