Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






При психологическом обследовании






(для детей от 6 до 15 лет)

(Черный В., Колларик Т. Компендиум пси­ходиагностических методов. — Братисла­ва, 1988. - Т. 2. - С. 215-216)

При создании схемы наблюдения авторы исходили из требования создать пособие, которое бы объединило и упростило систему наблю­дения и беседы. Исходными моментами служили анализ хода обычно­го психологического обследования, выбор психологических понятий и терминов, ознакомление с научной литературой и схемами похожего типа. Схема содержит понятия, относящиеся к определенным прояв­лениям поведения ребенка и его характеристикам. Задача психолога — отметить характерные для ребенка особенности.

Основой схемы наблюдения является бланк, состоящий из следу­ющих частей:

1)прямое наблюдение;

2)производные характеристики;

3)темы для беседы.

 

Первая часть бланка касается данных, полученных в процессе на­блюдения, и содержит следующие характеристики ребенка:

1. Соматотип, походка, лицо, мимика и пантомимика, кожа, зубы, ги­гиена, косметика, одежда.

2. Характеристики речи — голос, темп, разговорчивость, произноше­ние, словарь, вербальные реакции.

3. Общая подвижность — быстрота, точность, целенаправленность, напряженность, нарушение подвижности.

4. Социальное поведение — установление контакта, изменения пове­дения по ходу обследования, общественные навыки и вежливость, качественные показатели социального поведения (относящиеся к проявлениям доминантности, агрессии, субмиссии и аффилиации).

5. Настроение — эйфория, беззаботность, счастье, ровное настроение,
серьезное настроение; изменчивость настроения под влиянием внеш­них факторов.

6. Поведение в ситуации решения задач (теста) — отношение к зада­ниям, рабочие навыки, внимательность.

7. Признаки невротической напряженности — движения рук, грима­сы, кусание ногтей; потение, дрожание рук и т. д.

 

Вторая часть бланка содержит перечень важных свойств личности. Здесь на основании всех данных о ребенке воспроизводятся его личност­ные характеристики. Эта часть содержит категории: темперамент, свойства характера, волевые свойства и отношение к труду, социальная реактивность, отношение к взрослым, отношение к себе, семейная об­становка.

В третьей части приведены темы для беседы: симптом, семья, роди­тели, квартира, включенность семьи, школа, учеба (успеваемость), учи­теля, одноклассники, домашняя подготовка, домашние обязанности, времяпрепровождение, самооценка, сон, еда, состояние здоровья, опа­сения, страх, ситуации нагрузки.

 

Курс «Методика психологического исследования»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.