Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социометрические критерии






Выбор социометрических критериев - основной этап разработки программы социометрических измерений. Различают несколько типов социометрических критериев.

Коммуникативные критерии (социометрический тест)

Правильно сформулированный коммуникативный критерий дол­жен давать испытуемому представление о том, кого и зачем выби­рать для совместной деятельности. Чтобы у испытуемых не возник­ло непонимания или догадок о каком-то подвохе в вопросе, комму­никативный критерий должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом опросе (анкет­ный опрос, интервью, социометрия и др.).

Эти общие требования можно сформулировать следующим образом:

1) вопрос должен быть конкретным, недлинным, понятным;

2) вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе;

3) вопрос не должен иметь слов с двойным значением;

4) вопрос должен указывать на всевозможные альтернативы (пожительные, отрицательные выборы);

В отличие от вопросов для анкетного метода или интервью в формулировке социометрических критериев нужно руководство­ваться следующими особыми правилами:

1) социометрический критерий должен требовать от субъекта выбора (либо отвержения) другого члена группы на основе задан­ной задачи совместной деятельности;

2) критерий не должен накладывать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбранным или отвергнутым в преде­лах группы, но субъект должен ясно понимать природу и границы этой группы;

3) используемые критерии должны быть доведены до уровня понимания членов групп, они должны интересовать если не всех, то большинство членов группы;

4) критерий должен быть сформулирован так, чтобы у субъекта было конкретное основание для выбора или отвержения других членов, для этого вопрос нужно построить на конкретных ситуа­циях деятельности - это достигается усилением критерия;

5) предложение к выбору или отвержению членов группы нужно формулировать в терминах психологических и эмоциональных от­ношений: “Кого вы хотели бы выбрать? ”, “Кого желаете (желали бы) выбрать? ”, “Кто вам больше (меньше) нравится? ” и т.д. Все варианты таких терминов должны умещаться в континууме эмо­ционально-психологических отношений, моральное содержание которых - выражать любовь или ненависть;

6) критерий должен давать понять, что при желании отвечаю­щих группа может быть реорганизована в соответствии с харак­тером даваемых ими ответов;

7) критерий не должен ограничивать субъекта в числе и свобо­де выборов из (N - 1) возможностей. Если необходимо ввести ог­раничение выборов или порядок в предпочтительности совер­шаемых выборов, то указания на это должны формулироваться особо (в вопросе либо в инструкции к анкете).

В зависимости от того, какую структуру межличностных отно­шений необходимо “сфотографировать”, коммуникативные крите­рии подразделяются на официальные (формальные) и неофициаль­ные (неформальные) и т. д.

Официальные критерии - индикаторы межличностных отноше­ний на уровне рабоче-функциональной (формальной) структуры группы и всех производных отношений, связанных с деловыми, официальными контактами при решении официальных группо­вых или служебных задач.

Неофициальные критерии - индикаторы межличностных отно­шений на уровне социально-психологических (неформальных) структур воздействия в группе. Они “фотографируют” взаимоотно­шения по половому, возрастному, национальному, личностному, психологическому принципу. На выбор здесь влияет целая сово­купность моральных и психологических установок личности, про­являющихся на фоне потребностей, привычек, характера, темпера­мента и т. д.

Социометрические факты становятся более содержательными, если к положительной формулировке критерия добавлен вариант, позволяющий не только выбрать, но и отвергнуть. Такая форма возможных ответов на социометрические вопросы позволяет более точно определить особенности структурной организации взаимо­отношений. Критерий, формулируемый для выбора-отвержения, называется дихотомическим.

Дихотомические (альтернативные) критерии - индикаторы по­ложительных и отрицательных, напряженных, взаимоотношений в группе. Они всегда состоят из двух вопросов: один требует поло­жительного выбора - положительный критерий, другой требует отрицательного выбора - отрицательный критерий. Пример дихо­томического неофициального критерия: “Если бы вы решили от­праздновать свой день рождения в кругу товарищей по работе, то кого в этот день вы хотели бы пригласить? ”, “Кого бы вы не хоте­ли приглашать на свой день рождения? ”

При организации групп в педагогических целях весьма часто применяются так называемые ролевые критерии выбора, ставящие испытуемых в условия прожективной ситуации.

Ролевые критерии позволяют выявить особенности взаимоот­ношений в группе на основе указанного ролевого поведения.

Например: “Кого бы вы хотели выбрать своим ближайшим помощником, если бы были бригадиром? ”, “Если бы тренер ко­манды поставил вас центральным нападающим, то кого вы хоте­ли бы выбрать своим правым и левым партнером? ”

Гностические критерии предназначены для “фотографирования” перцептивных отношений членов группы в тех же ситуациях, в которых действуют и коммуникативные критерии. Субъекта просят указать, кто, по его мнению, выберет или отвергнет его персону по тому или иному поводу. Это индикаторы не реальных, а воображаемых отношений. Формулируются по общим правилам с гностическими.

На основе выбранных критериев составляется социомерический тест. Внешний вид и качество оформления теста – важные факторы, которые влияют на отношение испы­туемых к опросу. Это доказано экспериментом. Небрежно оформленные тесты — без инструкции, требующие обязатель­ного указания имени и фамилии заполняющего, без гарантий на сохранение тайны ответов- угнетающе действуют на опрашивае­мых.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.