Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие конфликта






Термин “социология конфликта” впервые ввел немецкий философ и социолог Г.Зиммель (1858-1918), именно так назвавший одну из своих работ, изданную в начале ХХ столетия. В совре­менной социальной психологии и социологии понятие “конфликтология” собирательное, употребляемое для обозначения особой области исследований.

С середины 20-х годов XX столетия интерес к теоретическому анализу проблем конфликта значительно снизился, но с начала 40-х годов снова возрос. Попытка возрождения теории конфликтов связана с именем Т. Парсонса.

За рубежом проблема конфликта изучается в рамках различных научных школ: социал-дарвинизма, психоанализа, гештальтпсихологии, интеракционизма, когнитивизма, математического моделирования и др. О широте исследования этой проблемы в западных странах говорят следующие обстоятельства. В США имеются специальные научные учреждения, которые занимаются изучением только проблемы конфликтов. Кроме того, при Мичиганском университете функционирует центр по исследованию конфликтов. В Англии создан Лондонский институт по изучению международных конфликтов.

Однако теория конфликта в США, европейских странах не представляет какой-либо единой концепции, а выступает в виде разрозненных взглядов.

Конфликт - многоуровневое, многомерное и многофункцио­нальное социально-психологическое явление, представляет собой социальный конфликт во всем его многообразии, на личностном - внутриличностный (столкно­вение тенденций, сторон личности).

Единого определения социального конфликта не существует.

Однако, можно выделить основные присущие ему свойства:

- наличие противоречий, во всяком случае, различий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов;

- противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту, травмировать “Я”;

- негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия.

По мнению американского социолога Л. Козера конфликт как явление, отражает устремления и чувства социальных групп и индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т. п.

К онфликт (от лат. — столкновение) - это столк­новение противоположно направленных целей, интересов, пози­ций, ролей, мнений, ценностей или взглядов участников взаимо­действия.

Различают следующие виды конфликтов:

- Внутриличностный — столкновение примерно равных, но противоположно направленных мотивов, потребностей, ин­тересов, влечений и т.п. у одного и того же человека.

- Межличностный — ситуация во взаимодействии людей, при которой они:

а) преследуют несовместимые цели;

б) придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом;

в) одновременно в острой конкурентной борьбе стремят­ся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конкурирующих сто­рон.

- Межгрупповой в нем в качестве конфликтующих сто­рон выступают социальные группы, преследующие несо­вместимые цели и своими практическими действиями пре­пятствующие друг другу в достижении ее.

Классифика­ция конфликтов в зависимости от сфер их возникновения и проявления выглядит следующим образом:

- социально-политические, в том числе этнополитические конфликты;

- межэтнические конфликты;

- конфликты в сфере управления (организационно-управлен­ческие);

- семейные и супружеские конфликты;

- конфликты в сфере производства, услуг и торговли;

- конфликты в научных, воинских подразделениях;

- конфликты в условиях изоляции (среди экипажей космиче­ских комплексов, кораблей длительного плавания; членов антарк­тических станций (полярников) и в среде осужденных).

Конфликты возникают не в силу действия объективных обстоя­тельств, а в зависимости от образа их восприятия, осознания, оцен­ки, отношения к ним. Большую роль при этом играют рефлексия, когнитивные процессы. Люди пытаются анализировать создавшую­ся ситуацию, но довольно часто ошибочно объясняют причины конфликтов.

Это явление получило название каузальной атрибуции. Люди исходят из личного опыта, приписывают собственные не­достатки другим, проецируют свои психологические состояния на других, стереотипно, шаблонно судят. Одновременно с этим вклю­чаются защитные механизмы, направленные на выход из фрустрации: агрессия, обесценивание (рационализация), замещение, вы­мещение и пр. Наложение этих процессов превращает конфликт­ное поведение в эмоционально и интеллектуально насыщенное.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.