Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды и средства общения






Выделяют такие виды общения: межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интим­ное и криминогенное, деловое и личное, прямое и опосредован­ное, терапевтическое и ненасильственное.

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Разли­чают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальны е (неречевые) средства общения.

В том случае, когда общение осуществляется с помощью неречевых средств, очень важны жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаз (микромимика), поза, движение всего тела в целом (пантомимика), дистанция и т.п. Причем выражение лица иногда лучше слов говорит об отношении к собеседнику. Известны гримасы, выражающие пре­данность, доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть, ненависть и т.п.

В межличностном общении обычно применяются письменный и устный язык.

Преимущества письменного языка становятся решающими там, где необходимы точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменным языком, нужно обогащать свои словарный запас, требовательно относиться к стилю.

Устный язык, отличающийся по ряду параметров от письмен­ного, имеет свои правила и даже грамматику. Основное его пре­имущество перед письменным языком заключается в экономности. Экономия достигается благодаря иному порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недо­статками устного языка являются речевые ошибки, многознач­ность. Преимущества устного языка проявляются там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, а также в условиях дефицита времени при защите своей чести и достоинства.

Искусство общения предполагает:

- безупречное вла­дение письменным языком, что обеспечивается образованием;

- хорошее владение устным языком (в этом большего успеха достигают люди, владеющие и образными и одновременно слож­ными народными оборотами речи);

- умение правильно устанавливать оптимальное соотношение устного и письменного языка для каждой ситуации

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психоло­гический контакт между партнерами; выражать эмоции, отражать истолкование ситуации. Как правило, они не могут самостоятельно передавать прямое значение слов, за исключением некоторых жестов. Они точно скоординированы между собой и словесными текстами. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не мо­жет все свои невербальные средства подвергать полному контролю.

Невербальные средства общения делятся на три группы:

1. Визуальные:

- кинесика (движение рук, ног, головы, туловища);

- направление взгляда и визуальный контакт,

- выражение глаз;

- выражение лица;

- поза (в частности, локализация, смена поз относительно сло­весного текста),

- кожные реакции (покраснение, испарина);

-дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

- вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразова­ния (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, боро­да, сигарета и т. п.).

2 Акустические (звуковые):

- связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

- не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, “хлюпанье” носом и т. п.).

3. Тактильные (связанные с прикосновением):

- физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);

- такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

3. Аспекты общения

Различают следующие аспекты общения:

В рамках коммуникативного аспекта общения психологическое взаимодействие партнеров концентрируется вокруг проблемы контакта.

Психологический контакт начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика партнеров посредством органов чувств. В этот момент доминируют психические отношения, пронизанные эмоциональной реакцией друг на друга как на пси­хофизическую данность. Реакции приятия-неприятия проявляют­ся в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, которые свидетель­ствуют о том, нравимся мы друг другу или нет. Обоюдные или односторонние реакции отвержения могут выражаться скольже­нием взгляда, одергиванием руки при пожатии, отворачиванием тела, отгораживающими жестами, “кислой миной”, суетливостью, убеганием и т.д. И наоборот, мы обращаемся к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией и т. п.

Субъективная оценка партнеров по внешнему облику происходит по шкале “нравится - не нравится”.

Обаяние - это нечто большее, чем физическая привлекатель­ность. Обратная связь как процесс взаимонаправленных ответных дей­ствий служит поддержанию контакта. Однако ее наличие не всегда свидетельствует о прочности и психологической глубине общения.

В рамках информационного аспекта общения происходит расширение круга психологических проблем, связанных с передачей восприятием сообщений.. Информация заключает в себе результаты познания людьми всего, что их окружает, общечело­веческий опыт, в котонром соединены индивидуальные достижения всех времен и народов. Информация приобретает наибольшую ценность в любой сфере человеческой деятельности, а статус знающего человека растет в наших глазах.

Информация кодируется в каналах связи в виде знаков и их комплексов (сообщений, слов, жестов и т.д.), за которыми закреп­лены определенные значения. Системы знаков образуют естествен­ные и условные языки, с помощью которых и совершается процесс общения. Знание языков расширяет информационные возможно­сти человека.

По целям сообщения информация может подразделяться на осведомительную, регуляторную и эмоциональную. Если переда­ются только сведения об объекте, то информация имеет осведо­мительное назначение. Если же общение рассчитано на побужде­ние партнера к действию, то информация приобретает регуляторную нагрузку. Эмоциональная информация адресуется к чувствам и переживаниям реципиентов.

Аттракция как аспект общения связана с эмоциями, чувствами и настроением в личных контактах партнеров. Проявляются по­следние в выразительных движениях субъектов общения, их дейст­виях, поступках, поведении. В них находят выражение отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший ус­пех совместной деятельности. Конативная (поведенческая) сторо­на общения как раз и служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Здесь раскрывается стремление человека к тем или иным ценностям, выражаются по­будительные силы, регулирующие поведение партнеров в совме­стной деятельности.

Универсальным механизмом регуляции пове­дения людей является установка, во многом определяющая стра­тегию жизни, пронизывающая все уровни функционирования че­ловека и его психику. Партнеры с разными установками не всегда понимают друг друга, плохо сотрудничают, чаще идут на ради­кальный разрыв Благоприятному развитию общения способству­ет совместимость установок партнеров

Согласование и координация позиций партнеров происходят посредством обмена взглядами, мыслями, чувствами.

В ходе общения формируются цели, мотивы и программы поведения включенных в него индивидов, а также осуществляются взаимная стимуляция и взаимный контроль этого поведения.

Уста­новки, потребности, интересы, отношения в целом, выступая как мотивы, определяют перспективные направления взаимодействия.

4. Деловое общение и социально-психологический тренинг

Практика рыночных отношений показывает, что успех деловых контактов во многом зависит от эффективности делового общения, которое выступает в виде умений руководителя:

а) проводить совещания, деловые беседы, переговоры;

б) вести телефонные переговоры;

в) публично выступать;

г) организовывать информационные потоки: вести деловую пе­реписку, работать с деловыми бумагами и т.д.;

д) формировать управленческую команду.

В какой бы форме ни осуществлялось деловое общение, оно всегда включает в себя монолог и диалог участников, т.е. публич­ную речь. Публичная речь служит средством достижения деловых целей.

Эффективность делового общения можно повысить с помощью социально-психологического тренинга.

С оциально-психологический тренинг - это активная групповая подготовка с использованием методов групповой дискуссии, деловой и ролевой игры, направленная на повышение социально-психологической компетенции руководителей. Он предполагает обуче­ние правилам общения, выделение ориентировочной основы по­следнего и построение стратегий с использованием разных видов обратной связи в общении.

Цели и смысл тренинговой работы определяются тремя основ­ными группами требований: 1) со стороны заказчика (руководи­теля организации); 2) со стороны каждого отдельного участника группы (личные запросы); 3) со стороны ведущего по отношению к членам группы (принципы тренинга).

Социально-психологический тренинг делового общения явля­ется одним из методов организационно-психологического воздей­ствия на основе соответствующей подготовки руководителей. При его проведении следует учитывать следующие моменты:

- социально-психологический тренинг имеет свою строго очерчен­ную предметную область, свой диапазон применения и свои огра­ничения, имеет целью научить руководителей максимально использовать возможности делового общения для решения целей организации,

- социально-психологический тренинг эффективен только в рамках системной социально-психологической подготовки. В-третьих, он не может толковаться расширительно и подменять групповую психотера­пию.

Социально-психологический тренинг делового общения вклю­чает:

а) тренинг сенситивности, направленный на создание соот­ветствующего эмоционального фона с помощью приемов групповой психотерапии, а также на развитие психологической чув­ствительности участников;

б) собственно тренинг делового обще­ния посредством ролевой игры и дискуссии.

Социально-психологический тренинг делового общения пред­ставляет собой сплав групп тренинга сенситивности и групп орга­низационного развития, т. е. групп, обеспечивающих личностный и профессиональный рост.

.

Эффективно применение в социально-психоло­гическом тренинге делового общения метода нейролингвистического программирования (НЛП), который хорошо зарекомендовал себя в обучении, менеджменте, бизнес-консультировании.

НЛП представляет собой систему техник, позво­ляющих проводить воздействие на человеческое поведение в сфере межличностных отношений. Наибольший интерес у ведущего тре­нинг делового общения вызывают те элементы НЛП, которые ка­саются умения адекватно воспринимать вербальную и невербаль­ную информацию о партнере по общению, устанавливать и под­держивать межличностный контакт. НЛП использует несколько следующих основных идей.

Человек обладает тремя репрезентативными системами, с по­мощью которых он воспринимает информацию об окружающем мире: визуальной, аудиальной, кинестетической. У каждого чело­века одна из этих систем развита больше и используется чаще, чем другие. Поэтому успешное общение во многом зависит от того, одинаковые или разные репрезентативные системы используют партнеры по общению.

Для установления взаимопонимания с собеседником необходи­мо сначала диагностировать используемую им систему и вербально и невербально продемонстрировать свою солидарность.

По утверждению опытных психологов-тренеров, владение самы­ми различными технологиями воздействия обеспечивает эффектив­ное решение поставленных задач. Однако для этого требуются особое мастерство и способность к синтезу, которые вырабатыва­ются на основе опыта работы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.