Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии социализации






Существуют различные подходы к выделению стадий социали­зации. Социологический - акцентирует внимание на процессах ус­воения человеком репертуаров социальных ролей, ценностей и норм, культуры, завоевания положения в той или иной общности.

Психоаналитиче­ский - стадии социализации увязываются с про­явлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека.

Компромиссный - учитывает как социологические, так и психоаналитические взгляды.

Вследствие этого можно выделить несколько стадий социализации:

Первичная стадия социализации ребенка, согласно утверждени­ям 3. Фрейда, распадается на оральную (от рождения до 2 лет), ко­гда мир ребенка сосредоточен вокруг рта; анальную (от 2 до 3 лет), в течение которой ребенку прививают навыки гигиены. По мне­нию Фрейда, данная стадия во многом определяет более позднее развитие человека; фаллическую (от 4 до 5 лет). На этой стадии у детей впервые появляется симпатия к родителям противополож­ного пола. Связанные с этими чувствами конфликты Фрейд на­звал эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек). Дети, успешно преодолевшие данную стадию, начина­ют идентифицировать себя с родителями. З.Фрейд утверждал, что основные личностные характеристики формируются на этих стадиях.

В то же время нельзя абсолютизировать роль бессознательного в процессе социализации личности (патологические случаи не следует распространять на здоровых людей). Решающее значение здесь имеют процессы познания и овладевания ребенком социаль­ными ролями в игровой деятельности, его упражнения в самоиден­тификации, возникающая и закрепляющаяся у него система ожида­ний и характер их удовлетворения, требования к нему со стороны родителей, характер их обращения с ним.

В одной из казахских семей родились девочки-близнецы. Одна из них, появившаяся на свет на пять минут раньше, затем стала выполнять роль старшей сестры со всеми вытекающими последствиями К ней предъявлялись жесткие требования, в том числе по уходу за младшей сестрой. “Старшая”, превратившаяся в антипод “младшей”, сформировалась волевым, а младшая - инфантильным человеком

Маргинальная (промежуточная, или псевдоустойчивая) социали­зация - социализация подростка. Известно, что подростковый возраст является ступенью полового созревания, продолжающегося до момента становления человека взрослым. Это переходный воз­раст от детства к юношеству, связанный главным образом с само­утверждением личности, групповой идентичностью.

Устойчивая социализация совпадает с достижением определен­ного статуса и выполнением широкого спектра социальных и меж­личностных ролей. Эта стадия связана со стабильным положением человека в обществе или какой-либо общности. Она свидетельст­вует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности.

Утра­та статуса – утрата ряда ролей после выхода человека на пенсию. В это время он дезадаптируется и, как правило, болезненно реагирует на то положение, в котором оказался. Нередко тяжелые пережива­ния вызываются утратой близких и смысла своего существования, необратимыми процессами старения организма, чувством одиноче­ства и ненужности. Но такое душевное состояние во многом может компенсироваться любовью к внукам, которая придает человеку жиз­ненные силы, создает ощущение полезности и повторения жизни.

Социализацию можно рассматривать как типичный и единич­ный процессыСоциализация как типичный процесс означает похожесть ее протекания для представителей типичных социальных или воз­растных групп, имеющих одинаковые религию, культуру, соци­альное положение.

Социализация как единичный процесс возникает благодаря осо­бенностям, свойственным данной личности (способностям, внеш­ним данным, степени конформности, коммуникабельности, индивидуальному уровню идентичности), т. е. стремлению к развитию своих способностей, осознанию своего жизненного пути как уникального и т.д.

4. Соотношение понятий “асоциализация”, “отставание в социализации”, “десоциализация”, “ресоциализация”

 

Термин “асоциализация” означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролевых установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят; к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.

Наряду с понятием “асоциализация” личности широко используется термин “социальная дезадаптация”. Говоря об асоциализации, нельзя не упомянуть еще о двух, связанных с данной проблемой терминах: десоциализация и “отставание в социализации”. Первый означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийно или целенаправленное) отрицательной микросреды - дворовой компании сверстников, преступной группы и т.п. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивны норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Таким образов термин “десоциализация” близок по содержанию понятию “асоциализация”, однако отражает несколько иную грань этого процесса в общественном контексте.

Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации. Этот термин кажется далеким по смыслу от понятия “асоциализации”, но тем не менее он связан с ним следующим образом. Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может со временем привести (и часто приводит) к усвоению личностью негативных норм или к бездумному подчинению такой отставшей в социализации личности воле других антиобщественных элементов.

Асоциализация личности происходит в те же хронологически периоды (детство, отрочество, юность), что и социализация, в то время как десоциализация может осуществляться и в зрелом возрасте. Правда, в этом случае речь чаще идет о частичной десоциализации, когда личность порывает одну или несколько положительных связей с обществом, государством, другие же остаются позитивными. Например, человек зрелого возраста, вставший на путь хищения государственной собственности под влиянием группы скрытых преступников, одновременно может оставаться хорошим отцом семейства, быть культурным, вежливым, нормально выполнять все другие социальные роли.

В отношении личности, вставшей на криминальный путь пове­дения, общество в лице институтов социализации, органов соци­ального контроля осуществляет ресоциализацию, т. е. процесс со­циального восстановления личности, усвоение ею повторно (в случае десоциализации) или впервые (в случае асоциализации или отставания в социализации) позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей, образцов поведения. Приставка “ре” в понятии “ресоциализация” означает демонтаж, разрушение усвоенных личностью в процессе асоциализации (десоциализации) негативных, антиобщественных норм и ценностей и привитие ей позитивных норм и ценностей, одобряемых обществом.

Термин “ресоциализация” достаточно широко используется представителями не только социологии и социальной психологии, но и педагогами, юристами. Так, некоторые педагоги считают, что “перевоспитание осужденных направлено на их ресоциализа­цию и возвращение к честной трудовой жизни на свободе” (т. е. в данном случае ресоциализация рассматривается как результат процесса перевоспитания). Юристы также используют этот термин, в частности, при исследовании вопросов уголовно-исполнительной политики применительно к молодежи, отмечая большую спо­собность к ресоциализации субъекта молодого возраста по срав­нению со взрослым (здесь ресоциализация рассматривается не только как результат, но и как процесс). Общество, социальные институты, занятые социализацией и социальным контролем, могут зафиксировать вступление лично­сти на асоциальный путь и принять соответствующие ресоциализирующие меры. При этом задействуются те же социальные ин­ституты, которые осуществляют процесс социализации, - семья, школа, трудовые, воинские, учебные коллективы, общественные организации, профилактические структуры правоохранительных органов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.