Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место дисциплины в структуре ООП магистратуры






МЕТОДИКИ ЗООЛОГИЧЕСКИХ ИСЛЕДОВАНИЙ

Рабочая программа дисциплины

Направление подготовки 020400 «Биология»

Профиль подготовки «Зоология»

Специализация «Зоология позвоночных»

 

 

Квалификация выпускника

Бакалавр

Форма обучения очная

 

Томск 2011

Одобрено кафедрой зоологии позвоночных и экологии

Протокол № ___ от «___» __________ 2011 г.

Зав. кафедрой Н.С. Москвитина

 

Рекомендовано методической комиссией Биологического института

 

Председатель методической комиссии ________________________

«______» ____________2011 г.

 

 

Рабочая программа по курсу «Методики зоологических исследований » составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр». Приказ Министерства образования и науки № 101 от 04 февраля 2010 года.

Общий объем курса – 72 ч. Из них лекции – 14 ч., практические и семинарские занятия – 24 ч., самостоятельная работа студентов – 34 ч. Зачет в пятом семестре. Общая трудоемкость курса 2 зач. ед.

 

 

Авторы: Сучкова Нелли Георгиевна, к.б.н., доцент кафедры зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета

Агулова Людмила Петровна, д.б.н., профессор кафедры зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета

 

Рецензент: Москвитина Нина Сергеевна, д.б.н., профессор, зав. кафедрой зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета

 

Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Методики зоологических исследований» является знакомство студентов с общими организационно-методическими указаниями и освоение ряда конкретных наиболее общепринятых методик полевого и экспериментального изучения наземных позвоночных, что в конечном итоге способствует приобретению навыков научно-исследовательской работы.

Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Методики зоологических исследований» является компонентом вариативной части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавра по направлению 020400 «Биология». Для успешного освоения курса студентам необходимы теоретические и практические знания, полученные в ходе освоения таких дисциплин как «Зоология позвоночных», «Безопасность жизнедеятельности», «Биологическая статистика».

Освоение дисциплины «Методики зоологических исследований»необходимо для овладения комплексом методических приемов, широко используемых специалистами-зоологами при изучении экологии и поведения наземных позвоночных в научно-исследовательской и производственной деятельности.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методики зоологических исследований»:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями:

следовать этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), иметь четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);

приобретать новые знания и формировать суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);

использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);

проявлять экологическую грамотность и использовать базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимать социальную значимость и уметь прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);

демонстрировать способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыки культуры социального и делового общения (ОК-10);

использовать основные технические средства в профессиональной деятельности: работать на компьютере и в компьютерных сетях, использовать универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создавать базы данных на основе ресурсов Интернет, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13);

проявлять творческие качества (ОК-14);

правильно ставить цели, проявлять настойчивость и выносливость в их достижении (ОК-15);

заботиться о качестве выполняемой работы (ОК-16);

уметь работать самостоятельно и в команде (ОК-18).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

демонстрировать базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимать значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);

использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2);

демонстрировать знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применять основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3);

применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5);

иметь базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов; использовать методы получения и работы с эмбриональными объектами (ПК-8);

знать принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвовать в планировании и реализации соответствующих мероприятий (ПК-12);

оперировать правовыми основами исследовательских работ и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования, соблюдать нормы авторского права (ПК-13).

научно-исследовательская деятельность:

способность эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15);

применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-16);

понимаеть, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований (ПК-17);

научно-производственная и проектная деятельность:

применять на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии (ПК-18);

пользоваться современными методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной биологической информации, демонстрировать знание принципов составления научно-технических проектов и отчетов (ПК-19);

пользоваться нормативными документами, определяющими организацию и технику безопасности работ (ПК-20).

организационно-управленческая деятельность:

понимать и применять на практике методы управления в сфере биотехнологии, природопользования и восстановления и охраны биоресурсов (ПК-21).

педагогическая деятельность:

заниматься просветительской деятельностью среди населения с целью повышения образовательного уровня общества (ПК-23).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- специфику объектов зоологических исследований;

- основные этапы и типы зоологических исследований;

- принципы планирования исследовательской работы;

- правила научного коллектирования;

- приемы наблюдения и определения наземных позвоночных в природе;

- основные методики полевого и экспериментального изучения экологии и поведения наземных позвоночных;

- новинки методической литературы.

Уметь:

- составлять программу исследований по этапам (подготовительный, сбор материала в поле или в лаборатории, камеральная обработка и т.д.);

- грамотно подбирать методики для выполнения конкретных научно-исследовательских работ;

- анализировать и обобщать полученные результаты;

- составлять библиографию по теме своего исследования;

- соблюдать технику безопасности при работе с зоологическими объектами.

Владеть:

- приемами первичной обработки зоологических данных;

- методиками количественного учета наземных позвоночных;

- инвазивными и неинвазивными методиками изучения питания, размножения, контактов и подвижности наземных позвоночных;

- приемами регистрации этограмм;

- физиологическими, биохимическими и генетическими методиками изучения коммуникации животных и других поведенческих характеристик;

- навыками поиска и подбора новой методической литературы.

 


4. Структура и содержание дисциплины «Методики зоологических исследований»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Семинары Самостоятельная работа студента
  Введение в курс «Методики зоологических исследований»               индивидуальные задания
  Планирование исследовательской работы                
  Приемы наблюдения и определения позвоночных в природе                
  Правила научного коллектирования                
  Изучение видового состава и структуры населения наземных позвоночных               доклады
  Принципы и методы количественного учета животных               коллоквиум
  Изучение контактов и подвижности наземных позвоночных                
  Способы изучения размножения                
  Способы изучения питания               сообщения
  Определение возраста наземных позвоночных                
  Морфологические и морфофизиологические исследования наземных позвоночных                

 

  Фенетические исследования в экологии наземных позвоночных               презентации
  Методики изучения поведения животных               презентации
  Сбор и первичная обработка паразитологического материала               коллоквиум
  ВСЕГО                

 

 


Тема 1. Введение в курс «Методики зоологических исследований».

Значение курса в подготовке специалистов-зоологов. Понятие о методе и методике. Историческая справка о развитии методик зоологических исследований. Основные принципы исследовательской работы. Характеристика объектов зоологических исследований и особенности их изучения. Типы зоологических исследований: экспедиционные, стационарные, комбинированные; экспериментальные, или лабораторные; визуальные и инструментальные, теоретические и прикладные, литературные исследования. Фиксирование зоологических наблюдений: типы дневников, полевые журналы и карточки; картирование, зарисовка, фотографирование, аудио- и видеосъемка.

Тема 2. Планирование исследовательской работы.

Принципы планирования. План и программа исследований. Этапы исследования: подготовительный, сбор материала в поле или в лаборатории, камеральная обработка, анализ и обобщение собранного материала, опубликование результатов. Схемы стандартных программ изучения экологии амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих; программа биогеоценологических исследований






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.